Понятие системы как целостного единства связей и отношений между элементами. Системный подход в потребительской кооперации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие системы как целостного единства связей и отношений между элементами. Системный подход в потребительской кооперации.



Единичное, особенное и общее

Единичное, особенное и общее - философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания. Разберем каждую из категорий отдельно.

Единичное (отдельное, индивидуальное) - определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени.

Всеобщее (общее) - сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Это единство в многообразии, это закон, связующий многообразие явлений в систему (т. н. конкретно-всеобщее).

Особенное - единство единичного и всеобщего; предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенное всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное.

На единичное и общее делятся не только признаки, но и предметы.

Сущность и явление

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - филос. категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внеш. формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

В антич. философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств. нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление сущности и явления приобретает гно-сеологич. характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление сущности и явления, Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абс. идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

Содержание и форма

Содержание и форма - философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение содержание и форма характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержание и форма представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Категории содержания и формы появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное первоначало — сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистических позиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств, вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая, активная роль.

Наиболее развитую античную концепцию содержания и формы построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу.

И. Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиционную проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о содержании и формы мышления.

Причина и следствие

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ - философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов.

Взаимодействие причина и следствие имеет ряд основных характеристик, совокупность которых выделяет причинно-следственную связь из множества иных связей природного и социального мира. Причина и следствие связаны генетическим типом отношений. Причина не просто предшествует следствие во времени, но посредством переноса вещества, энергии, информации обусловливает его возникновение и существование. Например, взаимодействие электрона и позитрона является причина возникновения двух фотонов, солнечный свет - явления фотосинтеза и т.д.

Взаимодействие причины и следствия не совпадают во времени: причина всегда предшествует следствию. Причина и следствие могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во мн. областях объективной действительности само взаимодействие причина и следствие выступает как причина изменения явлений и процессов.

В противоположность идеалистич. воззрениям, отрицающим объективное содержание понятий причина и следствие, материалистич. концепции обосновывают взгляд, согласно которому знание причинноследственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

В отличие от метафизич. материализма, видевшего только одну сторону причинной зависимости — воздействие причины на следствие, диалектич. материализм признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, которое выступает как взаимодействие.

Необходимость и случайность

Необходимость и случайность, соотносительные философские категории, выражающие типы связи, которые определяются существенными и привходящими факторами.

Необходимость (Н.) — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений её развития: выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при данных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность (С.) — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления необходимость и дополнение к ней.

В зависимости от причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки необходимость может быть подразделена на такие основные виды:

- внутренняя необходимость, вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира;

- внешняя необходимость, порождаемая привходящими обстоятельствами;

- необходимость более общего, фундаментального порядка, действие которой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности;

- необходимость менее общего порядка, действие которой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная необходимость, определяющая поведение совокупности объектов, которая выражается статистическими закономерностями;

- простая необходимость, определяющая поведение индивидуальных объектов, которая выражается динамическими закономерностями;

- необходимость, управляющая явлениями действительности, которая может одновременно выражаться как статистическими, так и динамическими закономерностями.

Случайность также подразделяется на ряд видов:

- внутренняя случайность, органически связанная с данной необходимостью;

- внешняя случайность, выступающая как нечто постороннее по отношению к данной необходимости и вызываемая преимущественно побочными факторами;

- объективная случайность, которая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная случайность, порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением объективно действующих законов;

- благоприятные или неблагоприятные случайности, соответственно ускоряющие или тормозящие развитие тех или иных сторон действительности.

Понятие системы как целостного единства связей и отношений между элементами. Системный подход в потребительской кооперации.

Под системой понимается:

«Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи);

«Нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных..., свойственных реальной логике» (Р. Эшби);

«Множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами (Холл А., Фейдшин Р.)»;

«Совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исклю-чения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных эле-ментах» (Топоров В.Н.);

«Взаимосвязь самых различных элементов», «все состоящее из связанных друг с другом частей» (С. Бир);

«Отображение входов и состояний объекта в выходных объекта» (М. Месарович).

