Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нетрудовая теория стоимости: авторы, время возникновения, основные положения. Журналистская проблематика вопроса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк и Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Нетрудовая теория стоимости – часть теории предельной полезности. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У. С. Джевонсом. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Основные положения их теории таковы: 1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. 2. Полезные блага подразделяются на два вида: имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.) – эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей; являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них – именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность. 3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. 4. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность "предельного экземпляра", удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода. Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от "запаса" (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается "запас", то предельная полезность вещи снижается. Когда "запас" уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности.
С точки зрения журналистики теория нетрудовой стоимости чрезвычайно важна, так как журналистика, безусловно, освещает блага, которые не всегда являются объективно ценными, но имеют большое значение, если оценивать их субъективно. Для журналистики интересны предметы, которые ценны в обществе не столько с материальной, сколько с духовной точки зрения – или с обеих вместе. Сама журналистика и ее продукты с объективной точки зрения не являются полезным благом, но пользователями ей дается весьма высокая оценка. Чем дефицитнее, то есть уникальнее, журналистский материал – тем выше интерес к нему, а чем больше материалов на одну и ту же тематику – тем меньше они вызывают спрос, причем спрос падает с накоплением материалов по определенной теме.
Альфред Маршалл
Альфред Маршалл (1842—1924) — английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики. Основные труды: 1. The pure theory of foreign trade and the pure theory of domestic values, L., 1879, 2. «Экономика промышленности» (The Economics of Industry,1879, в соавторстве с женой Мэри Пэйли (Paley)), 3. «Принципы экономической науки» (Principles of Economics, 1890-1891), 4. «Элементы экономики промышленности» (Elements of the Economics of Industry, 1892), 5. «Промышленность и торговля» (Industry and Trade, 1919), 6. «Деньги, кредит и торговля» (Money, Credit and Commerce, 1922).
Главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма. Альфред Маршалл известен прежде всего как автор теории рыночного ценообразования. Маршалл предложил переключить усилия экономистов с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблемы взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он тщательно проанализировал, как складываются и взаимодействуют эти силы, ввел понятие «эластичности спроса», предложил свою теорию рыночной цены. Объяснение рыночной цены у А. Маршалла опирается как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности. Иначе говоря, ученый предложил «компромиссный» подход, при котором цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую согласен уплатить потребитель, определяется степенью полезности товара, цена же, которую назначает производитель, не может быть — по крайней мере — ниже издержек производства. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне. Маршалл не ограничился только моделью «мгновенного равновесия», а исследовал, что произойдет со спросом, если изменятся такие факторы, как вкусы потребителей и их доходы, число потребителей, цены на товары-заменители («субституты») и взаимодополняющие («комплементарные») товары. Аналогичным образом ученый исследовал факторы, влияющие на предложение (среди них — технология производства, цены на ресурсы, налоги и субсидии и т. п.). Маршалл пришел к выводу, что под влиянием названных факторов происходит смещение кривых на графиках, а следовательно, меняется и уровень равновесной цены. На основе анализа графиков Маршалл формулирует "закон спроса": "Чем больше количество товара, которое имеется ввиду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей. или другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены". Далее А.Маршаллом оговаривается, что "закон спроса" не применим к спросу в ходе борьбы между группами спекулянтов. Создание теории цены равновесия принесло А. Маршаллу титул «величайшего экономиста XIX века». Ученый трактовал закон убывающего плодородия почвы как универсальный закон убывающей производительности, действующий не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, имеющий всеобъемлющее значение. Капитал, по мнению А.Маршалла, не имеет вещественной формы, но тесно связан с вещами. К капиталу он относил и нематериальные блага: знания, организацию, а также деловые способности, профессиональное мастерство и деловые связи предпринимателя. Принципу замещения А.Маршалл придавал большое значение. Предприниматель выбирает себе те факторы производства, которые считает наиболее подходящими для достижения цели. Цена суммы его факторов всегда ниже цены любого другого набора факторов. Маршалл разработал также теорию коротких и долгих периодов, как приложение к его теории спроса и цены. Он говорит о необходимости учета длины рассматриваемого периода для выяснения общей закономерности цен. Оказывается, различие между короткими и долгими периодами имеет очень важное для экономической теории значение. Роль спроса и предложения неодинакова для коротких и долгих периодов. Периодам соответствуют три типа цен: рыночные цены; нормальные цены для коротких периодов (Маршалл называет их субнормальными цены); нормальные для долгих периодов. Рыночные цены определяются только соотношением спроса и предложения. Нормальные цены для коротких периодов подвержены воздействию как со стороны спроса, так и издержек производства. Нормальные цены для долгих периодов определяются исключительно нормальными издержками производства и спрос здесь играет лишь косвенную роль. В современной западной экономической науке Маршалл считается классиком. Что касается теории цены, то современные экономисты считают ее основополагающей и лишь углубляют ее, оснащая математическим аппаратом. Исходной посылкой анализа Маршалла была идея саморегулируемой, автоматически развивающейся экономической системы, оспариваемая многими последующими экономистами. Теория Маршалла получила название "теории цены без стоимости".
Билет №11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.008 с.) |