Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

пртимизация ininecui ртвйчивости

Поиск

 


ренности в себе. Нужно понять, что уверенность в себе ~-не самоуверенность, а осознание своих сил и возможно­стей. Подумайте над словами великого педагога Я. Ко-менского: «В мире нет ничего, чтобы не мог объять одд. ренный чувством и разумом человек».

Первым шагом к формированию уверенности в себе должен стать анализ ваших сильных сторон и недостат­ков. Этот момент очень важен, т. к. он позволяет, с одной стороны, осознать свои достоинства и двигаться вперед опираясь на них, с другой стороны, сформировать ре­альные цели деятельности.

Вспомните о своих ошибках и неудачах и постарай­тесь трезво определить долю вины за них. Сделав это, подумайте о своих успехах и победах и в дальнейшем почаще вспоминайте о них.

Не занимайтесь самоуничижением. Избегайте оце­нивать себя такими определениями, как «глупый», «не­способный», «неисправимый». Ваша конструктивная критика должна быть направлена на недостатки пове­дения, а не на навешивание ярлыков на собственную

личность.

Если несмотря на все ваши усилия, вы продолжаете чувствовать свою нерешительность при общении с оп­ределенными людьми или при занятии определенными видами деятельности, откажитесь от такого общения.

Уверенность в себе обретается за счет успешной дея­тельности, выполнения серьезных задач. Главным ре­зультатом такой работы становится ощущение, которое можно выразить словами: «Я смог», «У меня получи­лось». Помните: цели, которые вы перед собой ставите, должны быть конкретны и вполне выполнимы. Выбери­те себе сначала 1 — 2 цели, затем одну из них. Если она большая, разделите на несколько этапов и по каждому составьте план исполнения. Не забудьте в этот план вклю­чить графы о сроках, результатах и поощрениях. Полез­нее всего начинать с больших и не очень трудных зада­ний, потому что главное — ощутить радость успеха. За­тем постепенно усложняйте свои цели.

Не забывайте о той поддержке, которую вы сами мо­жете оказать себе при выполнении заданий. Перед на­чалом и во время выполнения работы ободряйте се ' 1_- выражайте уверенность в успехе дела. В конце каЖА0 lUO этапа выполнения обязательно похвалите себя за пр°А


нНую работу (можно даже вслух) и наградите себя чем-нибудь приятным.

Определенную помощь могут оказать и занятия. утотренингом (различные способы регулирования соб­ственных состояний, внушение и самовнушение веры в собственные силы, настрой на определенный вид ра­боты и т. д.).

Постарайтесь поддержать себя и за счет некоторых вспомогательных средств, например, голоса. Вспомни­те, что в минуты хорошего настроения, бодрости и уве­ренности ваш голос звучит ясно и твердо, без дрожи и слабости.

Характер звучания собственного голоса оказывает или положительное или отрицательное воздействие на об­щий эмоциональный настрой человека. Некоторые уп­ражнения позволяют тренировать твердость и ясность голоса. Поиграйте с собой, примите внутреннюю роль, например: «Я — привыкший командовать». Попытай­тесь, чтобы ваш голос был тверд, звучал уверенно, соот­ветствовал принятому образу.

Развитие интеллектуальных и личностно-профес-сиональныхкачеств психической устойчивости госслу­жащих. Для этого использованы специальные упражне­ния, направленные на развитие мотивации и способнос­тей персонала к самопознанию, саморазвитию, самовос­питанию.

Госслужащим предлагается обдумать, почему им так мешает в работе знание будущего результата. Причины могут быть разными, например: вы человек творческий, стремитесь идти неизведанными путями, вас интересу­ют лишь неожиданные результаты, трудноразрешимые, оригинальные проблемы; у вас опускаются руки не про­сто от знания результата, а от предчувствия неудачи в Работе.

Жизнь, часто загруженную различными видами ра-отг значительно облегчает планирование. Планы со­ставляются на день, неделю, месяц, квартал и т. д. Что Редставляет собой план? Это и есть сформулирован-е в виде целей предстоящие результаты работы с точ-м Указанием ее количества, качества и срока выпол-ния. Таким образом, точное знание предстоящего ре-Tg Тата позволит более осмысленно подходить к рабо-.__ Достигать намеченного. Для этого: попытайтесь при lUu


I___________________________________ [лан|

выполнении определенного дела сосредотачивать своц мысли и внимание не на предстоящем результате, а на самом процессе работы. Это может быть поиск новых необычных путей решения проблемы. Можно ввести в работу элемент игры; в случае, если вашу активность тормозит именно возможность неудачного результата попытайтесь для себя ответить на такие вопросы: что могу сделать лично я, чтобы такого результата избежать? если неудача неизбежна, то как в дальнейшем можно улучшить ситуацию? какую я могу извлечь пользу из возможной неудачи?

