ТОП 10:

Так что же такое «терроризм»?



Термин «терроризм» происходит от латинского «terror» - страх, ужас. Впервые террор как метод политического действия появился во время Великой французской революции и использовался радикальными революционерами для репрессий против политических противников. Таким образом, террор (терроризм) – способ решения политических проблем методом насилия.Применение насильственных методов в политике осуществляется как государствами в отношении политической оппозиции, так и различными подпольными группами против господствующих классов и государственных институтов. Существуют три основных взгляда на природу терроризма: исходя из боевых проявлений террористической деятельности, криминальных и социально-политических. В соответствии с первой позицией терроризм рассматривается как специфический вид вооруженных действий и определяется как «вооруженный конфликт низкой интенсивности». Вторая точка зрения делает акцент на криминальной составляющей и классифицирует терроризм как вид уголовной преступности. Третья – считает терроризм видом политической борьбы, формирующимся на основе социально-политического протеста.

Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера. Порой уголовная преступность приобретает террористические масштабы.

Чтобы разобраться с сущностью терроризма, его истоками, видами и проявлениями в современных условиях, нам необходимо определиться с основными понятиями, которым мы будем пользоваться, изучая данную тему.

В Федеральном законе РФ № 35-ФЗ от 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму» устанавливаются основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основыпрофилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

 

2.5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

В Федеральном законе РФ № 35-ФЗ от 26 февраля 2006 г. «О противодействии терроризму» используются следующие основные понятия:

1) терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, с устрашением насилия и (или) иными формами противоправных насильственных действий;

2) террористическая деятельность – деятельность включающая себя

а) организацию, планирование, подготовку финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых или иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического актах лиц, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

2.5.2. СОВЕРМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ – ЕГО ИСТОКИ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ

 

Историки, изучая терроризм XIX – XX веков, различают два этапа в его развитии:

1 этап – терроризм до Первой мировой войны.

Он базировался на левых социал- и националреволюционных идеологиях. Деятельность террористов, как правило, ограничивалась пределами своих государств, а мощность и активность действий террористических организаций целиком зависела от революционных движений.

Различают на этом этапе: революционный терроризм в Европе (1818-1918 гг.) и России (1861-1914 гг.), национальный терроризм в России (1900-1914 гг.), а также национально-освободительный терроризм в Азии (1890-1914 гг.).

1. Революционный терроризм в Европе (1818-1918 гг.). Первоначально он носил характер индивидуальной активности и осуществлялся приверженцами революционных идей. К первым терактам чаще всего относят убийство писателя А.Коцебу (1819 г.) в Германии и убийство герцога Беррийского (1920 г., акт, направленный на пресечение династии Бурбонов). Цели терактов – в первом случае «освободить» Европу от политического диктата Российской Империи, во втором – проложить дорогу республиканскому режиму во Франции.

В последующем получили развитие национализм, анархизм и социализм, представители которых обращались к насильственным действиям. Основные направления – терроризм анархистов и националистический терроризм.

Почти все государства Европы и Америки пострадали от анархистов. Наиболее мощные их движения существовали в странах Южной Европы (Италия, Испания, Франция) и в России, где идеология анархизма распространилась в русской революционной среде, а также среди поляков, украинцев, евреев и латышей.

Националистический анархизм характерен был для Великобритании (Ирландия), Турции (Македония, Армения), Австро-Венгрии (Босния, Галиция) и Сербии (Косово). Террористы боролись за суверенитет своих исторических территорий.

2. Революционный терроризм в России (1861-1914 гг.) это терроризм русских народников. Среди множества действующих террористических групп особо выделялась «Народная воля», подготовившая восемь покушений на царя Александра-II (убит был 1 марта 1881 г.) Она обладала политической программой, в которой осознанно была поставлена задача насильственным путем устранить монархический порядок. Была создана эффективная система конспирации и проведения боевых операций, позволяющая совершать диверсии на территории всей Европейской России против тщательно охраняемого императора. Члены «Народной воли» показывали пример самопожертвования.

В 1905-1910 гг. терроризм в России достиг своих вершин. Революционное противостояние различных партий и политических группировок неизменно сопровождалось террором. Боевые группы имелись у социалистов-революционеров, большевиков, эсеров и различных анархических группировок. Со стороны правительственных сил им противостояли отряды черносотенцев. Их боевые группы осуществляли теракты в различных регионах России. Их жертвами стали многие тысячи людей.

