Болевой порог лежит в пределах 120—130 дБА, а предел переносимости определяется величиной 154 дБА. При этом возникают удушье, сильная головная боль, нарушение зрительных восприятий, тошнота.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болевой порог лежит в пределах 120—130 дБА, а предел переносимости определяется величиной 154 дБА. При этом возникают удушье, сильная головная боль, нарушение зрительных восприятий, тошнота.



Персонал транспортных организаций, непосредственно занятый в перевозочном процессе и ремонте подвижного состава, работает в условиях повышенной интенсивности шума. Значения интенсивности шума, дБА, возникающего при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и пассажиры, а также люди, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта, представлены ниже:

Пассажирское судно (в 25 м от борта) 68—72

Грузовое судно (в 25 м от борта) 70—74

Буксир и толкач 74—78

Легковой автомобиль 70—80

Автобус 80—85

Грузовой автомобиль 80—90

Поезд метрополитена 90—95

Железнодорожный состав (в 7 м от колеи) 95—100

Железнодорожный состав (у колес) 125—130

Реактивный самолет на взлете 130—160

Внутри транспортных средств уровни шума ниже: в пассажирских вагонах поездов — до 68 дБА, в салоне самолета — 75—85 дБА, в кабине экипажа самолета — 80 дБА, вертолета — 90 дБА, в салоне автомобиля — около 60 дБА. При наборе скорости автомобилем, открывании и закрывании дверей наблюдается резкое возрастание шума — до 100 дБА. На оживленных автотранспортных магистралях шум достигает 80—85 дБА.

В ремонтных организациях транспорта многие производства характеризуются высокими уровнями шумового воздействия. Для производственных процессов в целом характерен шум 75—120 дБА, который неблагоприятен для физиологии человека.

Высота звукаопределяется частотой колебаний среды и измеряется в герцах (Гц).

1 Гц равен 1 колебанию в секунду. В зависимости от частоты звуковые колебания подразделяются на: инфразвуковые (низкочастотные), акустические (слышимые), ультразвуковые (высокочастотные), гиперзвуковые (сверхвысокочастотные).

ухо человека воспринимает звуковые колебания большого диапазона частот. При превышении значений предела порога слышимости слуховой аппарат вместе со слуховым центром мозга может воспринимать звуковые колебания не только акустического, но ультразвукового и инфразвукового диапазонов.

Инфразвук. Значительное физиологическое воздействие на организм человека оказывают неслышимые инфразвуки, особенно имеющие большие амплитуды колебаний, которые входят в резонанс с колебаниями внутренних органов и могут ощущаться как боль в ухе.

Инфразвуковые волны особенно влияют на психоэмоциональную сферу, сердечно-сосудистую, эндокринную и другие системы. Это приводит к нарушению координации движений, ослаблению внимания, уменьшению остроты зрения, что при управлении скоростными транспортными средствами может вызвать аварийные ситуации. Инфразвук с частотами 15—20 Гц вызывает чувство страха.

В естественных экосистемах инфразвуковые колебания возникают при землетрясениях, ураганах, штормах, полярных сияниях, магнитных бурях и других природных катаклизмах. В искусственных экосистемах они проявляются при работе машин и механизмов.

Много источников инфразвука имеется на транспорте. С ним сопряжена работа компрессорных установок, тормозных систем поездов и грузовых автомобилей, тяговых электродвигателей, дизелей, газовых турбин и т.д.

В процессе полета сверхзвуковых самолетов при прохождении ими звукового барьера образуется ударная волна в диапазоне 1 - 100 Гц. При взлете самолета типа Ту-154 уровень инфразвука в салоне составляет 80 дБА на частоте 4 Гц и 90 дБ на частоте 20 Гц.

В кабинах легковых автомобилей отмечаются высокие уровни инфразвука до 100—110 дБА в диапазоне 9—16 Гц; при открытых окнах звуковое давление повышается до 120 дБА в диапазоне 2—6 Гц. Инфразвуковому воздействию подвергаются экипажи и пассажиры транспортных средств. Его испытывают также люди, находящиеся и проживающие вблизи автотрасс, поскольку транспортные потоки формируют низкочастотный шум в окрестностях дорог. Этот шум образует инфразвуковой фон в 70—120 дБА в рядом стоящих жилых и общественных зданиях и фон в 80—100 дБА на территории жилой застройки.

В транспортных процессах инфразвуку, как правило, сопутствуют высокочастотные звуки акустического диапазона, поэтому инфразвук мало ощутим, но от этого не становится менее опасным.

Акустический диапазон включает шумы производственные и бытовые, непрерывные и импульсные. Большую величину шумового воздействия создают транспортные средства. Шум уличного движения в больших городах, авиационный и от движения железнодорожных составов дают основной вклад в шумовой фон города.

В акустическом диапазоне высокочастотные шумы считаются более вредными. Транспортные средства создают преимущественно низко- и среднечастотный спектр шума.

Ультразвук также вреден для человека, но его воздействие проявляется реже. Ультразвук неслышим для человека, но воспринимается и издается некоторыми животными (летучие мыши, рыбы, насекомые, птицы). Он представляет собой механические колебания в газах, жидкостях и твердых телах. Используется в производственных процессах при металлообработке в ультразвуковых установках, для получения эмульсий, сушки, очистки, сварки, для целей дефектоскопии, навигации, подводной связи. Ультразвук возникает при работе станков, ракетных и иных двигателей. Влияние ультразвука низкочастотного диапазона, характерного для промышленного производства, оказывает действие на организм человека не только в зоне контакта, но и на всю поверхность тела и на вестибулярный аппарат. Даже небольшие дозы ультразвукового облучения этого диапазона при длительных и многократно повторяющихся воздействиях вызывают у работающих слабость, сонливость, снижение работоспособности.

Гиперзвук представляет упругие волны, сходные с ультразвуком. Получают его искусственно, генерируя с помощью специальных излучателей. Распространяется только в кристаллах, в воздухе сильно поглощается. Для транспортных процессов не характерен.

Продолжительность шумового воздействия. Большая продолжительность воздействия шума оказывает вредное влияние на общее здоровье человека. В условиях сильного шума возникает опасность снижения и потери слуха. Она обусловлена индивидуальными особенностями человека. Некоторые люди теряют слух даже после короткого периода воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, у других даже сильный шум при продолжительном воздействии не приводит к потере слуха.

Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов, вызывающих повышенную заболеваемость. С действием шума связаны рост нервных, сердечно-сосудистых заболеваний, развитие язвенной болезни и тугоухости у городского населения, а также у рабочих некоторых профессий, связанных с воздействием шума. Шум оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывая переутомление и истощение клеток коры головного мозга. Понижается внимание, нарушается координация движений, ухудшается работоспособность.

В современном мире рост городов сопровождается ускоренным развитием транспорта, промышленности, телевидения и других источников шума. Основным из них является транспорт. Вредное шумовое влияние транспорта сопровождает человека всю его жизнь и усиливается под действием вибрации, загазованности и других видов воздействия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.007 с.)