Понятно, что к процессу саморегуляции свойств лич­ности необходимо приступать осмысленно и осознанно. Для этого желательно задаться вопросом: чего же вы хо­тите добиться в результате развития и совершенствова­ния того или иного качества. Иными словами, прежде чем приступать к самокоррекции личностного качества, необходимо: знание о том, что вы собираетесь развить и совершенствовать; положительное отношение к каче­ству, которое вы хотите развивать и совершенствовать; знание о том, как развивать личностное качество и что надо делать для этого.

Желательно знать, является это качество врожден­ным или формируется в процессе жизни и деятельнос­ти. Практически все качества личности не могут рассмат­риваться только как врожденные. От рождения человек получает лишь задатки, предпосылки, которые облегча­ют или затрудняют развитие тех или иных качеств. При­родные предпосылки и свойства темперамента могут способствовать длительной мобилизации сил для дости­жения целей, но по-разному. Так, например, человек, обладающий флегматическим темпераментом, может свободно, легко и без принуждения длительно занимать­ся одной и той же работой. В то время как для сангвини­ка и холерика это нужно сделать по-иному, т. е. выпол­нять работу энергично и частями. Надо просто учиты­вать индивидуальные особенности и помнить, что тем перамент определяет не результат, а способы и прием достижения результата, т. е. стилевые особенности и ведения. Учитывая природные предпосылки, нужно вс гда помнить, что в личностных качествах есть и харак ^ ристики, которые можно приобрести только в опыте щения и деятельности. Они не возникают сразу и вдрУ


а развиваются в повседневной жизни и работе, т. е. без тренировки и выполнения специальных действий раз­вить их невозможно. Далее желательно знать основные функции, назначение и роль того или иного личностного свойства и что можно добиться, обладая им как специ­фическим инструментом взаимодействия. Постарайтесь представить себе, сколько и чего вы могли бы добиться в жизни, деятельности и общении, обладая желанным ка­чеством? Можете это даже записать себе на память. На­пример, с помощью этого качества я бы мог...

Помните, одной правильно поставленной цели в вы­полнении намеченного, конечно, мало. Необходимо со­знательно продвигаться к цели. Такое сознательное про­движение фиксируется с помощью планов. Но часто при­ходится слышать, что и так времени ни на что не хватает, зачем тратить его на составление планов? Действитель­но ли вам так не хватает времени? Последите за собой неделю, в конце каждого дня записывайте в таблицу то время, в течение которого вы: просто сидели, смотрели телевизор, болтали с приятелем и т. д. Возможно, проде­лав такое упражнение, вы придете к выводу, что у вас гораздо больше свободного времени, чем вы предпола­гали, и что план позволит вам сознательно распорядить­ся этим временем в своих целях.

Планирование работы по саморегуляции свойств лич­ности обладает тем огромным преимуществом, что по­зволяет равномерно распределить усилия в течение оп­ределенного времени, например, сами можете сплани­ровать себе свободные вечера или дни, можете их скор­ректировать в зависимости от обстоятельств. Планы мо-Пт быть нескольких видов по охвату времени: на день — в этот план включаются занятия, важные дела, работа по саморегуляции и вид поощрения. Особо отметьте пунк-тЫг которые необходимо выполнить в первую очередь; на неделю — по внешнему виду он представляет собой ту Же таблицу, где записаны основные занятия, встречи, важные события, работа над собой и т. п.

11 Пс,

При составлении планов учитывались особенности мперамента госслужащих. Например: если преобла-ют черты флегматического темперамента, можно пла-Ровать напряженную, даже однообразную работу на ф Ольно длительное время, но особое внимание уделять.„. е вРабатывания, более интенсивно проводить интел- IЫ

:их°логия здоровья



 


 


Глава 8

лектуальную разминку и т. д. Сангвиник, напротив, го­раздо быстрее включается в работу, но для поддержания высокой работоспособности ему необходимо довольно часто менять виды работы. Меняйте цвета: если длитель­ная работа, то застелите стол бумагой салатового цвета; если интенсивная работа в короткое время — красного

цвета.

Любое чрезмерно развитое качество или привычка, превратившаяся во всепоглощающую потребность, мо­жет стать не подспорьем, а тормозом в работе. Она спо­собна принести вред госслужащему и окружающим. Поэтому, формируя привычку доводить начатое дело до конца, в эксперименте обеспечивалось избегание край­ности: стремления всегда и во что бы то ни стало выпол­нить намеченное как можно скорее.

Таким образом, одним из основных путей актуализа­ции оптимизации в рамках психолого-акмеологическо-го сопровождения профессиональной деятельности гос­служащих является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, при ко­торых они постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, а также систематичность и регуляр­ность действий в подобных ситуациях будут способство­вать развитию продуктивной саморегуляции.

