Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фрагмент из «Философских исследований» Л.ВитгенштейнаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«107. Чем более пристально мы приглядываемся к реальному языку, тем резче проявляется конфликт между ним и нашим требованием. (Ведь кристальная чистота логики оказывается для нас недостижимой, она остается всего лишь требованием.) Это противостояние делается невыносимым; требованию чистоты грозит превращение в нечто пустое. – Оно заводит нас на гладкий лед, где отсутствует трение, стало быть, условия в каком-то смысле становятся идеальными, но именно поэтому мы не в состоянии двигаться. Мы хотим идти: тогда нам нужно трение. Назад, на грубую почву! 108. Мы узнаем: то, что называют «предложением», «языком», – это не формальное единство, которое я вообразил, а семейство более или менее родственных образований. – – Как же тогда быть с логикой? Ведь ее строгость оказывается обманчивой. – А не исчезает ли вместе с тем и сама логика? – Ибо как логика может поступиться своей строгостью? Ждать от нее послаблений в том, что касается строгости, понятно, не приходится. Предрассудок кристальной чистоты логики может быть устранен лишь в том случае, если развернуть все наше исследование в ином направлении»[76]. Тема 2. Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями Теория. Понятие – логическая форма мышления, отражающая единство общих, существенных и отличительных признаков предметов или явлений. Понятие является хоть и первейшей, но не простейшей формой логического мышления. Не случайно теория понятий была разработана значительно позднее учения о суждениях и умозаключениях, лишь в семнадцатом веке! Латинский эквивалент «понятия» – conceptus, что означает «схватывание»; «зародыш». Логика исследует понятие через призму двух ключевых категорий: содержания и объема. Содержание (качественная характеристика) понятия – совокупность существенных признаков предмета. Объем (количественная характеристика) понятия – множество предметов, охватываемых данным понятием. Виды понятий По объему все понятия делятся на: – общие (объем которых включает не меньше двух предметов, например, «композитор») и единичные (в объеме таких понятий мыслится лишь один элемент, например, «Иоганн Себастьян Бах»). Особенную подгруппу составляют понятия с нулевым объемом (таким понятиям в реальности не соответствует ни одного предмета, например, «Гатчинская Консерватория»). Однако не всегда возможно установить однозначную принадлежность понятия к тому или иному классу системы. Не случайно в средневековой философии возникла полемика между номиналистами и реалистами по вопросу существования общих понятий. К какой группе следует отнести понятие Бога, материи или души? Можно ли подтвердить факт их реального присутствия в повседневности? В контексте этого спора логики приняли решение о разграничении физического и логического объема понятий. В качестве интеллектуального упражнения читателю предлагается самостоятельно проанализировать следующие понятия на предмет наличия у них физического и логического объема: «форма», «разум», «идея». По содержанию понятия подразделяются на: – абстрактные (свойства или отношения между предметами мыслятся в отрыве от самого предмета, например, «свобода», «мужество», «красота») и конкретные (отражают сами предметы, например, «свободная страна», «красивая картина», «мужественный человек»); – собирательные (признаки понятия относятся не к каждому предмету класса, а ко всему классу в целом, например, «созвездие», «библиотека», «лес») и разделительные (признаки понятия применимы к каждому элементу класса, например, «звезда», «книга», «дерево»); – безотносительные (отражают предметы, существование которых не требует необходимой связи с другими предметами, например, «стул», «корабль», «лестница») и соотносительные (существование одного немыслимо без существования другого, например, «выше – ниже», «числитель – знаменатель», «сын – отец»). Наиболее значимо, с точки зрения логического анализа, уметь разграничивать собирательные и разделительные понятия. Этот навык станет особенно актуален при освоении темы «Умозаключения», поскольку для построения правильного силлогизма необходимо использовать только понятия в разделительном смысле. Отношения между понятиями Выделяют четыре основных отношения между понятиями: 1) тождество; 2) подчинение; 3) пересечение; 4) несовместимость.
