Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптимизация психической устойчивостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как показывает анализ научных данных и практики управленческой деятельности, хорошо справляются со стрессом те руководители, которые обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности, высоким интеллектом, волей и эмоциональной стабильностью, а также владеют эффективной технологией саморегуляции, позволяющей им существенно повышать свою способность к преодолению физических и психических нагрузок. Сущность психической устойчивости руководителя и представляется как интегративное психическое образование, включающее интеллектуальные, эмоционально-волевые и личностно-профессиональные качества, уровень развития и гармоничность проявления которых определяет способность руководителя успешно выполнять функции профессиональной деятельности. В наиболее обобщенном плане ее характерные признаки образуют особую организацию существования руководителя как целостной системы, которая обеспечивает максимально эффективное собственное развитие и деятельность. Экстремальные ситуации, стрессы сопровождают руководителя ежедневно, ежечасно. На полученную визуально или по другим каналам информацию в первую оче-Редь реагирует эмоциональная компонента, включаются процессы гомеостатического реагирования. В дальнейшем эти процессы могут иметь уже и негативные последствия. Человек под воздействием негативных эмо-Ций может принять неверное решение или не принять бго вообще. Но высокий интеллект руководителя, его профессиональная память и стиль поведения позволяют ему °Ценить ситуацию и представить ее не как катастрофу. My необходимо принять решение, и воля, волевые каче-
Психология здоровья Глава Овтимизацмя псшчеш! дстпйчнвости
ства этого профессионала, личности ставят последний штрих в принятии необходимого решения. Важнейшей предпосылкой для оптимизации психической устойчивости персонала, а следовательно, и профессиональной деятельности, считается активное использование современных эффективных психотехнологий. Причем психотехнологий не только саморегуляции, но и технологий психолого-акмеологического сопровождения всего уклада труда в госструктурах. Отдельные стороны данной проблемы исследовались О.С. Аниси-мовым, А.С. Гусевой, П.А. Корчемным, Л.Г. Лаптевым, В.Г. Михайловским, М.Ф. Секачем, И.Н. Семеновым, А.П. Ситниковым и другими акмеологами. На основе полученных ими данных представляется важным определение концептуальных и процедурных основ психолого-акмеологического обеспечения труда в госструктурах, которое мы рассматриваем в качестве важного условия оптимизации психической устойчивости руководителя иукрепления его здоровья. Как свидетельствуют данные исследований последних лет, интегративное оформление данной идеи находит отражение в психолого-акмеологическом сопровождении совокупного труда и всех его компонентов. В связи с этим требуется уточнение важных понятий, а именно сущности, содержания и организации психолого-акмеологического сопровождения. Акмеологический характер модели психолого-акмеологического сопровождения заключается в том, что она обеспечивает раскрытие его творческого потенциала не только как руководителя, но и в едином контексте труда обеспечивает ему продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и обеспечение здорового образа жизни. Знание модели психолого-акмеологического сопровождения является основой и тем ориентиром, который вносит определенность в оптимизацию психической устойчивости персонала. Изучение практики деятельности государственных служащих и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволили выделить наиболее характерные стороны их текущей работы. Выявлено, что в процессе управления только 13,5% руководителей системно.._ познают, анализируют и прогнозируют свою деятель-I4D ность и результаты, уделяя внимание поддержанию сво- его здоровья и психической устойчивости. При этом только каждый второй занимается данной работой сверх установленных должностных обязанностей. Поэтому Модель психолого-акмеологического сопровождения имеет ценность не только как теоретическая разработка, н0 и исключительно актуальна для практики функционирования организаций. Эффективность ее использования в решающей мере зависит от системы акмеологи-ческого обеспечения. Установлено, что для оптимизации профессиональной деятельности необходима продуктивная система, способная обеспечить системное исследовательско-раз-вивающее воздействие на персонал и их психическую устойчивость. Опыт