Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюрократическая теория организации.

Поиск

Бюрократическая теория организации возникла благодаря исследованиям в

поисках конструкции идеальной организации, выполненных крупным

немецким ученым – социологом, юристом, экономистом и историком

Максом Вебером. В своих работах опубликованных в начале ХХ века и

посвященных истории развития западной цивилизации он пришел к выводу,

что именно рационально-легальный тип власти, в отличие от традиционного

и харизматического типов власти, является адекватным тем задачам и

вызовам, которые стояли перед правящими элитами Запада в то время. А

идеальной формой реализации рационально-легального типа власти как раз

и является бюрократическая организация.По мнению Вебера, бюрократия

универсально подходит ко всем организациям, маленьким и большим,

государственным и частным, военным и гражданским, промышленным и

коммерческим. Бюрократия – это четко определенная система

администрирования. Она имеет следующие основные шесть характеристик:
• Построение организации по принципу иерархии: каждый офис на более

низком уровне контролируется и подчиняется офису на более высоком

уровне, число уровней иерархии и руководителей зависит от общего

количества подчиненных. Внедрение иерархии или цепочки команд явилось

мощным фактором наведения порядка в больших подразделениях

организации. Каждому руководителю в цепочке команд были предоставлены

все полномочия для осуществления отдельной функции, а также

ответственность за ее исполнение.
• Высокая степень разделения труда по функциональному признаку, то есть

по отдельным направлениям деятельности организации, специализация

должностных обязанностей. Каждой функции придается ответственность за

выполнение определенной задачи и предоставляется необходимый

инструментарий управления. Специализация ведет к более эффективным

путям выполнения каждой части общей задачи организации.
• Единая система детализированных правил, стабильных норм, формальных

процедур, стандартизированных операций. Эти правила, нормы, процедуры

и операции предварительно изучаются исполнителями, являются

обязательными и предопределяют строгий порядок и подотчетность в

организации.
• Единая политика в области прав и обязанностей работников и их поведения

в конкретных ситуациях. Обязанности и полномочия всех работников

организации четко определены и зафиксированы документально. Основная

обязанность работника заключается не только в том, чтобы выполнять

определенные операции правильно, а и в том, чтобы точно следовать указаниям

непосредственного руководителя. Фиксированные права и обязанности

устанавливают определенные рамки процессов управления и ограничивают

возможное своеволие руководителя.

• Построение внутренней системы отношений в организации на формальных

началах – как взаимодействия между должностями, а не личностями.

Отсутствие фаворитизма и межличностных служебных взаимоотношений,

основанных на личной дружбе или знакомстве. Работник, исполняющий

какие-то специфические обязанности, должен осуществлять их только

рационально.
• Подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе с

последующим карьерным ростом в зависимости от старшинства,

квалификации, стажа работы и достигнутых в предыдущем

периоде результатов. Исключение подбора кадров по родственным

признакам или по признакам личной преданности и симпатии.
Макс Вебер, положивший начало систематическому изучению

бюрократической организации, доказал, что она является

наиболее эффективной организацией. Такая организация с точки зрения

точности, стабильности, строгости и надежности работы превосходит все

другие формы административной организации. Вместе с тем время показало,

что бюрократическая организация ввиду преувеличенного значения

стандартизированных правил, процедур и норм является недостаточно гибкой.

Из-за этого она не способна адекватно реагировать на изменения окружающей

среды и не способна порождать и быстро вводить новые прогрессивные

элементы в процесс своей деятельности. Во многих случаях именно с

бюрократией связывают такие негативные организационные факторы как

чрезмерная «канцелярщина», бесполезная деятельность, процедурные

задержки и волокита, избыточная централизация, разбухание управленческих

штатов и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.008 с.)