ТОП 10:

Организацмя африканского единства (ОАЕ)



 

ОАЕ— региональная межгосударственная политическая организация африканских стран. В 2001 году переименована в Африканский союз.

Образована на Аддис-Абебской конференции независимых государств Африки в мае 1963. К концу 1973 в состав ОАЕ входило 42 государства: Алжир, АРЕ, Берег Слоновой Кости, Ботсвана, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Дагомея. Заир, Замбия, Камерун, Кения, Конго, Лесото, Либерия, Ливия, Маврикий, Мавритания, Малави, Малагасийская Республика, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия. Руанда, Свазиленд, Сенегал, Сомалийская Демократическая Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эфиопия. На правах наблюдателей в работе ОАЕ участвуют представители национально-освободительных движений африканских стран с колониальными и расистскими режимами.

Целями ОАЕ являются:

· укрепление единства и солидарности стран континента;

· координация действий и развитие всестороннего сотрудничества африканских государств, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости;

· уничтожение всех видов колониализма;

· поощрение международного сотрудничества. В этих целях члены ОАЕ обязались координировать свои действия з области внешней политики, экономики, науки и техники, обороны и безопасности, образования, культуры и здрав о ох ран ения.

Главные принципы ОАЕ — равноправие и невмешательство во внутренние дела государств-членов; уважение их территориальной целостности и независимости, мирное урегулирование спорных вопросов, поддержка освободительных движений на зависимых африканских территориях, неприсоединение и др.

 

Главные органы:

1. Ассамблея глав государств и правительств (собирается не менее 1 раза в год, каждое государство располагает в ассамблее одним голосом, решение ассамблеи считается принятым, если за него проголосовали 2/3 членов ОАЕ);

2. Совет министров (собирается не реже 2 раз в год);

3. Генеральный секретариат, возглавляемый генеральным секретарём, назначаемым ассамблеей (постоянный административный орган).

Кроме того, при ОАЕ имеются комиссии:

· по экономическим и социальным вопросам;

· по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения:

· по вопросам обороны.

Специальные органы ОАЕ призваны оказывать поддержку африканским народам, продолжающим борьбу за независимость. Прежде всего, это Комитет помощи национально-освободительным движениям в Африке, широко известный также под названием Комитета освобождения или Комитета 17-ти. В целях материальной поддержки антиколониального движения на континенте члены ОАЕ обязались отчислять в специальный фонд освобождения Африки 1% от своих национальных бюджетов,

ОАЕ добилась некоторых успехов в области развития межафриканского экономического сотрудничества. При её содействии созданы Африканский банк развития и институт экономического планирования.

Одним из главных направлений в деятельности ОАЕ является борьба с остатками колониализма на континенте и расизмом в ЮАР и Южной Родезии. Вопросы борьбы против колониализма и расизма рассматривались на всех ассамблеях ОАЕ. Важные решения были приняты на второй Ассамблее ОАЕ (Каир, июль 1964): о запрещении ядерного оружия и объявлении Африки безатомной зоной, а также о всеобщем разоружении. На пятой Ассамблее (Алжир, сентябрь 1968) была осуждена израильская агрессия и выдвинуто требование освобождения оккупированных арабских территорий. На восьмой Ассамблее (Аддис-Абеба, июнь 1971) был сформирован Комитет глав государств 10 стран ОАЕ для поисков урегулирования ближневосточного конфликта и была принята Декларация по вопросу о "диалоге", в которой была отвергнута идея "диалога" африканских государств с ЮАР. Ассамблея поддержала меры африканских государств по осуществлению суверенитета над своими природными ресурсами. Однако в работе ОАЕ встречаются трудности, вызванные главным образом тем, что в неё" входят государства, придерживающиеся разных концепций политического и экономического развития, что приводит к разногласиям при решении кардинальных вопросов. ОАЕ имеет при ООН постоянных представителей.

Сегодня эта организация выдвигает на первый план разработку механизмов предотвращения и разрешения вооруженных конфликтов. Зачастую она выступает посредником между конфликтующими сторонами.

 

 

1.2.3. СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Национальная безопасностьэто состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. При этом жизненно важные интересы, угрозы и система, обеспечивающая защищенность интересов от угроз, выступают необходимыми элементами национальной безопасности. Данное определение, принятое в нашей стране, носит наиболее общий характер.