показывает, что акмеологическое сопровождение в сфере профессиональной деятельности персонала госструктур целесообразно вести по следующим направлениям: • акмеологическое моделирование профессиональ • экспертный мониторинг профессионализации • акмеологический сервис — социально-психологи • актуализация саморегуляции психической устой • организация системной деятельности акмеологи- Для человека важно видеть возможности психолого-акмеологического сопровождения профессиональной Деятельности как для ее оптимизации, так и для обеспечения здорового образа жизни, эффективной саморегуляции психической устойчивости субъектов труда. Исследования показывают, что содержание психолого-акмеологического сопровождения полностью обусловле-Но Целями профессиональной деятельности персонала и интересами конкретного человека. Полученные дан-,... ные указывают на то, что каждое выделенное направле- I'm ю-
ние психолого-акмеологического сопровождения целесообразно наполнить конкретным содержанием. Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности руководителя государственных структур включает: • анализ целей, задач, объективно необходимых уп • разработка и апробация прогностической и нор t тимизации реальных сторон их труда (всех видов выполняемой деятельности, повседневных отношений, индивидуального развития и совокупных результатов жизнедеятельности); • подготовка обоснованных предложений по исполь- процедуры осуществления труда во взаимосвязи • осуществление системноструктурного анализа Такая принципиальная позиция, основанная на результатах исследования (М.Ф. Секач, 1999), заключается в том, что при реализации всех этих направлений следует обращать постоянное внимание на укрепление психического ресурса субъектов труда и обеспечение их здорового образа жизни. Экспертный мониторинг профессионализации руководителей и развитие их творческого потенциала предполагает решение таких вопросов, как: • разработка исследовательско-диагностических и работке стратегии продуктивного развития собственного творческого потенциала; • создание и использование инструментария и ме • разработка социально-психологических основ под • выявление общих социально-психологических за Социально-психологическое, психотехнологическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности руководителей осуществляется по следующим направлениям: • изучение условий и факторов, влияющих на ре • формирование и развитие акмеологической куль • подготовка руководителей к творческому исполь • обеспечение комфортных условий деятельности, • психологическое содействие госслужащим при
ISO Создание организационно-психологических предпосылок для активизации саморегуляционной деятельности персонала: • теоретическая и методическая подготовка по про- • практическое развитие саморегуляционной куль- .'* туры; " • осуществление саморегуляционной деятельности чд в рамках целостной психолого-акмеологической модели; • мониторинговая диагностика, оценка и коррекция "1 соответствии с критериями оптимальности; 1 • совершенствование саморегуляционной деятель- \ ности психической устойчивости государственной службы. Организация системной работы психолого-акмеологической службы в конкретной госструктуре предполагает системно-целостное решение задач профессиональной деятельности, оптимизации всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного служащего и весь персонал. Весь комплекс жизнедеятельностных вопросов решается в соответствии с принятыми моделью, алгоритмом и целостной технологией. В психолого-акме-ологическом сопровождении функционирования организаций одной из центральных задач выступает оптимизация профессиональной деятельности и процесс профессионализации. При этом в круг основных вопросов включаются: • диагностика и анализ социальных, социально-пси • выработка оптимальной модели, алгоритма и тех ■,! функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности; • разработка механизма оптимизации и гармониза- • осуществление психодиагностики, психотерапии поведения персонала для содействия им в овладении оптимальным стилем управления, высокой культурой общения и комфортного психического состояния; • участие в планировании и отработке программ • оказание психологической помощи сотрудникам В целом современный опыт показывает, что осуществление психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности позволяет более эффективно решать многоплановые практические задачи, отражающие интересы общества, коллектива и конкретного человека. Его реально сложившаяся основа — социально-психологическое сопровождение труда и жизни человека и группы — эффективно используется в различных сферах и обеспечивает их оптимизацию. Вполне очевидна его интегративная роль и для систематизации профессионализации деятельности. В его рамках более продуктивно реализуются такие функции, как исследовательско-диагностическая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, педагогическая, тренингово-развивающая, саморегулятивная, коррекционная и организационная. Их успешное выполнение выступает одним из ключевых звеньев в достижении госслужащим качественно нового уровня соответствия требованиям профессиональной деятельности. Результаты проведенного кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС (1994 — 2001) исследования свидетельствуют о том, что в рамках оптимизации труда и жизни персонала важно осуществить не только контекстное обеспечение само-Регуляции психической устойчивости, но и использование целенаправленных психотехнологий. Поэтому в арсенал психолого-акмеологического сопровождения неизменно включаются средства самопознания, самоана-^за, самооценивания, самоуправления, саморегуляции,,_. Самокоррекции, направленные на оптимизацию и повы- 1 и I Глава 8 потим иззция психической устойчивости
шение психической устойчивости. Компоненты оптимизации следует пополнить и методиками и процедурами, объединенными единой целью, содержанием и организацией. Все они отражены в целевых программах оптимизации, одна из которых, апробированная в процессе психолого-акмеологического сопровождения деятельности, приводится ниже. Цель программы — научить человека понимать самого себя и привить ему способности системно и продуктивно заниматься саморегуляционной деятельностью. Она призвана решать такие задачи: 1. Развитие интереса к изучению роли человеческо 2. Привитие способности объективно проводить са- 3. Овладение продуктивной саморегуляционной де f Реализация цели и задач саморегуляционной деятельности в рамках психолого-акмеологического сопровождения в соответствии с разработанной программой включает целостный цикл, содержательно и технологически объединенный. При психологическом тестировании в период переподготовки персонала в батарее тестов использовался тест диагностики межличностных отношений — ДМО (Л.Н. Собчик, 1990 г.). Результаты психологического тестирования на достаточно большой выборке (более 400 чел.) показали, что адекватно свой психологический ресурс оценивают около 18% руководителей. Более 81% руководителей выявляют заниженную или завышенную самооценку. Для оптимизации психической устойчивости были разработаны программы и использованы в процессе психолого-акмеологического сопровождения. В частности, были использованы психотехнологии, которые при' водятся ниже. Цель этих занятий — помочь госслу^а-...-п щему разобраться в себе, помочь овладеть продуктив-IUC ной саморегуляционной деятельностью и тем самым У*' репить свою психическую устойчивость и психическое здоровье. Тестирование по методике «Диагностика межличностных взаимоотношений» позволяет выявить не только адекватную самооценку психологического ресурса человека, но и ее структурные особенности. Перед каждым слушателем на практическом занятии лежал лист (бланк его личных результатов по самооценке), психограммы «Я — реальное» и «Я — идеальное», его психологического «хочу» и «могу». И несмотря на то, что преподаватель-психолог говорил для всех, каждый оценивал себя, преломляя сказанное через результаты «личного самооценивания», тестирования. Психолог подробно объяснил значение показателей октант, их сочетание и т. п. Слушатели видели результаты своего психологического тестирования, анализировали и уясняли свой психологический потенциал, в то же время преподаватель, зная результаты обследования каждого, обращался ко всем испытуемым. Такая форма работы с людьми, уже состоявшимися руководителями, была наиболее приемлема. Слушатели как бы опосредованно работали с психологическим материалом. Они, при подсказке психолога, уточняли свои психологические возможности и особенности. Как правило, такие занятия заканчивались в полном смысле психокоррекционной беседой каждого слушателя и психолога. Но, что очень важно, казалось бы, внешне недоступные люди приходили к психологу по своей инициативе, чтобы лучше разобраться в своих психологических проблемах. Для такого вида психологической коррекции можно использовать примерные темы бесед с учетом составляющих психической устойчивости: волевые, эмоциональные, интеллектуальные и личностно-профессиональные. Саморегуляция волевых качеств личности. Чаще всего говоря о человеке с сильной волей, имеют в виду его способность мобилизовать себя, свои физические и духовные силы на выполнение какой-либо работы и доведение этой работы до конца. Однако есть два пути. Пер-вый путь состоит в борьбе с собой, систематическом пре-°Долении себя, насилии над своей психикой. Однако же-^ие, а порой, бессмысленные требования к самому себе огУт уподобить организм и психику маятнику, очень.__ Ильно отклонившемуся в одну сторону. Подобное поло- luu Глава кшмсн! дстаШчиввстм
