Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение и опровержение гипотез

Поиск

Путь построения гипотез проходит несколько этапов:

- выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой;

- формулировка гипотезы;

- выведение из данной гипотезы всех вытекающих из неё следствий;

- сопоставление выведенных из гипотезы фактов с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами;

- превращение гипотезы в достоверное знание ил в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.

Способы подтверждения гипотез:

1. Обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства.

2. Выведение следствий.

3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в том, что опровергаются все ложные гипотезы, после чего делают заключение об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо перечислить все возможные гипотезы и опровергнуть все ложные гипотезы.

Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения следствий, вытекающих из данной гипотезы.

Схема опровержения гипотезы такова:

Если имела место гипотеза (причина) Н, то должны быть следствия:

С1, С2, С3…….Сn.

Следствия С1, С2, С3…….Сn отсутствуют

Причина Н не имела места.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается гипотеза от предположения?

2. Назовите виды гипотез.

3. Перечислите этапы построения гипотез.

4. Назовите способы подтверждения гипотез.

5. В чем суть опровержения гипотез?

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ

1. Понятие аргументации.

2. Состав аргументации;

3. Структура аргументации;

4. Способы аргументации:

4.1. Обоснование;

4.2. Критика;

5. Правила в доказательстве и опровержении;

6. Ошибки в доказательстве и опровержении;

7. Стратегия и тактика аргументации.

8. Понятия о софизмах и логических парадоксах.

Понятие аргументации

Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). То, что воспринимается, не нуждается в доказательствах. Однако во многих случаях (в научной работе, в ходе полемики, на судебных заседаниях) необходимо доказывать, обосновывать высказываемые нами суждения.

Аргументация возникла в Древне Греции (5-6 вв. до н.э.). Видными ораторами античности были Перикл, Лисий, Ликург, Демосфен и другие. Большой вклад в развитие искусства аргументации внесли Сократ, Платон и Аристотель. В Афинах существовали две школы аргументации: диалектическая и софистическая. Диалектическое учение ставило своей целью достижение истины, а софистическое – убеждение в истинности.

Доказательство – это логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена

Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны.

Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой применяются не только логические, но и речевые, эмоционально-психологические методы и приемы убеждающего воздействия. Целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации – еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса.

Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Форма аргументации и форма доказательства включают в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные) или их цепь. Но форма аргументации сочетает доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументирующий не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его или аудиторию в правильности тезиса.

В процессе аргументации велика роль убеждений. Убеждение сходно с доказательством, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на вере, на предрассудках, на видимости доказательности. Поэтому убедить – это не значит доказать.

Состав аргументации

Обязательными участниками или субъектами процесса аргументации являются: пропонент, оппонент и аудитория.

Пропонент – это участник, выдвигающий и отстаивающий определенное положение. Пропонент может выражать свою личную позицию или выражать коллективное мнение.

Оппонент – выражающий несогласие с позицией пропонента.

Аудитория – это третий коллективный субъект процесса аргументации. Т.к. и пропонент и оппонент видят главную цель обсуждения не сколько в убеждении друг друга, но и в убеждении аудитории в своей правоте.

Структура аргументации

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Т – тезис, а1, а2… - аргументы, стрелочка (импликация) – демонстрация, то операцию доказательства можно представить следующей схемой.

а1, а2, а3 Т

Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Т.е. – это суждение, истинность которого надо доказывать. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос : что обосновывают?

В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые. складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений (роль тезиса может выполнять доказываемая теорема).

Аргументы или доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью кот. обосновывают тезис. Отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?

Различают несколько видов аргументов:

- Удостоверенные единичные факты. Это фактический материал, т.е. статистические данные о населении, территории государства, свидетельские показания, научные данные, научные факты.

- Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются наукой.

- Аксиомы – это суждения, кот. принимаются в качестве аргументов без доказательства.

- Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства.

В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключений. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще – их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением – суждение о тезисе. Продемонстрировать, значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.006 с.)