Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Построение и опровержение гипотезСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Путь построения гипотез проходит несколько этапов: - выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой; - формулировка гипотезы; - выведение из данной гипотезы всех вытекающих из неё следствий; - сопоставление выведенных из гипотезы фактов с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами; - превращение гипотезы в достоверное знание ил в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки. Способы подтверждения гипотез: 1. Обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства. 2. Выведение следствий. 3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в том, что опровергаются все ложные гипотезы, после чего делают заключение об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо перечислить все возможные гипотезы и опровергнуть все ложные гипотезы. Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения следствий, вытекающих из данной гипотезы. Схема опровержения гипотезы такова: Если имела место гипотеза (причина) Н, то должны быть следствия: С1, С2, С3…….Сn. Следствия С1, С2, С3…….Сn отсутствуют Причина Н не имела места.
Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличается гипотеза от предположения? 2. Назовите виды гипотез. 3. Перечислите этапы построения гипотез. 4. Назовите способы подтверждения гипотез. 5. В чем суть опровержения гипотез?
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ 1. Понятие аргументации. 2. Состав аргументации; 3. Структура аргументации; 4. Способы аргументации: 4.1. Обоснование; 4.2. Критика; 5. Правила в доказательстве и опровержении; 6. Ошибки в доказательстве и опровержении; 7. Стратегия и тактика аргументации. 8. Понятия о софизмах и логических парадоксах. Понятие аргументации Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). То, что воспринимается, не нуждается в доказательствах. Однако во многих случаях (в научной работе, в ходе полемики, на судебных заседаниях) необходимо доказывать, обосновывать высказываемые нами суждения. Аргументация возникла в Древне Греции (5-6 вв. до н.э.). Видными ораторами античности были Перикл, Лисий, Ликург, Демосфен и другие. Большой вклад в развитие искусства аргументации внесли Сократ, Платон и Аристотель. В Афинах существовали две школы аргументации: диалектическая и софистическая. Диалектическое учение ставило своей целью достижение истины, а софистическое – убеждение в истинности. Доказательство – это логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена Доказательство связано с аргументацией, но они не тождественны. Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой применяются не только логические, но и речевые, эмоционально-психологические методы и приемы убеждающего воздействия. Целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации – еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса. Форма аргументации и форма доказательства также не совпадают полностью. Форма аргументации и форма доказательства включают в себя различные виды умозаключений (дедуктивные, индуктивные) или их цепь. Но форма аргументации сочетает доказательство и опровержение, предусматривает обоснование. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргументирующий не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая его или аудиторию в правильности тезиса. В процессе аргументации велика роль убеждений. Убеждение сходно с доказательством, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на вере, на предрассудках, на видимости доказательности. Поэтому убедить – это не значит доказать. Состав аргументации Обязательными участниками или субъектами процесса аргументации являются: пропонент, оппонент и аудитория. Пропонент – это участник, выдвигающий и отстаивающий определенное положение. Пропонент может выражать свою личную позицию или выражать коллективное мнение. Оппонент – выражающий несогласие с позицией пропонента. Аудитория – это третий коллективный субъект процесса аргументации. Т.к. и пропонент и оппонент видят главную цель обсуждения не сколько в убеждении друг друга, но и в убеждении аудитории в своей правоте. Структура аргументации Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Т – тезис, а1, а2… - аргументы, стрелочка (импликация) – демонстрация, то операцию доказательства можно представить следующей схемой. а1, а2, а3 Т Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Т.е. – это суждение, истинность которого надо доказывать. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос : что обосновывают? В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые. складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений (роль тезиса может выполнять доказываемая теорема). Аргументы или доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью кот. обосновывают тезис. Отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса? Различают несколько видов аргументов: - Удостоверенные единичные факты. Это фактический материал, т.е. статистические данные о населении, территории государства, свидетельские показания, научные данные, научные факты. - Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются наукой. - Аксиомы – это суждения, кот. принимаются в качестве аргументов без доказательства. - Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов. Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключений. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще – их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением – суждение о тезисе. Продемонстрировать, значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.006 с.) |