3. Национальный терроризм в России (1900-1914 гг.) – это терроризм представителей национальных меньшинств России. Террористическую деятельность вели группы финнов, поляков, евреев, латышей и народов Кавказа. При этом финны обращались к идеям суверенитета, поляки и латыши пропагандировали анархизм, евреи стремились принять участие в деятельности большинства экстремистских организаций, а боевая деятельность на Северном Кавказе зачастую приобретала характер бандитизма в отношении переселившихся на Кавказ русских.

4. Национально-освободительный терроризм в Азии (1890-1914 гг.) подразделялся на два основных типа в зависимости от политической ситуации в той или иной стране.

Это - социальный революционный терроризм и национально-освободительный.

К первому типу относится терроризм в странах, в которых были сильны социальные корни и которые не были колониями (Япония, Иран).

Ко второму типу относится терроризм в странах, подвергшихся колонизации. Он принимал формы антиколониального и сепаратистского терроризма. В странах Индия, Корея, Вьетнам терроризм был направлен против стран-колонизаторов – Великобритании, Японии и Франции. Сепаратистский терроризм характерен для Турции, где армяне, македонцы и другие меньшинства боролись за приобретение независимости.

2 этап – терроризм после Первой мировой войны.

Он характеризуется наличием: европейских правого (с 1918 г.) и левого терроризма (с 1968 г.), левого терроризма в странах третьего мира (с 1960 г.), а также палестинского (с 1968 г.) и исламского (с 1980 г.) терроризма.

1. Европейский правый терроризм (с 1918 г.) базируется на праворадикальной националистической идеологии, суть которой сводился вначале к фашизму, а в последующем – к неофашизму. Он был характерен для стран Германии, Италии, Австрии, Югославии.

Общая черта правых террористов – действовать под прикрытием легальных политических, культурных, спортивных и тому подобных организаций. Лишь в отдельных случаях в Италии и Франции были созданы подпольные недолго живущие боевые организации. Они осуществляют кровавые операции, приводящие к массовой гибели людей, однако в период спада борьбы и внутренней стабилизации в стране организуют преимущественно массовые акты хулиганского характера.

2. Европейский левый терроризм (с 1968 г.). Основа – марксизм, маоизм, анархизм, троцкизм и другие левые доктрины. Террористические группы стремились использовать в революционной борьбе насилие. Наиболее крупные из них – немецкая фракция Красной Армии и итальянская организация «Красные бригады». Вначале целью борьбы все эти группы провозглашали пролетарскую революцию, а с середины 80-х годов – антивоенное движение.

Почти все группировки террористов к настоящему времени разгромлены полицией. Оставшиеся осколки групп малоактивны и преимущественно заняты теоретической разработкой стратегии дальнейшей вооруженной борьбы.

3. Левый терроризм в странах третьего мира (с 1960 г.) характерен для стран Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Азии и Африки.

Причиной его появления является наличие значительного разрыва в жизненном уровне богатых и бедных слоев населения; ускоренная его пролетаризация; отсутствие традиций согласования интересов различных социальных групп, хищническая эксплуатация природных ресурсов и другие проблемы.

Террористы придерживаются различных идеологических направлений (ленинисты, маоисты, троцкисты, анархисты, кастроисты, гевардисты, приверженцы различных оригинальных учений, в т.ч. откровенно ксенофобских). Имеются террористы, опирающиеся на повстанческие интересы индейцев. Одной из основных форм проявления – это «партизанская» борьба.

Современный этап развития терроризма заключается в том, что он является мировым, перерос рамки отдельно взятой страны. Созданы и существуют международные террористические организации, которые имеют хорошо подготовленные и обученные кадры, значительное количество денежных средств, а также большое количество современного оружия, техники и боеприпасов. Их деятельность строго засекречена, поддерживается рядом государств, в интересы которых входит, путем терроризма, решать свои политические и др. задачи.

 

2.5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РФ.

 

Организация борьбы с терроризмом в Российской Федерации является общегосударственной программой, которая принята в строгом соответствии с правовыми и организационными основами, определенными международно-правовым и Российским законодательством. Основные из них:

- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 г.)

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 197 0 г.

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.

- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1997 г.)

- Федеральный закон №35-ФЗ от 26 февраля 2006 г. «О противодействии терроризму» с изменениями и дополнениями

- Ст.1 и Ст.2 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Этими документами определен также порядок координации деятельности, осуществляющий борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм их собственности, а также должностных лиц и отдельных граждан. Изложены принципы и цели борьбы с терроризмом.

Цели:

1. Защита личности, общества и государства от терроризма.

2. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

3. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1. законность;

2. приоритет мер предупреждения терроризма;

3. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4. сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5. комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6. приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7. минимальные уступки террористу;

8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9. минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Борьба с терроризмом осуществляется Федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством внутренних дел (МВД), Министерством обороны (МО), Службой внешней разведки (СВР), Федеральной службой охраны (ФСО), Федеральной пограничной службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти в соответствии с Законом «О борьбе с терроризмом». Общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации (приложение 3).

В зависимости от своей компетенции вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют эту борьбу главным образом по следующим направлениям:

ФСБ – борьба с террористическими преступлениями политического характера и охрана государственной границы;

МВД – борьба с террористическими преступлениями корыстного характера;

СВР – обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом;

ФСО – обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов;

МО – защита вооружения и военных объектов.

Другие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимости могут проводиться и контртеррористические операции.

Контртеррористическая операция является специальным мероприятием, направленным на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий теракта. Зоной проведения такой операции, в зависимости от обстоятельств, может быть участок территории, здание, отдельное помещение, автомашина и т.п.

В пределах зоны контртеррористической операции на время её проведения Ст.11,12,13,14 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»устанавливается особый правовой режим.

Общее руководство операцией единоначально осуществляется руководителем оперативного штаба.

В зоне контртеррористической операции её участники имеют право:

- проверять документы, производить личный досмотр граждан и транспорта;

- задерживать лиц без документов, не выполняющих их требования, а также пытающихся проникнуть в зону проведения операции;

- беспрепятственно входить, а при необходимости – проникать в жилые и иные помещения и транспортные средства, принадлежащие гражданам или организациям;

- использовать транспортные средства, принадлежащие организациям, независимо от форм собственности, а в неотложных случаях – и гражданам в служебных целях для:

§ предотвращения теракта;

§ преследования и задержания террористов;

§ доставки пострадавших в лечебное учреждение;

§ проезда к месту происшествия.

При проведении операции допускается вынужденное причинение вреда здоровью, жизни и имуществу террористов. При этом лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда.

В целях сохранения здоровья и жизни людей, материальных ценностей допускается ведение переговоров с террористами, в первую очередь для пресечения теракта без применения силы. Однако переговоры не могут служить основанием для освобождения террористов от ответственности за совершенные преступления.

Для предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, а также для снижения масштабов её последствий органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, должностные лица обязаны принимать все возможные меры. В этих целях широко используются профилактические, правовые, политические, социально-политические и пропагандистские меры. Предметом особого внимания должностных лиц являются территории, объекты экономики, места массового скопления населения и другие.

Экономические объекты, производственные сооружения и учреждения могут являться возможной целью при совершении теракта. Особый интерес для злоумышленников представляют объекты с повышенной степенью опасности для населения и окружающей среды. В первую очередь это предприятие, использующие радиоактивные вещества или химически опасные вещества, имеющие взрывопожароопасные участки, или это учреждения с большим числом персонала (посетителей). Кроме того, это может быть и любой объект, если теракт направлен против конкретного должностного лица, как самого объекта, так и подведомственной ему территории Объект теракта может быть выбран и совершенно произвольно, по принципу – охраняется хуже других.

Таким образом, террористический акт может быть совершен на любом объекте, следовательно, на каждом из них должна быть создана собственная система безопасности.

Разработка системы безопасности объекта является оригинальным комплексом специальных мер, направленных на обеспечение устойчивости функционирования объекта с учетом его специфики.

Естественно, что в зависимости от масштабов производства, условий размещения, номенклатуры продукции, числа сотрудников, отношений с конкурентами, финансовых возможностей и т.п. могут быть совершенно разные структуры защиты объектов, однако все они имеют следующие характерные элементы:

 

 

 


Внешняя безопасность представляет собой систему защиты от возможных посягательств извне. Это совокупность правовых, организационных, инженерно-технических мероприятия, а также подготовка к защите от телефонных угроз, страхование объекта от чрезвычайных ситуаций и т.п.

Правовая защита – это получение права защищать свой объект, ресурсы, персонал в соответствии с действующим законодательством, а также регламентации осуществления этого права. Для полноценной реализации мероприятий правовой защиты требуется создание собственного юридического отдела или заключение договора с действующей юридической фирмой.

Организационные меры – это целенаправленные действия руководителя на организацию внешней безопасности путем распределения конкретных обязанностей между должностными лицами, назначения ответственных, установления категорированного допуска к различным объектам в зависимости от предоставленных сотрудникам прав, дозирование информации и т.п.

