Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Перечисленные в названиивиды простого категорического силлогизма обусловлены потребностью нашего мышления в лаконичных формах выражения идей и оптимизации средств их достижения. Повседневное мышление отличается мудрой экономией в выборе логических средств, что объясняет столь высокую жизнеспособность сокращенных и сложносокращенных силлогизмов. Сокращенные силлогизмы образуются в результате пропуска одного из элементов умозаключения, сложные – состоят из нескольких взаимосвязанных умозаключений, а сложносокращенные обладают чертами первых и вторых. Энтимема – сокращенное умозаключение, в котором пропущена либо одна из посылок, либо само заключение. Схематически энтимемы можно представить так: ……. M – P M – P S – M …….. S – M S – P S – P …….. Пример энтимемы:
«Время непросто познать, так как знакомое каждому еще не означает простое для познания». В приведенном силлогизме, построенном по первой фигуре, пропущена меньшая посылка «Время знакомо каждому». Исходное умозаключение, послужившее фундаментом для выбранной энтимемы, выглядит следующим образом:
Знакомое каждому еще не означает простое для познания. Время знакомо каждому. Время непросто познать.
Эпихейрема – сложносокращенное умозаключение, в котором посылками выступают энтимемы. Пример эпихейремы, основанной на размышлениях Канта о сущности игры:
Любая творчески-созидательная активность воссоздает целостную природу человека, так как является свободной деятельностью. Игра воображения и рассудка является творчески-созидательной активностью,поскольку относится к игре душевных сил. Игра воображения и рассудка воссоздает целостную природу человека. Восстановим энтимемы, служащие посылками данного умозаключения: 1.Любая свободная деятельность воссоздает целостную природу человека. Любая творчески-созидательная активность является свободной деятельностью. Любая творчески-созидательная активность воссоздает целостную природу человека.
2. Любая игра душевных сил является творчески-созидательной активностью. Игра воображения и рассудка является игрой душевных сил. Игра воображения и рассудка является творчески-созидательной активностью.
Полисиллогизм (сложный силлогизм) – это цепочка силлогизмов, в которой заключение одного силлогизма является одновременно посылкой для следующего силлогизма. В полисиллогизме различают про силлогизм (предшествующий силлогизм) и эпи силлогизм (последующий силлогизм). Существуют два основных типа полисиллогизмов: прогрессивные и регрессивные. Раскроем их специфику при помощи схемы и примеров. В прогрессивном силлогизме осуществляется переход от общих понятий к менее общим за счет того, что заключение одного силлогизма становится большей посылкой другого. Иными словами, объем фигурирующих в силлогизме понятий все время уменьшается. Проиллюстрируем на примере: Искусство говорит на языке сердца. A – P Музыкальные произведения – произведения искусства. B – A Музыкальные произведения говорят на языке сердца. B – P Скрипичные пьесы – музыкальные произведения. C – B Скрипичные пьесы говорят на языке сердца. C – P Некоторые сонаты Баха – скрипичные пьесы. S – C Некоторые сонаты Баха говорят на языке сердца. S – P
Схема вышеприведенного полисиллогизма такова:
А – Р B – P C – P В – А C – B S – C В – Р C – P S – P Проанализируем выбранный нами прогрессивный полисиллогизм. Он образован тремя простыми категорическими силлогизмами. Заключение первого силлогизма В – Р становится большей посылкой для второго силлогизма, а заключение второго силлогизма С – Р, в свою очередь, превращается в большую посылку для третьего силлогизма. Причем объем понятия А («искусство»), с которого начинается умозаключение, постепенно уменьшается, достигая своего предела в субъекте заключения S («сонаты Баха»). Регрессивный полисиллогизм отличается от прогрессивного тем, что вывод просиллогизма становится меньшей посылкой эписиллогизма, а объем участвующих в умозаключении понятий все время увеличивается. Схема регрессивного полисиллогизма сложнее, чем прогрессивного, так как вывод-посылку требуется все время переставлять. Запись можно упростить, если ставить на первое место меньшую посылку, а большую записывать после меньшей. Рассмотрим оба варианта. Любое чувство есть способность души. М есть А Любовь – это чувство. S есть М S есть А(вывод-1) Каждая способность души развивает человека. А есть В Любовь – это способность души. S есть А(<я посылка) S есть B (вывод-2) То, что развивает человека, созидает мир. В есть Р Любовь развивает человека. S есть В (<я посылка) Любовь созидает мир. S есть Р Если поменять местами большую и меньшую посылки, то запись видоизменится и схема упростится; сам же силлогизм станет напоминать по структуре четвертую фигуру: Любовь – это чувство. S – M Любое чувство есть способность души. M – A Любовь – это способность души. S – A Каждая способность души развивает человека. A – B Любовь развивает человека. S – B То, что развивает человека, созидает мир. B – P Любовь созидает мир. S – P
