СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.



Проблема сознания до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В общем смысле сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует и имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

1. Физикализм— крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: • головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы; • сознание человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; • человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина — материальный объект; • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании.

Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания: • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик; • сознание может «господствовать» над образами; • никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека.

2. Солипсизм— другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом исолипсизмом (крайними направлениями) находятся:

объективный идеализм- признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм— считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.Можно выделить три основополагающие из их числа:

1. Согласно космической (божественной) точке зрениясознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

2. Основная идея другой, «биологической» точки зрения:сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию; • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; • животное накапливает и умело использует опыт; • многие действия, совершаемые животными сложны и требуют большой работы сознания; животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки и т. д.

3. Согласно «человеческой» точке зрениясознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны, имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания,известное как теория отражения.Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Материи вообще присуще свойство отражения.

Отражение— это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. В большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими.

Элементарными формами отражения являются:

• механическое;

• физическое;

• химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отраженияявляются:

1. Раздражимость— простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира.

2. Чувствительность — следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

3. Психическое отражение- систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

4. Сознание- высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способ­ность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных большей глубиной, большей способностью к преобразующей деятельности, способностью к абстракции.

Главными свойствами человеческого сознанияявляются:

1. Идеальность— это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств.

2. Интенциональность- направленность на предмет. Подразумевает наличие предмета сознания и формы (как оно воспринимает предмет). Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт. Предметом сознания, в свою очередь, являются: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир.

3. Идеаторность сознания— способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.50 (0.012 с.)