Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности и методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности и методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца. Вегетативная дисфункция»
Учебно-методическая разработка для студентов 5 курса медико-диагностического факультета
Автор: ассистент Бубневич Т.Е.
Гомель, 2011 Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
I. Актуальность темы. Частота врожденных сердца (ВПС) у новорожденных детей составляет 0,8%. Около 60-70% из них, если не проведено хирургическое лечение, погибают в течение первого года жизни, причем 40% первый месяц жизни. Формируются ВПС в результате нарушения эмбриогенеза на 2-8 недели беременности, иногда они имеют наследственную (полигенную) природу. Наследуются они по аутосомному типу с различной экспрессивностью гена. В возникновении ВПС большое значение играет возраст родителей: матери старше 35 лет имеют более высокую вероятность рождения ребенка с ВПС. ВПС сочетается с другими аномалиями развития и часто встречается у детей с хромосомными болезнями (Дауна, Шерешевского-Тернера, Марфана, Эдварса, Патау и др.). Большинство ВПС распознается на первом году жизни по основным клиническим признакам. Необходимо уметь правильно интерпретировать клинические синдромы, определить топику порока и вовремя провести его коррекцию. Все это вместе диктует необходимость каждому педиатру знать ранние симптомы заболевания, правильно интерпретировать клинические и инструментальные данные, провести дифференциальную диагностику. Изменение состояния и реактивности вегетативной нервной системы в патогенезе ряда заболеваний является одним из важнейших звеньев сложного механизма, обеспечивающего адаптационно-компенсаторные процессы в организме. Вегетативная дисфункция – наиболее частая патология детского возраста, которая может проявляться функциональными изменениями со стороны многих органов и систем. Нередко нарушения ритма сердца у детей также являются проявлением вегетативной дисфункции. Известно, что функциональные заболевания в детском возрасте способствуют развитию стойкой хронической патологии у взрослых. Поэтому очень важно раннее выявление признаков вегетативных нарушений у ребенка и проведение их коррекции.
II. Цель занятия Научить студентов на основании клинических симптомов с учетом лабораторно-инструментальных данных поставить клинический диагноз и составить план лечения и динамического наблюдения больному с ВПС. Научить студентов методам диагностики вегетативной дисфункции и нарушений ритма у детей и проведению коррекций выявленных нарушений. Студенты должны знать: · анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Круги кровообращения плода и новорожденного; · современную классификацию врожденных пороков сердца; · дифференциальную диагностику (аускультативную) функциональных и органических шумов; · необходимый объем лабораторных и инструментальных исследований при врожденных пороках сердца; · основные принципы этапного лечения врожденных пороков сердца; · принципы диспансерного наблюдения за больными с ВПС; · особенности вегетативной нервной системы у детей; · клинические проявления симпатико- и ваготонии; · факторы риска и патогенез вегетативной дисфункции у детей; · методы исследования вегетативной нервной системы; · медикаментозные препараты с симпатико- и ваготропным эффектов действия.
Студенты должны уметь: · уметь правильно и тщательно собрать анамнез; · объективно оценить состояние сердечно-сосудистой системы и выявить основные симптомы врожденного порока сердца; · построить план обследования (клинический, лабораторный, инструментальный); · интерпретировать полученные результаты обследования, установить закономерную их взаимосвязь; · построить алгоритм диагностики; · оценить состояние вегетативного тонуса у больного, пользуясь таблицей Вейна; · наметить и обосновать план обследования больного (клинический, лабораторный, инструментальный); · интерпретировать полученные результаты обследования; · назначить необходимую коррегирующую терапию.
Типы ВР по данным КИГ
Примечание: ИН1 - индекс напряжения в покое; ИН2 - индекс напряжения в вертикальном положении.