Инженерно-технические мероприятия – это защита объекта с помощью вневедомственной или иной охраны, в том числе с применением технических средств, от проникновения террористов на объект, от несанкционированного получения информации посторонними лицами и т.п.

Секретарь (диспетчер) и другие лица, чья работа связана с приемом телефонной информации, должны обладать необходимой специальной подготовкой (в том числе и психологической), что позволит не только минимизировать последствия телефонного теракта, но и в ряде случаев полностью предотвратить его.

Подготовка секретаря (диспетчера) выключает в себя умение правильно оценивать побудительные мотивы преступника и осуществляемые им цели, знание возможных способов передачи угрозы, четкое представление последствий неправильных ответных реакций.

Внутренняя безопасность – это система защиты от разрушительных процессов, происходящих в коллективе после совершения террористического акта, когда главной целью теракта является не само действие (убийство, поджог, взрыв и т.д.), а психологическое воздействие на коллектив для дестабилизации обстановки, нарушения нормальной хода работы или жизни.

Для её обеспечения необходимо:

- выполнять в полном объеме требования нормативных правовых актов по обеспечению бесперебойного функционирования объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- вести подготовку руководящего и командно-начальствующего состава объекта, а также его рядовых сотрудников в соответствии с Постановлением Правительства от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Особое внимание следует обратить на подготовку руководителей среднего звена, которым отводится главная роль в удержании ситуации под контролем.

Готовиться к защите от ЧС должно всё без исключения население России, однако особая ответственность ложится на руководителей организаций, учреждений, предприятий (независимо от формы собственности и числа работающих).

Превентивная защита - предполагает активные целенаправленные антитеррористические действия. Их смысл в умении убедить террористов в том, что:

- никакие насильственные действия не заставят руководство изменить свое решение;

- любые действия террористов встретят отпор и будут пресечены;

- инициаторов теракта ждет неизбежная расплата (в соответствии с законодательством);

- коллектив, подвергшийся нападению, сплочён и в трудную минуту не дрогнет.

Мероприятия превентивной защиты планируются на основании анализа безопасности и в зависимости от конкретных особенностей объекта.

 

 

2.5.4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ

Мирное население, как правило, не имеет специальных знаний, умений и снаряжения для конкретной борьбы с террористами. Для этих целей существуют особые подразделения. Однако люди обладают такими уникальными свойствами, которыми не может похвастаться ни одна спецслужба мира, а именно – знанием в лицо, зачастую и по фамилии, имени и отчеству многих соседей, их родственников, друзей и знакомых, продавцов близрасположенных магазинов, киосков и лотков, дворников, почтальонов и других должностных лиц своего квартала, улицы или двора. Вездесущие владельцы собак, кошек, выгуливая или разыскивая своих питомцев, днем и ночью «обшаривают» окрестные дворы. Инвалиды и больные, лишенные возможности передвигаться, иногда часами смотрят из окон на улицу, запоминая все происходящее там до мельчайших подробностей. Дотошные пенсионеры, прогуливаясь по свежему воздуху, подробно обсуждают все новости своего двора: к кому пришли? Что привезли? Куда сгрузили? Среди жильцов немало и настоящих профессионалов (сотрудники спецслужб, военнослужащие, военные пенсионеры, психологи и т.п.), имеющих личный опыт не только в распознавании преступных намерений злоумышленников, но и в борьбе с ними.

Все это вместе взятое, говоря языком профессионалов, является потенциальной системой наблюдения в местах проживания людей. Задача состоит только в том, чтобы информацию своевременно передать правоохранительным органам.

Остановите злоумышленника своим сообщением до того, как он совершит непоправимое.

В ряде случаев мы сами способствуем преступнику в выборе объекта теракта. Это – постоянно открытые двери подвалов, чердаков и парадных, захламленные и неосвещенные лестничные клетки. Это – беспечность при открывании дверей квартиры незнакомым людям, мнимым сантехникам и почтальонам. Это – доверчивость в передаче писем, цветов и посылок от посторонних людей. Это и гуляющие без присмотра, в темное время суток или далеко от дома наши дети. Это масса других примеров преступного равнодушия по отношению к самим себе, которые могут привести к трагедии. Будьте бдительны! Злоумышленник может находиться рядом с вами.