Сорит – это сокращенный полисиллогизм, в котором пропущены промежуточные выводы. В зависимости от роли промежуточных выводов в контексте полисиллогизма (вывод просиллогизма может стать как большей, так и меньшей посылкой для эписиллогизма) различают два типа соритов: гоклениевский и аристотелевский. Гоклениевский (прогрессивный) сорит, названный в честь марбургского профессора Р.Гоклена (1547-1628), – это такой полисиллогизм, в котором пропущены выводы просиллогизмов, выступающие одновременно большими посылками эписиллогизмов. Пример: То, что участвует в повседневной жизни, формирует человека. А – Р СМИ участвуют в повседневной жизни. В – А [B – P] Реклама относится к СМИ. С – В [ C – P] Слоган «Берегите удовольствие!» является рекламой. S – C Слоган «Берегите удовольствие!» формирует человека. S – P Аристотелевский сорит – это полисиллогизм, в котором пропущены выводы просиллогизмов, выполняющие функцию меньших посылок эписиллогизмов. Пример аристотелевского сорита: «Пир» – диалог Платона. S – M Диалоги Платона – произведения античной мысли. M – A [S – A] Произведения античной мысли – философские произведения. A – B [ S – B] Философские произведения возвращают человека к самому себе. B – P «Пир» возвращает человека к самому себе. S – P
Практика. Контрольная работа по теме «Силлогизмы со сложными суждениями. Сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы: 1) Каковы три типа силлогизмов со сложными суждениями? 2) В чем отличие между modus ponens и modus tollens? 3) Составьте свой пример конструктивной и деструктивной дилеммы. 4) Восстановите энтимему: «Голос красоты проникает только в самые чуткие души, так как он говорит тихо». 5) Какая посылка пропущена в следующей энтимеме: «Сократ способен управлять своими аффектами, поскольку он философ»? 6) Восстановите эпихейрему: «То, что углубляет, делает мудрее, так как побуждает к философии. Страдание углубляет, поскольку спрашивает о причине. Страдание делает мудрее».
ГЛОССАРИЙ Аналитика – аристотелевское учение, состоящее в анализе суждений и умозаключений. Антецедент – суждение, начинающееся со слова «если» и предшествующее консеквенту в импликативном суждении. Апория – неразрешимое противоречие. Деление – логическая операция, раскрывающая объем родового понятия через указание всех его видов. Дефиниция – краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления. Дизъюнкция – логический союз, участвующий в образовании разделительного суждения; если дизъюнкция слабая (V), то сформированное ей сложное суждение ложно только тогда, когда ложны все входящие в него элементы; в случае же сильной дизъюнкции (≠) соответствующее ей разделительное суждение истинно только тогда, когда истинен лишь один из входящих в него элементов. Дилемма (гр. dilemma < di(s) дважды + lemma посылка) – 1) умозаключение, первая посылка которого – условное суждение, а вторая посылка – разделительное суждение; 2) необходимость выбора из двух (обычно нежелательных) возможностей. Дихотомия – последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т.д. Импликация – логический союз, с помощью которого создается условное суждение, являющееся ложным в том и только в том случае, когда антецедент истинен, а консеквент ложен. Консеквент – суждение, следующее за антецедентом, обычно предваряемое союзом «то», в сложном импликативном суждении. Конъюнкция – логический союз (&), при помощи которого образуется соединительное суждение, являющееся истинным в одном-единственном случае: когда истинны все входящие в него элементы. Лемма – вспомогательное утверждение, необходимое в цепи логических умозаключений для доказательства некоторой теоремы. Логика – наука о формах и законах правильного мышления, необходимых для рационального познания. Модус – разновидность простого категорического силлогизма, отличающаяся качественной и количественной характеристикой посылок. Обращение – логическая операция, меняющая субъект и предикат местами без изменения качества исходного суждения. Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия путем анализа его видовых и родовых характеристик. Органон – 1) метод; 2)название собрания логических исследований Аристотеля; «Новый органон» – сочинение английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), в котором основатель эмпиризма противопоставляет свою индуктивную логику дедуктивной логике Стагирита. Понятие – мысль о предмете, выражающая его существенные признаки в форме слова или словосочетания. Превращение – логическая операция с двойным отрицанием, состоящая в преобразовании исходного суждения в противоположное. Предикат – логическое сказуемое или та часть суждения, которая характеризует предмет мысли. Пропедевтика – введение в какую-либо науку. Риторика – теория и искусство красноречия. Силлогизм – умозаключение, состоящее из двух посылок и вывода. Сорит – Софизм – ложное по существу, но кажущееся правильным по форме умозаключение, основанное на сознательном нарушении законов логики. Субъект – логическое подлежащее или тот предмет мысли, который подлежит рассмотрению в данном суждении. Суждение – логическая связь двух и более понятий, выраженная повествовательным предложением и являющаяся либо истинной, либо ложной. Тождество – равенство или полное сходство. Эквиваленция – логический союз, участвующий в формировании сложного суждения, истинностные значения которого таковы: когда входящие в эквиваленцию суждения либо одновременно истинны, либо одновременно ложны, образованное ими сложное суждение истинно, в остальных случаях эквиваленция ложна.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Цитируется по изданию: Гадамер Г.-Г. Гельдерлин и античность // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.М., 1991. С.211 [2] Фалес // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.100-115 [3] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 2001. С.205-208 [4] Пифагор // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.147-149
