Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №5. Метафизика Аристотеля
Задачи семинара: 1) Познакомить студентов с философским учением Аристотеля, используя тексты «Метафизики», «Категорий», «Никомаховой этики», а также исследования современного философа М.Хайдеггера о происхождении и роли понятий «метафизика» и «категория» в западноевропейской философии. 2) Обсудить следующие ключевые темы аристотелевской философии: концепцию четырех причин, классификацию наук, понятие энтелехии и Ума-Перводвигателя, учение о действительности и возможности, анализ десяти категорий сущего, определение счастья и добродетели. 3) Вовлечь студентов в дискуссию на тему антропологических проблем современности, оттолкнувшись от аристотелевского понимания счастья, добродетели, удовольствия и свободы. Биография Аристотеля Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ум которого «проник во все стороны и области реального универсума», охватив «весь круг человеческих представлений»: «И в самом деле, большая часть философских наук обязана ему установлением своих отличительных особенностей и заложением своего начала»[49]. Будучи в течение двадцати лет учеником Платоновской Академии, Аристотель, тем не менее, поставил ценность Истины выше, нежели авторитет Учителя, и сказал Платону следующую фразу: «Хоть ты мне друг, но истина – дороже». Самобытность и независимость философских взглядов Аристотеля послужили причиной отказа Аристотеля от платоновской концепции двух миров и создания собственной философской школы – Ликея. Уроженец фракийского города Стагиры, по признанию Гегеля, был «одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев»[50]. Аристотелю было, к тому же, суждено стать воспитателем Александра Македонского: «Что вышло из воспитанника Аристотеля, это всем известно, и величие духа и подвигов Александра так же, как и его постоянное дружеское отношение к своему учителю, представляло бы собой самое лучшее свидетельство успеха и духа этого воспитания, если бы Аристотель нуждался в таком свидетельстве»[51]. Известны слова Филиппа Македонского, обращенные к будущему духовному наставнику своего сына: «Знай, что у меня родился сын; но я менее благодарен богам за то, что они мне его дали, чем за то, что они ему позволили родиться в твое время»[52]. Несмотря на огромное философское наследие Аристотеля, понимание авторского замысла чрезвычайно затруднено в силу того, что рукописи ученого сто тридцать лет пролежали в погребе, а после – были серьезно искажены невежественными переписчиками. Поэтому произведения Стагирита часто удивляют современного читателя раздробленностью текстов, спонтанностью примеров и частыми повторениями целых фрагментов, а о самом мыслителе вплоть до сегодняшних дней «господствуют самые ложные предрассудки». Что касается стиля Аристотеля, то он совершенно отличен от поэтико-художественной интонации Платона и представляет собой «манеру обычных рассуждений». Стагирит, по словам Гегеля, «всегда шествует от единичного к единичному», и отчасти «утомительно следовать за ним в этом простом перечислении, необходимость переходов которого он не дает»[53]. Такие черты аристотелевской мысли, как педантичность в разборе понятий, тяга к детальным классификациям, не нашли понимания среди представителей современного неокантианства, послужив источником довольно поверхностной оценки античного философа: «Герман Коген дал ему наиболее безапелляционную характеристику: «Аристотель был аптекарем…» Этим он выразил свое понимание Аристотеля как чисто классифицирующего мыслителя, который, подобно аптекарю, занимается наклеиванием этикеток на свои ящички, коробочки и склянки»[54]. Однако Мартин Хайдеггер, признанный корифей современной философии, напротив, любил «тугой узел» аристотелевской мысли, черпая источник вдохновения в трудах великого предшественника. Хочется, чтобы слова Гегеля об Аристотеле были услышаны современниками: человек, «равного которому не произвела ни одна эпоха», более, «чем какой бы то ни было другой древний философ, достоин сделаться предметом тщательного изучения»[55].
Вопросы к первой книге из «Метафизики» Аристотеля: 1) Возможно ли постижение истины без исследования причин? 2) Признает ли Аристотель побудительную роль удовольствия в стремлении человека к знанию? 3) Чем опыт отличается от памяти?
4) Почему «владеющий искусством» (наставник) почитается больше, нежели «имеющий опыт» (ремесленник)? 5) Каков, согласно Аристотелю, признак знатока как человека, обладающего высшим мастерством и пониманием? 6) Что позволяет Стагириту сравнивать ремесленников с неодушевленными предметами? 7) Какое определение мудрости дает Аристотель в конце первой главы? 8) О каких трех значениях мудрости пишет Аристотель? 9) Какая наука более всего достойна познания и почему? 10) Почему «удивление побуждает людей философствовать», выступая движущей силой познания? 11) Какую науку автор нижеследующих метафизических размышлений называет единственно свободной? 12) Согласны ли Вы с таким определением свободы: «свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого»? 13) Какой смысл вкладывает Аристотель в слово «первый», употребляя понятие «первой причины»? Идет ли в данном контексте речь о предшествовании по времени? 14) Назовите четыре причины, составляющие основу аристотелевского учения о причинах. Осуществите причинное исследование конкретной вещи с использованием концепции Аристотеля. 15) Чем причина отличается от начала? 16) Найдите в тексте пример первопричины. 17) Как мудрость соотносится с пользой? 18) Почему в современной культуре исчезает фигура Учителя? 19) Способен ли современный человек к подлинному удивлению, составляющему сердцевину философского духа?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.008 с.) |