Правильно было бы сказать, что строгого, единого определения для понятия «система» в настоящее время нет.

Система (греч.- «составленное из частей», «соединение» от «соединяю») - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Система есть совокупность или множество связанных между собой элементов. Элементы системы могут представлять собой понятия, в этом случае мы имеем дело с понятийной системой (инструмент познания). Элементами системы могут являться объекты (устройства) (ПК - клавиатура, мышь, монитор и т.д.). Элементами системы могут быть субъекты: игроки в футбольной команде, студенты в группе и т.д.

Таким образом, система - это совокупность живых и неживых элементов либо тех и других вместе. Существует несколько десятков определений этого понятия. Их анализ показывает, что определение понятия система изменялось не только по форме, но и по содержанию.

Так Л. фон Берталанфи определяет систему, как «комплекс взаимодействующих компонентов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой».

Отличительным (главным свойством) системы является ее целостность. Комплекс объектов, рассматриваемых в качестве системы, представляет собой некоторое единство, целостность, обладающую общими свойствами и поведением.

Очевидно, необходимо рассматривать и связи системы с внешней средой.

Система проявляется как целостный материальный объект, представляющий собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов. Основные свойства системы проявляются через целостность, взаимодействие и взаимозависимость процессов преобразования вещества, энергии и информации, через ее функциональность, структуру, связи, внешнюю среду и пр.

Можно выделить четыре основных свойства:

- система есть, прежде всего, совокупность элементов, которые при определенных условиях могут рассматриваться как системы;

- наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы. Указанное свойство отличает систему от простого конгломерата и выделяет ее из окружающей среды;

- наличие определенной организации, что проявляется в системе энтропии (системе неопределенности, хаоса), системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов, определяющих возможность создания системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент, число квантов пространства и времени;

- существование интегративных свойств, т.е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не окружают их полностью. Т.е. система не сводится к простой совокупности элементов, и, расчленяя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом.

В самом общем случае понятие «система» характеризуется:

1) наличием множества элементов;

2) наличием связей между ними;

3) целостным характером данного устройства или процесса.

В научной литературе имеется множество определений этого понятия. В философском теоретико-познавательном смысле система есть способ мышления как способ постановки и упорядочения проблем. В научно-исследовательском понимании система представляет собой общую методологию исследования процессов и явлений, отнесенных к какой-либо области человеческих знаний, в качестве объекта системного анализа. В проектном понимании система представляется как методология проектирования и создания комплексов методов и средств для достижения определенной цели. В наиболее узком, инженерном смысле система понимается как взаимосвязанный набор вещей (объектов) и способов их использования для решения опреде-ленных задач. В Советском энциклопедическом словаре система определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Кооперация – это совокупность экономических организаций, созданных трудящимися для получения максимального вознаграждения их труда, при одновременном отказе от поощрения капитала, в какой угодно форме и для любого его владельца, а также с целью удовлетворения потребностей кооператоров.

Основные ценности кооперации: единство, взаимопомощь, солидарность, демократия, справедливость, добровольность, сотрудничество, рациональное ведение хозяйства, открытость, независимость.

Принципы потребительской кооперации (Рочдейльские принципы)

- цены, по которым реализуются товары и услуги потребительского кооператива должны быть ценами обычной розничной, а не оптовой торговли (средние рыночные цены без предоставления скидок для кооператоров);

- кооперативный доход, представляющий собой средства, необходимые для возвращения покупателям – членам кооператива излишне заплаченных за товар денег или, иначе, сбережений, полученных благодаря оптовым закупкам и устранению торговых посредников, должен быть распределен между ними в виде кооперативных выплат и представлять собой компенсацию за сделанные приобретения;

- во имя сохранения целостности общественного дела не допускается реализация товаров (услуг) в кредит, в том числе и кооператорам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.125 с.)