жение неестественно и непрочно, неизбежно движение в другую сторону, т. е. срыв, который может выражаться и в стрессовых состояниях и в действиях, прямо противоположных поставленным требованиям. Отрицательные последствия такого подхода заставляют задуматься о втором пути. Он лежит через желание узнать свой организм, свою психику, жить с ними в мире и тем самым использовать их огромные возможности, создавая себе условия для успешного выполнения нужной работы. Для этого были применены конкретные техники и упражнения. Итак, вы вдруг решили, что не справляетесь с работой по саморегуляции свойств личности. Не торопитесь с выводами. Воля и способности есть у каждого человека, только одни люди научились создавать условия, в которых они бы проявлялись, а другие нет. Приведем простой пример. Любая работа чаще всего связана с умением сконцентрировать внимание, память, мышление. Вы считаете, что не способны на это? Зря, вспомните, вы свободно можете 2 часа с напряжением следить за действиями героев в понравившемся кинофильме или пересказать приятелю содержание интересной книги. В о-боих случаях хорошо сработали и внимание и память. Но ведь речь шла об интересных заданиях?! А это и подсказка к одному из условий, которые облегчат «работу» вашей воли: можно создать такие условия, чтобы нужная деятельность стала интересной. Очень возможно, что вы решите потренировать свою волю и научиться осознанию применять волевое усилие. Такой подход также планомерен. К.Д. Ушинский сравнивал волю человека с его мускулатурой. Для развития, укрепления и той и другой требуется постоянная практика и тренировки. С одной стороны, продолжительные нагрузки значительно ослабляют волю и мышцы, с другой — чрезвычайные нагрузки могут надорвать и остановить развитие того и другого. Можно сказать, что одной из главных задач развития у себя волевой регуляции является формирование волевых привычек. Напомним, что в привычке сочетается доведенный до автомата способ действия (что значительно облегчает работу) с потребностью использовать именно этот способ. Например, если у человека выработалась 154 привычка доводить дело до конца, то остановка исполне- ния Дела на полпути вызовет у него чувство психического дискомфорта. Формирование этих привычек зависит от разумного сочетания определенных условий работы и прежде всего интереса, который поможет облегчить проявление волевых усилий. Занимаясь специально тренировкой волевых усилий, обязательно учитывайте такие правила: не ставьте себе бессмысленных и даже вредных для здоровья целей (не есть 2 дня или не спать до 3 часов ночи и т. п.), лучше всего тренировать свою волю не специальными, искусственными упражнениями, а постановкой и выполнением конкретных целей в повседневной деятельности, не подвергайте свою волю сразу слишком тяжелым испытаниям. Поставив перед собой цель за неделю избавиться от каких-либо недостатков и одновременно развить желаемые качества, вы наверняка потерпите неудачу. Будьте реалистами в постановке целей. Это проявляется в соответствии поставленных целей вашим возможностям, реальным срокам выполнения, их конкретность и поэтапность. Сначала лучше поставить себе всего 1—2 цели и разбить их на этапы. Помните о постоянстве тренировок. Исполняя намеченное от случая к случаю, даже добившись какого-либо результата, вы не продвинетесь в выработке волевой привычки. Нагружайте ее ежедневно как мышцу. Успешное выполнение намеченного плана зависит не только от вашей силы воли, но и от четкой программы осуществления цели, наличия запасных вариантов для изменившихся обстоятельств, попытайтесь рассматривать возможные неудачи не как поражение, а как сложный этап в деятельности, опирайтесь в своей работе на положительные эмоции. Хвалите и награждайте себя за маленький успех в выполнении намеченного, не нужно «ломать себя», тренируя волевое усилие, попытайтесь так распределить свои силы и выбрать вид работы, чтобы тренировка происходила на грани приятного. Упражнения, направленные на повышение эмоциональной стабильности. Данный компонент психической Устойчивости, как показывают исследования, во многом зависит от самооценки — мнения госслужащего о себе самом, которое формируется при сравнении себя с дру-ми людьми. Самооценка может быть адекватной, т. е. оответствующей реальным возможностям и способно- 133 Глава 8 психической устойчивости
