Определение термина «качество» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение термина «качество»



Все, чему посвящена квалиметрия – это качество. Качество, в широком смысле этого понятия, – это объек­тивная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта.

Качество объекта потребления – это совокупная характерис­тика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворе­ны и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной (по­требительский) характер и поэтому является более узким и спе­цифичным (специальным). Существуют и ограниченные пред­ставления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характерис­тикам объекта. Следует отметить, что в понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъек­тивные оценки полезности объекта, предназначенного для по­требления или уже потребляемого людьми.

Качество является основным и наиболее общим понятием (ка­тегорией) в системе исходных понятий квалиметрии.

Наиболее распространено мнение о том, что качество, во-первых, есть «совокупность характеристик объекта». Однако мно­гочисленными исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств объекта и, следовательно, их ха­рактеристик, а единая синергетическая система элементов, ко­торыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально важно определиться: качество объекта это сово­купность его свойств или характеристик или все же это совокуп­ная характеристика всех свойств объекта, т.е. объекта в целом.

Если считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно (по определению) оцениваться некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, то показателем качества объек­та должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим на практике доказывается, что качество – это совокупная характеристика сущности объекта, обусловлен­ная его свойствами и признаками.

Итак, качество – атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная (обобщенная) харак­теристика всех его свойств и признаков.

Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо, во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество; во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значе­ния; в-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемо­го за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать каче­ство исследуемого объекта.

В стандарте международной организации по стандартизации ИСО 8402–94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» было дано следующее определение понятия «качество»: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».

В международном стандарте ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» приводится такое определение: «Качество – это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям». Предыдущее определение раскрывает содержательный смысл понятия «качество». Следует отметить, что такая трактовка этого понятия содержалась в первых отечественных терминологическим стандартах – ГОСТ 15467–70 «Качество продукции. Термины» и ГОСТ 15467–79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность, удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

 

2. Документы, отражающие основные понятия и положения в области оценки и обеспечения качества продукции и услуг

 

Основные понятия и положения в области оценки и обеспечения качества продукции и услуг, применяемые в международной и отечественной практике, определяются документами международных организаций ИСО и МЭК и Госстандартом Российской Федерации.

Наиболее важными из них являются следующие.

ГОСТ 15467–79 «Качество продукции. Термины».

ГОСТ 17341–71 «Качество продукции. Основные понятия управле-ния. Термины и определения».

«Методика оценки уровня качества промышленной продукции – 1971». Позднее эта методика была переиздана в 1979 г. под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции» – РД 50–149–79.

«Методические указания по построению, содержанию и изложению стандартов на номенклатуру показателей качества продукции» МУ–64–76. Спустя восемь лет эти указания были переизданы под названием «Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции» – РД 50–64–84.

ГОСТ 13377–67 «Надежность в технике. Термины и определения».

«Методические указания. Методика выбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств» МУ 3–69.

 

Показатель качества

 

Качество характеризуется показателями.

Показатель качества – количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта (для продукции – к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления; для услуги – к определенным условиям ее разработки и оказания; для процесса – к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.)