Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.



Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни– единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей.

Человек всегда есть смысложизненное существо. Смысложизненность есть его подлинная природа. Совокупность жизненных смыслов личности составляет его мировоззрение. Составляющие его смыслы, в значительной степени, есть одновременно ценности как локальные, так и генеральные. Отнесение к генеральным, а затем и локальным смыслам есть оценка. Безоценочное понимание невозможно. Для тех, кто не знает, "чего он хочет и что он должен", характерны особые психогенные неврозы, требующие особых методов лечения, устраняющих экзистенциальный смысложизненный вакуум. Это подтверждают исследования по психологии лиц, совершавших уголовные преступления, алкоголиков, безработных, людей, совершавших самоубийство или покушавшихся на него, и ряда других категорий.

Особый интерес представляют наблюдения психологов, волею судьбы оказавшихся в годы второй мировой войны в фашистских концлагерях. Все они подтверждают правоту слов Ф. Ницше: "У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как". Вся психотерапия в лагере, вспоминает австрийский психолог В. Франкл, была направлена на то, чтобы предложить это "зачем жить". Тот, кто не мог больше верить в будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, "внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно".

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит в том, "существует ли логика, приемлемая вплоть до самой смерти?" Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни созидается самим субъектом.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни

В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Каждый человек и каждая эпоха – средства достижения окончательной цели (совершенство будущего человечества).

В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:

1. Гедонизм – жить, значит наслаждаться;

2. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;

3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей ит.д.)

4. Утилитаризм – жить– значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;

5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека

6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее достижения.

Естественный конец всего живого — смерть. Поэтому и для человека отношение к ней — существенный момент его мировоззрения.

Древние египтяне: земное существование человека — это подготовка к загробному. Смерть — это тоже жизнь, но в другом мире. Платон: смерть есть отделение души от смертного тела. Стоики: смерти бояться нечего, так как человек со смертью не встречается, она для него реально не существует. Христианство: Цель жизни – движение к вечности. Смерть не трагедия, а начало вечной жизни. Ислам: Земная жизнь – ценность, но высший суд – начало нового, более совершенного мира. Буддизм: Жизнь – непрерывный поток реинкарнаций, отношение к смерти – спокойное. Бессмертие – очищение от эгоизма, лжи, злобы.

Н.Ф. Федоров: всеобщее воскрешение всех умерших. Сделать это возможным — долг детей перед родителями. Атеистический экзистенциализм: смерть как избавление от бессмысленного существования. Религиозный экзистенциализм: смерть как таинство соединения божественного и человеческого. Смерть бессмысленна, но не от бессмысленности бытия, а от скрытости его смысла для человека. Марксизм: смерть как диалектический момент существования человечества. По Марксу, смерть — это победа рода над индивидом. Истина индивидуального бытия в бытии рода. Трагизм смерти снимается тем, что индивид остается жить в роде. Смысл жизни в данном случае в служении роду, в обеспечении его счастливого будущего. Н.Н. Трубников: в жизни самой по себе нет никакого заранее смысла. Смысл жизни находится в ее становлении. Если бы был заранее заданный смысл, человек был бы лишен возможности выбирать и созидать свою человеческую сущность. Это счастье, что нет заранее заданного смысла. Этот смысл можно и нужно находить в человеческой жизни сегодня. Жизнь не противоположна смерти. Отсутствие смерти предполагает не жизнь, а отсутствие рождения. Если мы принимаем рождение, мы должны принять и смерть. Мысль о бессмертии может напугать страшнее всякой смерти. Смерть ужасна, но ужасно и бессмертие.

Но если природа не дает нам смысла жизни, его приходится искать в самой жизни. В.Франкл: поиск смысла жизни - врожденное стремление человека, основной двигатель поведения и развития личности. Если в реальной жизни человек не находит смысла своей жизни, он пытается найти его в жизни иллюзорной. Отсюда пьянство, наркомания.

Интерес к проблеме жизни и смерти обострили глобальные проблемы и успехи биоинженерии (эвтаназия, аборты, суицид). Наука стремится найти средства для увеличения продолжительности жизни, надеясь и на возможность бессмертия человека.

1. гены, потомство

2. медицина будущего

3. результаты творчества

4. прорыв в иные измерения, миры, трансформация сознания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.022 с.)