стям человека, и неадекватной, т. е. субъективно завышенной или заниженной. Часто бывает так, что при столкновении с многочисленными трудностями, не обладая определенными навыками их преодоления, человек может отказаться от своих жизненных планов, начать считать себя заурядной личностью, резервы и способности которой уже исчерпаны. Самое нежелательное — это закрепление заниженной самооценки. Такая самооценка обычно довольно устойчива: даже внешнюю положительную оценку своих успехов и сами успехи люди начинают считать случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, но никак не результатом собственных способностей и усилий. Человек с заниженной самооценкой чаще всего нерешителен, не уверен в своих силах, пребывает в угнетенном психическом состоянии. При заниженной самооценке. Если вас беспокоит проблема соответствия ваших способностей и возможностей требованиям какой-то деятельности, вспомните, что она рассчитана на средние способности и подходить к ее усвоению нужно с установкой: если могут и другие, могу и я. К тому же можно с уверенностью сказать, что вы реализовали далеко еще не все свои способности. Думайте о себе с оптимизмом. И подтверждайте на деле хорошее мнение о себе. Постарайтесь поставить перед собой серьезные, но реально достижимые цели, которые требуют усердия и настойчивости. Ставьте себе оценку за качество работы, за соответствие времени выполнения намеченному сроку. Хвалите себя за хорошо сделанное дело, гордитесь собой. Награждайте себя за каждый успешный этап продвижения к цели. Постарайтесь увидеть и оценить хорошие и сильные стороны вашей личности. Опора на положительные черты и их развитие — главное условие успешности в работе над собой: 1 • составьте отдельный список ваших сильных сто • возможно, ваши друзья или члены семьи помогут вам в составлении такого списка, а вы, в свою очередь, поможете им; поиграете в игру: составьте подробный список достоинств друг друга. Вслух * объясните вашему другу, почему вы включили каждый из пунктов в список. Лучше начинать такие объяснения словами: «Что мне в тебе нравится, так это...»; • каждый из нас умеет делать какое-либо дело, хотя бы самое маленькое, немного лучше других. Вспомните, что вы умеете делать лучше всех? Нельзя, конечно, оставлять без внимания свои слабые стороны и недостатки. Но начинать анализ нужно, имея в виду следующее: в процессе самокритики, при анализе ошибок или плохих результатов попытайтесь избавиться от постоянного самобичевания. Причины неудач часто кроются в недостатке усилий, а не в слабых способностях, в неумении правильно организовать работу или выбрать время действий, а не в неисправимом характере. Говоря более общими словами, старайтесь чаще критиковать поведение, а не личностное свойство. При анализе недостатков может быть полезно такое упражнение. Поделив лист бумаги на две части, в левой половине листа запишите свои слабые стороны, в правой —достоинства, которые могут быть противопоставлены этим недостаткам. И постарайтесь в поведении особо уделять внимание тем чертам, которые расположены в правой колонке. Если в вашей самооценке самым слабым местом является общение с другими людьми и вы думаете, что люди считают вас скучным и неинтересным, попытайтесь развить в себе какую-либо черту или особенность, которая делала бы вас приятным и интересным в общении. Больше читайте как периодическую печать, так и художественную литературу — вы будете готовы показать свое мнение, поддержать разговор на многие темы, рассказать что-то новое и т. д. Реалистичная самооценка. Неуверенность в себе чаще всего отрицательно влияет и на поведение и на самочувствие человека. Неуверенный в себе человек находится в напряженном состоянии тревоги и беспокойства за результаты своих действий, отказывается от вполне реаль-Ых Целей, низко оценивает свои возможности. Неуверенность в себе связана прежде всего с заниженной са-^°оценкой, поэтому некоторые рекомендации по выра-от?е Реалистичной самооценки мы уже предлагали. Избавление от неуверенности в себе — это одновре-.__ но и формирование противоположной черты — уве- lu/ Глава
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.018 с.) |