Показатели нормальной КОП
Тестовый контроль 1. При каком из септальных пороков сердца чаще возникает сердечный горб? 1. ДМЖП 2. ДМПП 2. Местом наилучшего выслушивания систолического шума при дефекте межжелудочковой перегородки является: 1. Верхушка сердца 2. Точка Боткина 3. Второе межреберье справа у грудины 4. Второе межреберье слева у грудины 3. Местом для наилучшего выслушивания систолического шума при дефекте межпредсердной перегородки является: 1. Верхушка сердца 2. Точка Боткина 3. Второе межреберье справа у грудины 4. Второе межреберье слева у грудины 4. Какие жалобы не характерны для больного с открытым артериальным протоком? 1. Отставание в физическом развитии 2. Цианоз кожных покровов 3. Снижение систолического АД 4. Наклонность к частым заболеваниям органов дыхания 5. Какой шум в сердце характерен для открытого артериального протока? 1. Продолжительный систолический шум у верхушки сердца 2. Дистолический шум у верхушки сердца 3. Систолический шум на основании сердца 4. Систоло-диастолический шум 6. Назовите виды септальных пороков сердца у детей, чаще всего осложняющиеся ревматизмом? 1. ДМЖП 2. ДМПП 3. Открытое овальное окно 7. Какой из перечисленных признаков является показанием для срочной госпитализации ребенка с тетрадой Фалло? 1. Наличие на ЭКГ отклонения электрической оси вправо 2. Частые одышечно- цианотические приступы 3. Высокое содержание эритроцитов и гемоглобина в периферической крови 8. Какая жалоба из перечисленных не является характерной для ребенка старшего возраста с коарктацией аорты? 1. Головная боль 2. Головокружение 3. Слабость в ногах 4. Наклонность к частым заболеваниям органов дыхания 9. Какие клинические признаки не свойственны для детей с коарктацией аорты? 1. Различия в физическом развитии верхней и нижней половины тела 2. Наличие пульсации сосудов на нижних конечностях 3. Повышенное давление на верхних конечностях 4. Пониженное давление на нижних конечностях 10. Какое из перечисленных осложнений не встречается при митральном стенозе? 1. Кровохарканье 2. Тромбоэмболия 3. Левожелудочковая недостаточность 4. Мерцательная аритмия 5. Осиплость голоса 11. Какой из перечисленных признаков не встречается при митральном стенозе? 1. Увеличение амплитуды зубца R в отведениях V1, V2 2. Увеличение амплитуды пульсации аорты 3. Тон открытия митрального клапана 4. Предсердная экстрасистолия 12. Какой из перечисленных признаков не встречается при недостаточности митрального клапана? 1. Амплитуда зубца R в отведениях V5, V6 более 25мм 2. Третий тон сердца 3. Увеличенное пульсовое давление 4. Проведение систолического шума в подмышечную область 5. Увеличение амплитуды пульсации стенки левого предсердия 13. Какова тактика участкового педиатра по ведению больного с подозрением на тетраду Фалло? 1. Назначить самостоятельно лечение 2. Направиль на консультацию к зав.поликлин.отделением 3. Направить на консультацию к кардиоревматологу 4. Направить на госпитализацию 14. Какой из перечисленных симптомов не должен встречаться при митральном стенозе? 1. Расширение дуги легочной артерии 2. Увеличение левого предсердия
15. Посредством каких медиаторов осуществляет свое влияние симпатическое звено вегетативной нервной системы: 1. ацетилхолин; 2. адреналин; 3. норадреналин.
16. Развитие вегетативной дисфункции может быть обусловлено: 1. очагами хронической инфекции; 2. гормональным дисбалансом; 3. резко меняющимися метеоусловиями; 4. различными вариантами перенапряжения; 5. всем вышеперечисленным. 17. Для исходного симпатикотонического тонуса у детей характерно: 1. бледность кожных покровов; 2. склонность к покраснению; 3. повышенное потоотделение; 4. розовый дермографизм; 5. увеличение частоты сердечных сокращений. 18. Для исходного ваготонического тонуса характерно: 1. розовый дермографизм; 2. красный стойкий дермографизм; 3. повышенная зябкость; 4. узкий зрачок; 5. широкий зрачок. 19. Для симпатикотонического типа вегетативной дисфункции характерно: 1. красный дермографизм; 2. увеличение частоты сердечных сокращений; 3. повышение артериального давления; 4. жалобы на "одышку", "вздохи". 20. Для ваготонического типа вегетативной дисфункции характерно: 1. спастические запоры; 2. кардиалгии; 3. головокружение, обмороки; 4. повышение артериального давления. 21. Для эйтонии характерен индекс напряжения: 1. менее 30; 2. 30–90; 3. больше 90. 22. Для вагоинсулярного криза характерны: 1. рвота; 2. одышка; 3. головная боль; 4. боли в животе; 5. повышение артериального давления. 23. Для симпатоадреналового криза характерны: 1. брадикардия; 2. кардиалгия; 3. гипертермия; 4. чувство страха смерти. Ответы: 1 - 2; 2 - 2; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 4; 6 - 2; 7 - 2; 8 - 4; 9 - 2; 10 - 5; 11 - 2; 12 - 3; 13 - 3; 14 – 3; 15–2,3; 16–5; 17–1,4,5; 18–2,3,4; 19–2,3; 20–1,2,3; 21–2; 22–1,2,3.4; 23–2,3,4; МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ
ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности и методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. Врожденные пороки сердца. Вегетативная дисфункция»
Учебно-методическая разработка для студентов 5 курса медико-диагностического факультета
Автор: ассистент Бубневич Т.Е.