Опытно-экспериментальная работа по развитию ком­понентов психической устойчивости — волевого, эмоци­онального, интеллектуального и личностно-профессио-нального в процессе оптимизации дала положительный результат и с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Об этом свидетель­ствует и коэффициент ранговой корреляции Спирмена между уровнем психической устойчивости иуровнем эф­фективности профессиональной деятельности. Значение коэффициента может расти при задействовании и дрУ' гих механизмов, положительно влияющих на уровень психической устойчивости. К таким механизмам можно отнести организацию всестороннего психолого-акмео логического сопровождения профессиональной деятель ности госслужащих.

ВЫВОД: Современный опыт показывает, что onTJ?^!.._„ зация с помощью различных психотехнологий проФ ^ 1Ьс сиональной деятельности персонала позволяет б


тти мизаци» психической устойчивости______________________ в

эффективно решать многоплановые практические зада­чи, отражающие интересы общества, госструктуры и конкретного руководителя. Вполне очевидна интегратив-ная роль оптимизации в саморегуляции психической ус­тойчивости. В его рамках более продуктивно реализуют­ся такие функции, как исследовательско-диагностичес-кая, аналитическая, конструктивно-прогностическая, пе­дагогическая, коррекционная и организационная. к

Вопросы:

1. Какова роль психической устойчивости руково­
дителя в его профессиональном становлении?

2. Какие проблемы возникают у руководителя при
неадекватной оценке своего психологического потен­
циала?

3. Какова роль и значение оптимизации психичес­
кой устойчивости руководителя?

Задания:

1ЧИ-

1. Подберите методики изучения самооценки госслу­
жащих.

2. Разработайте примерный план беседы по различ­
ным результатам самооценки.

3. Подготовьте примерные темы бесед при психокор­
рекции различных компонентов психической устойч

вости.



,4.4 ИГ

САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ

'J ' К

Человек усваивает в процессе жизни различные нор­мы и ценности (плохо — хорошо, красиво — безобразно, справедливо — несправедливо, достойно —унизитель­но и т. д.). Это и есть программирование, задающее об­щее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека. Понятно, что глав­ную роль в программировании играет среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, со­служивцы и случайные спутники. А еще книги и журна­лы, фильмы и телевидение, слухи и мода.

Короче говоря, нас стихийно программирует тот ги­гантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности.

Когда мы говорим о самопрограммировании, то име­ем в виду попытку упорядочить этот процесс, сделать его более или менее целенаправленным, последовательным, систематичным. Вот зачем требуется какая-нибудь докт­рина (политическая, религиозная, моральная, все равно какая). Она дает человеку опору в его размышлениях, позволяет оценивать и выбирать, указывает путь, осве­щает этот путь высшим смыслом. В рамках обсуждаемой здесь проблемы крайне важно, чтобы такая доктрина допускала и оправдывала самопожертвование во имя принятых данным человеком ценностей и норм.

Для того чтобы человек не только «знал», что смерти бояться нельзя, что есть вещи, которые дороже жизни, но и сделал эту идею частью самого себя, необходимо перевести ее из сферы сознанияв бессознательную сфе­ру. С этой целью надо составить перечень («пакет») кон­кретных «команд» для нашего биокомпьютера. Такие ко­манды должны быть короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений.


Иными словами, «пакет команд» представляет свое­образный «кодекс мужества». Требуется не просто выу­чить его наизусть, а именно ввести в бессознательную сФеРУ психики. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы она начинает рабо­тать независимо от сознания. То есть заданное програм­мой поведение реализуется в экстремальной ситуации как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью.

Отмечу, что самопрограммирование нельзя путать с одержимостью какими-то идеями. Один из наставников дзэн-буддизма высказался по этому поводу следующим образом: «Навязчивые идеи, от которых должен избав­ляться боец, суть следующие. Желание во что бы то ни стало победить; желание запугать противника; желание использовать его ошибки; желание поймать на свой лю­бимый прием; желание применить всю освоенную тех­нику. Если любая из этих идей овладевает бойцом, то он становится ее рабом, лишенным свободы и естественнос­ти в своих действиях. Поединок требует полной без­мятежности духа».

Как известно, процесс воспитания многогранен. В этом процессе формируются потребности и отноше­ния личности, ее желания, интересы, стремления, идеа­лы, мировоззрение и убеждения. Воспитание опирается на обучение, а следовательно, и на упражнение и трени­ровку, но не ограничивается ими. В процессе воспита­ния устанавливается связь всего усваиваемого в ходе обучения с личностью в целом. Воспитание является «высшим приемом» формирования психики.

