ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ. ПРАВО И МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ. ПРАВО И МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.



Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.

В философской литературе выделяются различные типы ценностей:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается.

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят: природные объекты, процессы и явления; социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся: установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью: просто ценности; групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные); общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством: внешние ценности; внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации: абсолютные или вечные ценности (константы); ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностейи ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют: ценности как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

Мораль (нравственность)— специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Мораль выступает, как правило, в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. Основные нравственные ценности усваиваются человеком в процессе личностной социализации. Структура морали включает в себя нравственные взгляды, смысложизненные ориентации и идеалы, нравственные чувства, традиции, нормы, принципы, категории добра, справедливости, счастья и т. д.

Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Право выражает волю общества, которая, как правило, обусловлена экономическими, духовными, природными и другими условиями общественной жизни. Эта воля общества выражает его интересы и притязания, а также возводит их в ранг общеобязательного закона. Таким образом, воля общества, отраженная в законе, становится государственной волей, имеющей общеобязательный характер.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты:

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

б) являются основными регуляторами поведения;

в) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

г) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:

1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право - с государством.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне.

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права.

Моральные ценности — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Моральные ценности охватывают нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью и т. д. Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.


· Истинность,

· Честность,

· Искренность,

· Справедливость,

· Воспитанность,

· Вежливость,

· Желание делиться с другими,

· Бесстрашие,

· Заботу о других,

· Терпение.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.187.177 (0.008 с.)