Происшествия не случаются там, где с ними борются до того, как они произошли. Не будьте только пассивными наблюдателями. Помогите другим понять важность этой проблемы. Обсудите в семье, с родственниками и друзьями необходимость и возможность предупреждения терактов. Растолкуйте тугодумам, что злоумышленника в ряде случаев можно определить задолго до того, как он успеет совершить задуманное. Научите своих детей строго соблюдать элементарные правила безопасности: не разговаривать на улице с незнакомыми людьми, не принимать от них никаких подарков или передач, не открывать дверь квартиры никому, кроме родителей и близких родственников, не заходить в открытые подвалы, технические здания и т.п., не прикасаться к найденным на улице бесхозным игрушкам и другим предметам. Научите своих детей отказываться от соблазнительных предложений незнакомцев, например, покататься на шикарной машине. Научите их сопротивляться, кричать и звать на помощь в ответ на принуждение в любой форме, распознавать зло в любой форме и звонить при опасности соседям и в милицию. Одной из действенных мер повышения личной безопасности является создание коллективных систем безопасности. Подружитесь с соседями и договоритесь о взаимовыручке, например, о совместном присмотре за оставленными квартирами, за гуляющими детьми и др. Обсудите способы передачи сигнала тревоги (стук в стену, по батарее...), порядок действий при получении такого сигнала. Соберитесь всем подъездом или домом, установите при входе железную дверь с надежным замком и домофоном. Требуйте надежного закрывания на замки дверей подвалов и других помещений. Это Ваш дом – и Вы здесь хозяин.

Таким образом, население, под которым чаще понимают пассивную массу разрозненных людей, живущих по своим сугубо личным интересам, на деле оказывается коллективом, объединенным важнейшей общностью цели – мир, спокойствие, жизнь.

Население – это не безликая толпа, это мы с вами, это огромная сила, способная предотвратить терроризм.

Правила поведения при обнаружении взрывоопасных предметов.

Взрывоопасные предметы могут быть обнаружены всюду, где проходили боевые действия: в полях, огородах, в лесах и парках, в реках, озерах и других водоемах, в домах и подвалах, в других местах, а также на территории бывших артиллерийских и авиационных полигонов. Самодельные ВОП, в случае их применения террористами, могут быть обнаружены в местах скопления людей (вокзалы, станции метрополитена, площади, скверы, дома, учреждения).

В случае обнаружения ВОП или внешне схожего с ним предмета необходимо:

- немедленно сообщить об опасной находке ближайшему должностному лицу, по телефону «01» или в отделение милиции;

- при производстве земляных или других работ – остановить работу;

- хорошо запомнить место обнаружения предмета;

- установить предупредительные знаки или использовать различные подручные материалы – жерди, колья, веревки, куски материи, камни, грунт и т.п.

Необходимо знать о:

- видах взрывоопасных предметов, которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках;

- возможных причинах, приводящих к взрыву;

- возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов);

- допустимых расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП;

- порядке эвакуации населения из опасных зон, местах укрытия и о лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения;

- ответственности лиц за хищение, хранение, незаконное приобретение, изготовление и сбыт ВОП.

Чтобы свести к минимуму последствия террористических акций с применением отравляющих веществ (ОВ) в местах массового скопления населения, необходимо заблаговременно провести:

· организационные и технические мероприятия, исключающие или затрудняющие применение террористами ОВ на данном объекте (система безопасности объекта, наличие мощной вентиляции, запасные и дополнительные выходы, наличие информационных указателей и предупредительных знаков, широкие проходы и т.п.);

· подготовку руководителей, персонала и населения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;

· подготовку мест массового скопления людей к оповещению, эвакуации, обеспечению средствами индивидуальной защиты и оказанию медицинской помощи.

Порядок эвакуации населения из опасной зоны.

Население, оказавшееся в опасной зоне, необходимо эвакуировать или укрыть.

Ответственность за это несут органы местного самоуправления.

Эвакуацию по месту жительства (из жилых домов) при угрозе разрушения зданий и жизни жильцов осуществляют оперативные группы микрорайона, специально создаваемые при жилищных органах (как при любой чрезвычайной ситуации).

Ответственность за эвакуацию персонала объекта несет его руководитель. Проводит её эвакуационная комиссия объекта по распоряжению его руководителя.

Население или персонал объекта эвакуируется на безопасное расстояние от места возникновения чрезвычайной ситуации (обнаружение ВОП, химически опасных или отравляющих веществ и др.) Оно определяется руководителем эвакуации по согласованию с лицом, осуществляющим руководство аварийно-спасательными работами в зоне ЧС. При обнаружении ВОП учитываются количество взрывчатого вещества и его характер (на предмет образования осколков при взрыве).

Эвакуация в любом случае должна проводиться без прохода людей через зону возможного поражения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.026 с.)