[5] Г.Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 2001. С.225-244
[6] Пифагорейская школа // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.503-505 [7] М.Хайдеггер, Е.Финк. Гераклит. СПб., 2010. С.11 [8] Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.190-250 [9] Г.Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 2001. С.262-263 [10] Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. С.219 [11] Там же. С.220 [12] Платон «Теэтет» // Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С.241 (183 е) [13] Парменид // Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С.274-297 [14] Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. С. 207-229 [15] Льюис Дж. Античная философия: от Фалеса до Сократа. Минск, 1997. С.125 [16] Г.Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 2001. С.306 [17] Льюис Дж. Античная философия: от Фалеса до Сократа. Минск, 1997. С.125-126 [18] Цитируется по изданию: Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1976. С. 87-88 [19] Цитируется по изданию: Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т. Т.1. Симферополь, 1997. С.199-203 [20] Цитируется по изд.: Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1976. С.72 [21] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.24 [22] Цитируется по изд.: Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.24 [23] Аристофан «Облака» // Библиотека Всемирной Литературы. Античная драма. М., 1970 [24] Хейзинга Й. Homo Ludens // Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004. С. 237-244 [25] Платон «Евтидем» // Платон. Диалоги. М., 1986. С.120-121 (277d-278c) [26] Платон. Софист // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 287-298 (226-234b) [27] Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С.590-591 [28] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.33 [29] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.40 [30] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.34 [31] Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С.593 [32] Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. С. 625 [33] Платон «Пир» // Платон. Собр.соч.в 4 т. Т.2. М., 1993. С.126-132 [34] Платон. «Апология Сократа» // Платон. Собр.соч.в 4 т.: Т.1. М., 1990. С.70-96 [35] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.122 [36] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.118 [37] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.132 [38] Платон «Тимей» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. М., 1994. С.449-450 [39] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.127 [40] Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С.605 [41] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.119 [42] Платон «Государство» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. М., 1994. С. 286-294 [43] Платон «Государство» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. М., 1994. С. 295-301 [44] Платон. «Федр» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С. 186-187 [45] Платон. «Федр» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С. 146 [46] Платон. «Федр» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С.139-140 [47] Платон. «Федр» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С.152-160 [48] Платон. «Пир» // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С.112-117
[49] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.210 [50] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.210 [51] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.213 [52] Цитируется по изданию: Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.213 [53] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.221 [54] Гадамер Г.-Г. Философия и литература // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.127 [55] Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994. С.223
[56] Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 65-71 [57] Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 284-286
[58] Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 309-311
[59] Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1976. С. 244-247 [60] Аристотель. Категории // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1978. С.55-56 [61] Хайдеггер М. Гераклит. СПб., 2011. С.313-315 [62] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.69-70 [63] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.87-88
[64] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.275 [65] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.280-282
[66] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.282-283
[67] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.285
[68] Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. С.288-289
[69] Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 2002 [70] Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1978. С.592-593
[71] Аристотель. Категории // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1978. С.55-56 [72] Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1978. С.95 [73] Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1978. С.97-98 [74] Простота – признак истинности. [75] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М., 1994. С.10-63 [76] Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М., 1994. С.126-127
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.008 с.) |