Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, цель и основная задача логики как наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Логика как наука. 2. Особенности процесса познания. 3. Форма мысли.
Логика как наука Логика – это наука о мышлении. Она возникла в 4в. до нашей эры. Ее основателем является Аристотель. Это – формальная логика. Основная цель логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Историю логики можно разделить на два основных этапа: 1-й: с момента возникновения до сер. 19 в. – это формальная, традиционная логика; 2-ой – после середины 19 в. – математическая или символическая логика. Второй период связан с бурным развитием науки, проникновением в нее математических методов. Объектом изучения логики является мышление человека. Логика не единственная наука, изучающая мышление – это и психология, и физиология, и медицина… Но только логика изучает мышление как средство познания. Ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Особенности процесса познания Познание– процесс отражения объективного мира сознанием человека. Познание представляет собой единство чувственного и рационального познания. Познание может быть чувственным и отражать мир непосредственно и абстрактным – отражать мир опосредованно. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – это целостное отражение внешнего материального мира, непосредственно воздействующего на органы чувств. Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее в различных формах. Чувственное познание не дает нам знание о причинной зависимости между явлениями. Для этого существует мышление, отражающее действительность в определенных логических формах. Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение. (Формы абстрактного мышления будут рассмотрены далее подробно). Особенностями абстрактного мышления являются: А) обобщение – способность мышления абстрагироваться (отвлечение) от единичного, выделяя в предметах общее, существенное; Б) способность опосредованно отражать действительность. Т.е. мы можем получать новые знания, не прибегая к чувственному восприятию, а на основе уже имеющихся знаний. Такое знание называется выводным, а процесс – выведение. В ) связь с языком: язык выражает результат мыслительной деятельности. Основной задачей логического исследования является обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения. Рассуждение – это цепочка выводов, вытекающих один из другого. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами. Форма мысли Логическая форма мысли – это ее строение, способ связи элементов мысли, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логическая форма отражает общие структурные связи объективного мира. Структуру мысли, т.е. ее форму можно выразить при помощи символов. Выявим форму следующих мыслей: «все соловьи – птицы», «все жуки насекомые», «все люди смертны». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S суть P». Эта формула включает S – субъект, т.е. понятие о предмете суждения («соловьи», «жуки», «люди»), Р – предикат, т.е. понятие о признаке предмета («птицы», «насекомые», «смертны»), связку («есть», «суть»), кванторное (количественное) слово «Все», которое указывает, принадлежит ли признак, выраженный предмету, всему объему понятия, выраженному в субъекте, или только его части. Бывает квантор общности («все», «всякий», «каждый», «ни один») и квантор существования («некоторый», «существует»).
Вопросы для самоконтроля: 1. Что изучает логика? 2. Каковы основные формы чувственного познания? 3. Каковы основные формы абстрактного мышления? 4. Назовите основные структурные элементы каждой мысли. Приведите примеры.
РОЛЬ ЯЗЫКА 1. Понятие языка. 2. Аспекты изучения языка. 3. Виды языка (по происхождению. 4. Имя – основная смысловая категория языка. 5. Виды имен. Понятие языка Язык выступает материальной оболочкой мыслей. Выявление логических структур возможно только при анализе языковых выражений. Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Язык состоит из знаков. Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно) предмет, выступающий представителем другого предмета. Существуют: 1. знаки-образы; 2. знаки-символы. 1. Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами (фото, дорожные знаки, отпечатки пальцев). 2. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (буквы, ноты, цифры). Аспекты изучения языка Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: -синтаксическом; -семантическом; -прагматическом. Синтаксис изучает структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика анализирует отношения между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка – эмоциональные, психологические, эстетические, экономические и другие отношения носителя языка к самому языку. Виды языка По происхождению языки бывают естественными, искусственными и смешанными. Естественные – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь) и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми Искусственные – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной передачи научной и другой информации (стенография). Смешанные языки – их базой является естественный национальный язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области (юридический язык или язык права – строится на базе естественного языка и включает множество правовых понятий). Искусственный язык логики, предназначенный для логического анализа рассуждений, структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики является понятие имени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.006 с.) |