Понятия национальной безопасности, используемые в других государствах, в сути своей похожи друг на друга. Так, в США национальная безопасность — состояние, достигаемое совокупностью защитных мероприятий по снижению уязвимости государства от враждебных актов и влияний. Она определяется военным превосходством СШA над любым другим государством или коалицией; благоприятными позициями американской дипломатии; военным потенциалом, обеспечивающим успешное противодействие явным или тайным, враждебным или разрушительным действиям как извне, так и изнутри страны.

В Великобритании под «безопасностью» понимается сохранение свободы и территориальной целостности страны, ее заморских территорий и права гарантировать и обеспечивать государственные интересы в стране и за ее пределами в условиях стабильного мира.

Во Франции официально понятие национальной безопасности отсутствует. Оно фактически заменяется понятием «национальная оборона», которая объединяет проблемы использования вооруженных сил, дипломатии, экономики, гражданской обороны, науки и технологий для защиты французских интересов.

В Израиле исторически понятие национальной безопасности фактически отождествляется с национальной обороной.

В Японии не существует единого понятия национальной безопасности. В соответствии с одним из них безопасность страны определяется как «наличие возможностей для свободы действий в достижении целей, которые государству необходимо защитить в случае существования скрытой или реальной, главным образом внешней и во вторую очередь внутренней, угрозы».

Национальная безопасность любой страны обеспечивается целенаправленной деятельностью государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению и ликвидации угроз государству, обществу и личности. С этой целью политическое руководство страны определяет цели и задачи, а также указывает формы, методы и способы достижения этих целей и задач, как правило, в форме доктрины, концепций и стратегий.

Доктрина двляется теоретико-идеологическим обоснованием государственной политики. Доктрина любой страны есть продукт ее стратегической культуры. Ее главными составляющими выступают национальные интересы страны на данном этапе и образ врага, препятствующего удовлетворению этих интересов.

Концепция - это совокупность взглядов и рекомендаций по поводу того, какую политику государству целесообразнее проводить. Она носит более «прагматический», прикладной характер, нежели доктрина. Это как бы «теория» обеспечения национальной безопасности.

Национальные доктрина, стратегия и концепция в виде программных документов принимаются правительством и имеют, как правило, законченную внутреннюю структуру (например, «ежегодные послания президента», «стратегия национальной безопасности», военная доктрина государства). Некоторые государства не имеют таких четко сформулированных документов. В этом случае их отдельные элементы могут быть разбросаны по текущим выступлениям официальных лиц государства, отражаться в теоретических работах, касающихся безопасности, программах партий и политических движений и т.д. Тем не менее, ни одно государство не обходится как без национальной доктрины, так и без концепции национальной безопасности.

Основным инструментом реализации политики национальной безопасности выступает система ее обеспечения.

Система обеспечения национальной безопасности — это совокупность государственных и общественных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности национальных интересов от угроз в различных сферах жизнедеятельности. Другими словами — это система субъектов обеспечения национальной безопасности, которую образуют органы государственной власти, различные негосударственные субъекты (органы местного самоуправления, частные охранные службы, отдельные граждане, общественные организации и т.д.), а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере обеспечения безопасности

Она включает три взаимосвязанные подсистемы:

1. обеспечение жизнедеятельности государства, общества и гражданина, как совокупность всех ресурсов и ценностей государства, общества и гражданина, обеспечивающих при достаточной защищенности их эффективное использование и развитие;

2. обеспечение защиты государства, общества и гражданина, предполагающую совокупность всех законных сил и средств, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внешних и внутренних угроз;

3. управление национальной безопасностью, представляющую собой совокупность государственных органов и общественных структур, обеспечивающих оперативное и стратегическое управление системой национальной безопасности.

Системы обеспечения национальной (государственной) безопасности создаются каждым отдельно взятым государством от внешних и внутренних угроз, характерных для данного государства.

Государства, не способные самостоятельно обеспечить свою национальную безопасность, как правило, заключают международные договора с государствами, либо с международными организациями, которые в случае необходимости окажут ей помощь в защите их интересов.

Эти системы, в зависимости от особенностей страны (месторасположение, политический строй, вероятность проявления тех или иных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, экономики и др.) могут иметь самую различную структуру, состав сил и средств, но все они, как правило, будут включать в себя системы (либо подсистемы) по защите населения и территорий страны от внутренних и внешних угроз (внутренняя и внешняя безопасность).

