СТРУКТУРА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТРУКТУРА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТРАНСПОРТА

Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики любой страны мира. Развитие транспорта — это основной фактор, оказывающий влияние на экономическую активность, пространственную структуру урбанизированных территорий и уровень жизни населения.

Современный транспорт способствует передвижению людей и грузов в любое время и на любые расстояния, активизируя экономические процессы в обществе. Значительная часть мировой экономики связана со строительством путей сообщения, перевозочным процессом, обслуживанием и ремонтом транспортных средств. Транспорт задействует большое число рабочих мест, повышает занятость и уровень жизни населения.

Транспорт также стимулирует развитие торговли, культурных и политических связей. Пространственная структура городов и населенных пунктов, т.е. их планировка, местоположение основных промышленных, торговых, зрелищных, спортивных объектов, во многом зависит от размещения транспортных магистралей и организации движения. Высокий уровень обеспеченности транспортными средствами и развития дорожной сети способствуют проживанию людей в более благоприятных условиях (так называемых спальных районах, пригородной зоне).

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ТРАНСПОРТА

Функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу (рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес видов транспорта (светлым показаны пассажирские перевозки, черным — грузовые) в общей величине экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса

Более половины экологического ущерба от воздействия транспорта приходится на пассажирские перевозки. Особенно велика их доля в экологическом ущербе на воздушном и автомобильном транспорте. На воздушном транспорте пассажирские перевозки доминируют, поэтому их воздействие на величину суммарного экологического ущерба превышает 80 %. Доля экологического ущерба от воздействия автомобильного пассажирского транспорта составляет более 73 %, т.к. в структуре автопарка преобладают легковые автомобили. На остальных видах транспорта основной вред окружающей среде наносится при грузовых перевозках, что обусловлено их большей долей в структуре перевозок.

 

ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТА

Выделяют следующие виды воздействия транспорта:

1. Потребление природных ресурсов: воздуха, воды, почвы, нефти, газа. Транспорт потребляет большое количество природных ресурсов, в первую очередь невозобновляемых энергоресурсов — нефти и газа, а также электрической энергии. В процессе дорожного строительства применяют грунты, скальные породы, песок и прочее. В транспортном машиностроении необходимы черные и цветные металлы, дерево. Вода — необходимый компонент многих технологических процессов.

2. Загрязнение воздушного бассейна, водных объектов, почвы. В среднем доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет 40 — 45 %, а в крупных городах — до 90 %. Доля транспортных выбросов в загрязнении атмосферы выше, чем доля любой из отраслей промышленности.

По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ распределяются следующим образом (2003 г.): 92,4 % общего выброса приходится на автомобильный транспорт, 2,3 % — на железнодорожный, 2,1 % — на дорожный комплекс, 1,3 % — на воздушный транспорт, 1,1 % — на морской и 0,8 % — на речной.

Выбрасываемые транспортными средствами загрязняющие вещества из атмосферного воздуха с течением времени попадают в водные объекты и почву. Загрязнение водной среды транспортом происходит также поверхностными стоками с автомобильных и железных дорог, аэродромов и сточными водами предприятий транспортной инфраструктуры (ремонтных, обслуживающих производств). Больше всего со сточными водами в водоемы поступает нитратов, а также аммонийного азота, фенола и других загрязняющих веществ.

3. Создание высоких уровней шума, вибрации, электромагнитных и тепловых излучений. В настоящее время шум воздушного, автомобильного, железнодорожного транспорта достаточно велик и оказывает негативное воздействие на работников транспорта, пассажиров и население, особенно в городах. Шум создают также механическое оборудование, вентиляционные установки, теплоэнергетические системы, электромеханические устройства, используемые в эксплуатационных и ремонтных предприятиях транспорта.

От транспорта поступает электромагнитное и тепловое излучение. Низкочастотные электромагнитные колебания возникают в системах транспортных средств (электрооборудования, зажигания, управления, охранной сигнализации, навигационной). Высоковольтные линии электропередач городского и железнодорожного электротранспорта создают мощные электромагнитные излучения низкой и высокой частоты. Радиолокационная и радионавигационная техника, необходимая для управления движением транспортных средств и наблюдения за метеорологической обстановкой, работает в условиях электромагнитных полей большой напряженности, представляющих реальную угрозу для людей.

На транспорте имеются источники ионизирующих излучений, к которым относятся перевозимые радиоактивные грузы, а также балластная призма пути, для которой характерно наличие естественных радиоактивных материалов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.231.14 (0.007 с.)