Студентам предлагается самостоятельно установить соответствие между графическими схемами (в данном случае это круги Эйлера) и отношениями тождества, подчинения, пересечения и несовместимости. Особенно важно научить студентов разграничивать отношения между понятиями и отношения между самими предметами. Так, начинающие изучать логику часто путают уровень понятий и уровень вещей. К примеру, на вопрос, почему студент изобразил понятия преподавателя и студента в качестве пересекающихся, автор любопытной графической схемы отвечает: «Но ведь они же пересекаются на экзамене». То же самое смешение идеального и реального толкает обучающихся зарисовать понятия начальника и подчиненного как находящиеся в отношении подчинения. На самом же деле, от того, что начальник управляет подчиненным, понятие начальника не становится господствующим над понятием подчиненного. Иными словами, отношение подчинения регулирует поведение между начальником и подчиненным, но не распространяет свое властное действие на понятийном уровне. Богатая палитра взаимоотношений между мужем и женой также не укладывается в логический формат, предписывающий понятиям мужа и жены вступить в отношения несовместимости. Не спешите винить логиков в пессимистическом видении сущности брака: несовместимость характеров здесь ни при чем – просто ни одному мужу еще не удавалось быть одновременно и женой, равно как и жене – мужем. Логические аберрации подобного рода заслуживают более подробного анализа, поскольку именно на умении абстрагироваться от вещественных смыслов основано не только освоение логики, но и изучение всей науки в целом. Воспитание способности к отвлеченному мышлению является одной из важнейших задач дисциплины «Логика». Операции над понятиями Обобщение, ограничение, определение и деление составляют четыре логические операции с понятиями. Наибольшую значимость представляют последние две, так как образуют фундамент любых классификаций. Обобщение – процедура увеличения объема исходного понятия. Ограничение – логическая операция, приводящая к уменьшению объема данного понятия. Остановимся более детально на определении и делении. Определение – раскрытие содержания понятия через перечисление его родовых и видовых признаков. При формулировке определений необходимо придерживаться следующих правил: соразмерности объема определяющего и определяемого понятия, ясности и однозначности, отсутствия круга и отрицания в структуре определения. Разберем несколько примеров с целью указать на допущенные в них ошибки, а также для пробуждения читательской активности в поиске верного определения: 1) Логика – это теория мышления (объем определяющего понятия больше объема определяемого). Логика – это учение Аристотеля (объем определяющего понятия меньше объема определяемого). 2) Истина – это то, что в огне не горит и в воде не тонет (использование метафоры в определение лишает его требуемой однозначности). 3) Монадология – это учение о монадах (неизвестное раскрывается через неизвестное, в результате чего образуется порочный круг). 4) Консерватория – это не училище (определение содержит отрицание). Деление – логическая операция, вычленяющая из объема родового понятия видовые понятия. Так же, как и определение, логическое деление должно быть соразмерным. Кроме этого общего правила, следует соблюсти и три специальных: наличие одного основания деления, отсутствие скачков и пересекающихся членов деления. Практика. Контрольная работа по теме «Понятие»: 1. Сформулируйте закон, регулирующий взаимосвязь объема и содержания понятия. 2. Выбрать из нижеперечисленных понятий только общие: «земная любовь», «Афродита Небесная», «справедливость», «Строгановский дворец», «Соломон», «философия». 3. Выписать только абстрактные понятия: «Весенняя соната», «бытие», «кентавр», «Звягинцев», «любовь». 4. В каком смысле: собирательном или разделительном, – использован термин «весь» в следующем примере: а) «Вся Гатчина знает Королькову»; б) «Все греки гостеприимны»; в) «Вся группа была снята с занятий». 5. Какое правило деления нарушено в указанном предложении: «У моего друга не оказалось ни мебели, ни посуды, ни даже жены»? 6. Какое правило логического определения не соблюдено в следующем высказывании: «Геометрия – это учение Евклида»? 7. Сформулируйте определение через род и видовое отличие для термина «нанотехнологии». 8. Изобразите в кругах Эйлера понятия: А – любовь, В – дружба, С – страсть. 9. Изобразить в кругах Эйлера понятия: А – философия, В – этика, С – психология, D – любовь к мудрости. 10. Приведите пример понятий, находящихся в таких отношениях: 11. Осуществите логическую операцию деления над понятием «искусство», соблюдая все правила логического деления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.179 (0.011 с.) |