Гомель, 2011 Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
I. Актуальность темы. Частота врожденных сердца (ВПС) у новорожденных детей составляет 0,8%. Около 60-70% из них, если не проведено хирургическое лечение, погибают в течение первого года жизни, причем 40% первый месяц жизни. Формируются ВПС в результате нарушения эмбриогенеза на 2-8 недели беременности, иногда они имеют наследственную (полигенную) природу. Наследуются они по аутосомному типу с различной экспрессивностью гена. В возникновении ВПС большое значение играет возраст родителей: матери старше 35 лет имеют более высокую вероятность рождения ребенка с ВПС. ВПС сочетается с другими аномалиями развития и часто встречается у детей с хромосомными болезнями (Дауна, Шерешевского-Тернера, Марфана, Эдварса, Патау и др.). Большинство ВПС распознается на первом году жизни по основным клиническим признакам. Необходимо уметь правильно интерпретировать клинические синдромы, определить топику порока и вовремя провести его коррекцию. Все это вместе диктует необходимость каждому педиатру знать ранние симптомы заболевания, правильно интерпретировать клинические и инструментальные данные, провести дифференциальную диагностику. Изменение состояния и реактивности вегетативной нервной системы в патогенезе ряда заболеваний является одним из важнейших звеньев сложного механизма, обеспечивающего адаптационно-компенсаторные процессы в организме. Вегетативная дисфункция – наиболее частая патология детского возраста, которая может проявляться функциональными изменениями со стороны многих органов и систем. Нередко нарушения ритма сердца у детей также являются проявлением вегетативной дисфункции. Известно, что функциональные заболевания в детском возрасте способствуют развитию стойкой хронической патологии у взрослых. Поэтому очень важно раннее выявление признаков вегетативных нарушений у ребенка и проведение их коррекции.
II. Цель занятия Научить студентов на основании клинических симптомов с учетом лабораторно-инструментальных данных поставить клинический диагноз и составить план лечения и динамического наблюдения больному с ВПС. Научить студентов методам диагностики вегетативной дисфункции и нарушений ритма у детей и проведению коррекций выявленных нарушений. Студенты должны знать: · анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Круги кровообращения плода и новорожденного; · современную классификацию врожденных пороков сердца; · дифференциальную диагностику (аускультативную) функциональных и органических шумов; · необходимый объем лабораторных и инструментальных исследований при врожденных пороках сердца; · основные принципы этапного лечения врожденных пороков сердца; · принципы диспансерного наблюдения за больными с ВПС; · особенности вегетативной нервной системы у детей; · клинические проявления симпатико- и ваготонии; · факторы риска и патогенез вегетативной дисфункции у детей; · методы исследования вегетативной нервной системы; · медикаментозные препараты с симпатико- и ваготропным эффектов действия.
Студенты должны уметь: · уметь правильно и тщательно собрать анамнез; · объективно оценить состояние сердечно-сосудистой системы и выявить основные симптомы врожденного порока сердца; · построить план обследования (клинический, лабораторный, инструментальный); · интерпретировать полученные результаты обследования, установить закономерную их взаимосвязь; · построить алгоритм диагностики; · оценить состояние вегетативного тонуса у больного, пользуясь таблицей Вейна; · наметить и обосновать план обследования больного (клинический, лабораторный, инструментальный); · интерпретировать полученные результаты обследования; · назначить необходимую коррегирующую терапию.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.58 (0.011 с.) |