Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение термина «качество»
Все, чему посвящена квалиметрия – это качество. Качество, в широком смысле этого понятия, – это объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной (потребительский) характер и поэтому является более узким и специфичным (специальным). Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что в понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми. Качество является основным и наиболее общим понятием (категорией) в системе исходных понятий квалиметрии. Наиболее распространено мнение о том, что качество, во-первых, есть «совокупность характеристик объекта». Однако многочисленными исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств объекта и, следовательно, их характеристик, а единая синергетическая система элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это совокупность его свойств или характеристик или все же это совокупная характеристика всех свойств объекта, т.е. объекта в целом. Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно (по определению) оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, то показателем качества объекта должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим на практике доказывается, что качество – это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. Итак, качество – атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная (обобщенная) характеристика всех его свойств и признаков.
Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения; в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта. В стандарте международной организации по стандартизации ИСО 8402–94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» было дано следующее определение понятия «качество»: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». В международном стандарте ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» приводится такое определение: «Качество – это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям». Предыдущее определение раскрывает содержательный смысл понятия «качество». Следует отметить, что такая трактовка этого понятия содержалась в первых отечественных терминологическим стандартах – ГОСТ 15467–70 «Качество продукции. Термины» и ГОСТ 15467–79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность, удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
2. Документы, отражающие основные понятия и положения в области оценки и обеспечения качества продукции и услуг
Основные понятия и положения в области оценки и обеспечения качества продукции и услуг, применяемые в международной и отечественной практике, определяются документами международных организаций ИСО и МЭК и Госстандартом Российской Федерации.
Наиболее важными из них являются следующие. ГОСТ 15467–79 «Качество продукции. Термины». ГОСТ 17341–71 «Качество продукции. Основные понятия управле-ния. Термины и определения». «Методика оценки уровня качества промышленной продукции – 1971». Позднее эта методика была переиздана в 1979 г. под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции» – РД 50–149–79. «Методические указания по построению, содержанию и изложению стандартов на номенклатуру показателей качества продукции» МУ–64–76. Спустя восемь лет эти указания были переизданы под названием «Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции» – РД 50–64–84. ГОСТ 13377–67 «Надежность в технике. Термины и определения». «Методические указания. Методика выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств» МУ 3–69.
Показатель качества
Качество характеризуется показателями. Показатель качества – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта (для продукции – к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления; для услуги – к определенным условиям ее разработки и оказания; для процесса – к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.) |