 

Рассмотрим систему обеспечения национальной безопасности на примере Российской Федерации.

Система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации создана и развивается в соответствии с ее Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ», в которой сформулированы важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней изложены взгляды на место России в мировом сообществе, перечислены национальные интересы России (личности, общества и государства в различных сферах), названы угрозы национальной безопасности в различных сферах, а также определены основные задачи по ее обеспечению и направлению деятельности государства по решению этих задач.

12 мая 2009 г. Указом Президента РФ была утверждена «Стратегия национпльной безопасности РФ» до 2020 года, которая является базовым документом по планированию системы обеспечения национальной безопасности РФ на долгосрочный период.

Основная функция системы обеспечения национальной безопасности РФ - обеспечение нормальной жизнедеятельности страны и защищенности интересов личности, общества и государства от угроз посредством:

• выявления угроз, выработки и реализации мер по их нейтрализации и предупреждению;

• поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

• управления силами и средствами обеспечения безопасности;

• осуществления мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (ЧС);

• участия в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ.

Ее основные задачи:

• поддержание обороноспособности страны и отпор внешнему агрессору;

• борьбас терроризмом и экстремизмом;

• обеспечение общественной безопасности и поддержание правопрядка;

• гарантированная защита прав и свобод граждан;

• обеспечение устойчивости функционирования государственных и общественных институтов;

• обеспечение благоприятных условий для деятельности бизнес-структур.

Результат функционирования СОНБ — поступательное развитие страны при защищенности ее национальных интересов. Критерий эффективности функционирования СОНБ — степень достижения национальных целей в условиях действия актуальных угроз и возможности реализации потенциальных угроз.

Система обеспечения национальной безопасности РФ включает в себя (согласно Федерального закона РФ «О безопасности»):

· органы законодательной, исполнительной и судебной властей;

· организации и объединения;

· граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности;

· законодательство, регламентирующее отношения в области безопасности.

 

В целом государственная система обеспечения национальной безопасности образует три основные сферы:

1. Обеспечение обороноспособности страны (обеспечивается военной организацией государства).

2. Противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (государственная безопасность — обеспечивается спецслужбами).

3. Правоохранительная деятельность (обеспечивается органами охраны общественного порядка, прав и свобод граждан).

Основу системы обеспечения национальной безопасности составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Центральным элементом системы обеспечения безопасности страны являетсяСовет Безопасности РФ,который готовит решения Президента по вопросам обеспечения национальной безопасности, проведения единой государственной политики в этой области.

Законодательные акты (как правило, постановления Правительства РФ) определяют состав и полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности, а также принципы и порядок их действий. В их состав входят: Вооруженные силы (ВС), федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), МЧС, органы обеспечения безопасности выполнения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, а также органы таможни, налоговой полиции, природоохранные, миграционной службы, охраны здоровья населения и др.

Система обеспечения национальной безопасности функционирует в определенном режиме, зависящем от конкретных обстоятельств, в которых государственные органы ведут свою деятельность.

Нормальный режим - это повседновной деятельности. Он используется в стандартных повседневных ситуациях, когда показатели функционирования государства, его органов и состояния среды позволяют говорить об устойчивости и эффективности деятельности государства, отсутствии угрозы его конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности.

Деятельность государства в других случаях (кризисные ситуации) определены Конституцией РФ, как чрезвычайное положение и военное положение.

Следует отметить, что важнейшее место в системе обеспечения национальной (государственной) безопасности любой страны отводится место обеспечению безопасности жизнедеятельности, которая предполагает защиту населения и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

В мире накоплен значительный опыт в этой работе, созданы и действуют многочисленные государственные и общественные организации по решению проблем обеспечения жизнедеятельности. Рост глобальных угроз заставил человечество создать международные организации, цель которых – защитить нашу планету, животный и растительный мир, а также живущих на ней людей от их полного уничтожения.

 

 

Глава II

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

 

 

Изучив эту главу, Вы должны:

· знать содержание основных правовых документов, определяющих деятеьность в области безопасности жизнедеятельности;

· уметь определить свое место и роль, как руководителя, в решении задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, антропогенного и техногенного происхождения;

· владеть методикой проведения мероприятий в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.199 (0.016 с.)