Коммунизм: основоположники, время возникновения, основные положения. Журналистская проблематика вопроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммунизм: основоположники, время возникновения, основные положения. Журналистская проблематика вопроса.



 

Коммунизм - в марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Основоположники: Томас Мор, Фурье, Кампанелла, Уинстенли, Бабёф

Маркс, впервые, сформировал коммунизм как науку.

Время возникновения – Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

Основные положения – бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям". Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1972, с. 62).

 

Л. ЭРХАРД

 

Людвиг Эрхард (4 февраля 1897, Фюрт — 5 мая 1977, Бонн) — западногерманский экономист и государственный деятель.

Основные труды: «Благосостояние для всех» и «Военные финансы и консолидация долгов».

Он много сделал для «экономического чуда» ФРГ. В 1946 г., будучи министром экономики Баварии, Эрхард активно настаивал на проведении реформ. Реформы были объявлены 18-20 июня 1948 г., причем Эрхард осуществил свои личные действия по либерализации германской экономики. Американский вариант предполагал введение вместо рейхсмарок стабильной валюты. Эрхард же одновременно с этим отменил государственное планирование и централизованное ценообразование на большую часть товаров, предоставив немецким предприятиям полную свободу деятельности. Эрхард продолжал держаться за либерализм и финансовую стабильность, несмотря на страшные трудности 1948-49 гг. и жесткое сопротивление социал-демократов.

После образования ФРГ Эрхард — христианский демократ, министр экономики в правительстве Конрада Аденауэра (1949—1963) и его преемник на посту федерального канцлера (1963—1966). Он много сделал для «экономического чуда» ФРГ.

Судьба реформы решилась после начала корейской войны. Цены на сырье, импортируемое немецкой промышленностью, выросли в среднем на 67 %, тогда как цены на готовую продукцию, экспортируемую из страны, — только на 17 %. Обеспечить быстрый экономический рост можно было только за счет захвата внешнего рынка и вытеснения с него конкурентов. Если бы промышленность в этот момент не оказалась конкурентоспособной, кризис мог бы только ухудшить хозяйственное положение. Паника, связанная с ожиданием новой глобальной войны, вызвала покупательский ажиотаж. Между канцлером Аденауэром и министром экономики возник острый конфликт, вышедший за пределы узкого партийного руководства. Пришлось пойти на компромиссы, допустив нелиберальные ограничения во внешнеэкономической сфере. Это позволило выиграть время. А затем война стала работать на Германию. Стабильная экономика с дешевой рабочей силой стала наполнять мировой рынок, остро нуждающийся в товарах, своей продукцией. Благодаря низким налогам темп роста германского ВВП в 50-х гг. оказался самым высоким среди развитых стран, а темпы роста цен — самыми низкими.

Эрхард полностью отказался от манипуляций с регулированием, столь популярных на Востоке и активно использовавшихся его предшественниками в Германии. Он строго определил Германию как страну западной культуры и рыночной экономики, сделав ее одним из столпов «общего рынка».

Знаменитые высказывания:

 

«Сегодняшняя система должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма».

 

«Даже если у нас и нет полного единства относительно целей, однако ясен курс, которым мы должны идти: освобождение от государственно-командной экономики, которая заставляет всех граждан нести унизительное ярмо бюрократии, душащей всякую жизнь, убивающей всякую ответственность и чувство долга, /…/ в конечном счете неизбежно превращающей самого добронравного гражданина в бунтовщика».

 

"Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней".

«Я готов,— отмечал он,— уговаривать каждого отдельного германского гражданина до тех пор, пока он не устыдится, что не поддерживает усилия, направляемые на поддержание устойчивости валюты».

 

Билет №14

1.Дайте определение терминам и понятиям «воспроизводство капитала», «формы воспроизводства капитала», «концентрация капитала», «монополия», «монополистическое ценообразование».

а) Воспроизводство капитала - постоянное возобновление (образование) капитала.

б) Формы воспроизводства капитала:

Простое воспроизводство: такое воспроизводство означает повторение процесса производства из года в год в неизменных масштабах, при этом размеры функционирующего капитала в обществе не меняются.

Расширенное воспроизводство: воспроизводство во все увеличивающихся размерах, когда постоянно растет и совершенствуется используемый капитал.

в) Концентрация капитала - наращивание капитала посредством соединения капиталов разных владельцев, а также за счет превращения прибыли в капитал (капитализации доходов).

г) Монополия (от греч. monos - один и poleo - продаю) - исключительное право на что-либо. Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

д)Монополистическое ценообразование

Во второй половине XX в. с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства. В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. с помощью произвольно устанавливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами.Назовем некоторые способы:

1.Хозяйственный бойкот —частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение).

2.Демпинг —преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам

4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.

6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии.

Часто государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям:

1-ое направление:предотвращается абсолютная монополизация рынка.(серьезное ограничение торговли)

2-ое направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает абсолютную монополизацию и ослабляет конкуренцию.

3-е направление: запрещается установление монопольных цен

4-ое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные», или «обманные», способы соперничества—демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.008 с.)