Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Ступени познания.

Поиск

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Познание человека начинается с обобщения данных, полученных с помощью зрительного, слухового, вкусового и обонятельного чувств, составляющих его первую ступень — чувственное познание в виде ощущения, восприятия и представления.

Процесс, начавшийся с чувственного познания, завершается рациональной ступенью познания, формами которой являются понятие (обобщенная мысль об определенном роде предметов, явлений или событий), суждение (мысль об утверждении или отрицании чего-либо) и умозаключение (добытая новая мысль). В целом познание есть единство чувственного и рационального.

Результатом познания является здоровье, красота мысли, знание, существующее в различных формах. В процесс добывания знаний о действительности в рамках познания включаются память, воображение, интуиция и явления творчества. Если с помощью памяти человек сохраняет и восстанавливает полученное путем чувственных и рациональных форм, то путем воображения воплощает ранее известные или новые чувства и мысли. Обычно в составе воображения всегда содержатся элементы нового знания.

С помощью интуиции (внимательного взгляда) человек без доказательства и осмысливания приобретает определенное знание. Ряд мыслителей рассматривают интуицию как всегда существующее соответствие между человеком и окружающим его Миром.

От того, что познание есть неотъемлемое свойство человека, объясняются его способности творить новое. Творчество — это есть процесс созидания ранее неизвестного знания или материальных объектов, сделанных на основе этого знания. Различают разные степени творчества: благодаря гениальности можно добиться выдающегося результата, талантливость же выражает высокий потенциал человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.006 с.)