Человеческий фактор и аварийность



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человеческий фактор и аварийность



Общепризнано, что безопасность движения на транспорте является одной из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящих от так называемого человеческого фактора, доля которого среди причин транспортных происшествий достигает 90 % и более; на морском транспорте, согласно статистике Международной морской организации (ИМО), человек является причиной аварий в 80 % случаев.

В понятие «человеческий фактор» включают комплекс всех качеств человека, оказывающих влияние на безопасность работы транспорта или же возникновение транспортных происшествий и аварий.

Человек, непосредственно управляющий транспортным средством, - последнее звено в цепи организаторов перевозочного процесса, которое еще может исправить ошибки других участников и предотвратить транспортное происшествие.

Уровень надежности и роль человеческого фактора в системе «человек - машина - среда» определяют: физиологическое и психологическое состояние человека, инженерно-психологическая и профессиональная подготовка, эргономика рабочего места, морально-волевые качества работника, медицинский и психологический отбор, контроль функционального состояния во время работы, медицинская и психологическая поддержка.

Для снижения опасности возникновения транспортных происшествий под влиянием человеческого фактора разрабатываются различные технические системы, которые позволяют следить за состоянием водителей автомобилей, машинистов локомотивов, пилотов, капитанов судов и лоцманов.

 

5. Влияние транспорта на ФЛОРУ И ФАУНУ

Подвижной состав и разветвленная инфраструктура транспорта распространяют свое действие на большие территории, пересекая многообразные рельефы и ландшафты, расположенные в различных климатических зонах. В связи с этим флора и фауна экосистем подвергается усиленному негативному воздействию. Это выражается в следующем:

загрязнение среды обитания живых существ выбросами от транспортных средств;

• сокращение плодородных площадей и ухудшение условий произрастания растений из-за отчуждения земель под пути сообщения;

• разрушение привычных мест расселения животных, птиц, обитателей водоемов и вытеснение их из занятой экологической ниши;

• сокращение численности популяций из-за снижения продуктивности экосистем, отрицательного влияния факторов шума, вибрации, загазованности, беспокойства и непосредственных столкновений с транспортом, приводящих к гибели особей;

• пересечение автомагистралями, трубопроводами, судоходными фарватерами, трассами пролета самолетов, железными дорогами сезонных и суточных путей миграции животных.

Проведенные экологами замеры уровня загрязнения свидетельствуют о том, что на расстоянии до 100 м и более от автодорог в почве накапливаются загрязняющие вещества, в первую очередь тяжелые металлы. Воздух в непосредственной близости от автомагистралей насыщен отработавшими газами транспортных средств, поэтому живые обитатели этих мест вбирают в себя и накапливают в организмах соединения свинца, цинка, кадмия, никеля и другие вредные вещества. Это сокращает продолжительность их жизни.

Изъятие земель при строительстве и эксплуатации дорог, трубопроводов, изменении русла рек для улучшения судоходства приводит к эрозии почв, разрушению почвенно-растительного покрова, уничтожению культурных посевов и лесопосадок, развитию безлесных ландшафтов. Разливы нефти при авариях на трубопроводах уничтожают биоту экосистем. Пожары при аварийных разливах нефти усугубляют негативное воздействие и выводят экосистемы из гомеостатичного состояния на целые десятилетия.

Живые существа гибнут при столкновениях с транспортными средствами. Много наездов совершают водители автомобилей на мелких животных, грызунов, лягушек, ужей и т.д. В огромных количествах погибают насекомые.

Многочисленные столкновения птиц с воздушными судами представляют серьезную угрозу безопасности полетов, часто приводят к летным происшествиям, наносят большой материальный ущерб и губят птиц. Столкновения чаще всего происходят вблизи аэродромов при взлете и посадке самолетов, причем в основном в лобовую часть самолета. Птицы летают в диапазоне высот до 400 м, который и представляет наибольшую угрозу. Для борьбы со скоплением пернатых в зоне взлета-посадки воздушных судов используют специально обученных ловчих птиц (ястребов), которые нападают на мелких птиц и уничтожают их. По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), ежегодно регистрируется около 5400 столкновений самолетов с птицами.

Важную роль в сохранении биотопов играют лесозащитные полосы, посаженные вдоль железных и автодорог. В местах, где часто сменяются лесные и безлесные ландшафты, наблюдается наибольшая интенсивность гибели животных и птиц. Опасность создает также слишком близкое к дороге расположение лесных насаждений. Близкое присутствие транспортных средств, создающих значительный шум и загрязнения, причиняет беспокойство животным.

Дальнейшее развитие транспорта, повышение скоростей движения и увеличение его интенсивности усиливают негативное воздействие на животный и растительный мир.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.012 с.)