Неуправляемое, «свободное» воспитание приводит к тому, что человек действительно становится неуп­равляемым и потому нетерпимым для общества из-за своего постоянного стремления не считаться с другими. Не случайно такой человек пребывает в непрерывных конфликтных отношениях с окружающими. Несдержан­ность, болезненная нетерпимость, крайний эгоизм — вот его основные характерологические особенности. А эго-Изм, как известно, никогда не представлял ценности для °ощества, так как вся его «созидающая» сила направле-а на достижение любой ценой лишь собственного бла-°подучия Может ли в данном случае идти речь о само-.__ °Жертвовании, самоотречении, забвении личных инте- 103


ресов ради общественных и т. п., т. е. о качествах, прису­щих подлинным борцам за прогресс?

Всю свою жизнь размышлял о высоком назначении человека и осуществлял на практике принципы самосо­вершенствования Л.Н. Толстой. Трудной и противоречи­вой была та внутренняя работа, в процессе которой фор­мулировались эти принципы, но еще труднее они претво­рялись в жизнь. Об этих упорных ежедневных усилиях свидетельствует «Дневник» великого художника и мыслителя. Уже в юные годы Л. Н. Толстой формулирует для себя свод необходимых правил, внимательно следит за их исполнением, сурово осуждает себя за каждое отступление от них.

Вот некоторые из этих правил: «Будь прям, хотя и ре­зок, но откровенен со всеми, но не детски откровенен, без необходимости... Каждому делу, которое делаешь, предаваться вполне. При каждом сильном ощущении воздерживайся от движений, а, обдумав раз, хотя бы и ошибочно, действуй решительно»; «К каждому делу, не­обходимому, но к которому чувствуешь отвращение, при­ступать как можно быстрее»; «Нужно бояться праздности и беспорядочности...»; «Избегать общества людей, любя­щих пьянство...» И самое главное правило: «Принимать большое влияние в счастии и пользе людей».

Процесс самосовершенствования начинается с кри­тического анализа собственной личности, и на этой ос­нове формулируется программа внутренней работы. 4 июля 1854 года двадцатишестилетний Л. Н. Толстой записывает в дневнике: «Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешитель­ность, непостоянство и непоследовательность); 2) Не­приятный тяжелый характер, раздражительность, из­лишнее самолюбие, тщеславие; 3) Привычка к празд­ности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз. что буду впадать в них».

Л. Н. Толстой считал — ив том его убеждал соб­
ственный опыт, что нет принципиального различия
между властью человека над своим физическим состо­
янием и над состоянием своего духа, но если юност
свойственно стремление прежде всего к физическому
.„„ саморазвитию, то более старшему возрасту — кдух°в
100 но-нравственному. >«*.,».-.,..».-


Сз нопрпгрзммкрававке______________________________ I

Конкретную программу самовоспитания наметил и двадцатишестилетний А. П. Чехов, когда в письме к бра­ту Николаю перечислял признаки воспитанности:

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удов­летворять следующим условиям: 1) Они уважают чело­веческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2) Они сострадательны... 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4)...Нелгутонидажевпустяках... Онинеболтли-вы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашива­ют... 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вы­звать в другом сочувствие... 6) Они не суетны... 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... 8) Они воспитывают в себе эстетику... Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... Тут нужны беспрерывный дневной и ноч­ной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»•'

Сам А. П. Чехов не отступал от этой программы в те­чение всей своей трудной жизни, изумляя окружающих необыкновенной гармоничностью своей личности.

В. И. Вернадский, еще будучи студентом университе­та, выработал для себя программу дальнейшего образо­вания и поведения. «Итак, — писал он, — необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело:

1. Выработка характера. Преимущественно следует:
откровенность, небоязнь высказывать и защищать свое
мнение, отброс ложного стыда, небоязнь доводить до кон­
ца свои воззрения, самостоятельность...

2. Образование ума: а) знакомство с философией, б)
знакомство с математикой, музыкой, искусствами.

Задача человека заключается в доставлении наивоз­можной пользы окружающим»'.

Весьма поучителен пример самовоспитания и самосо­вершенствования М. Ганди. Он достиг больших успехов 8 Умении регулировать свои потребности и душевные состояния. «Человек, — писал М. Ганди, — является Чел°веком потому, что способен к самоограничению, и °стается человеком лишь постольку, поскольку на прак­тике осуществляет его». Самым главным и самым труд- **К по мнению Ганди, является умение подчинить

Вернадский В.И. Совершенствование психики.


Глава!


само программирование


 


собственному контролю движение своей мысли. «Непро­извольно возникающая мысль есть болезнь ума; обузда­ние ее означает обуздание ума, что еще труднее, чем обуз­дание ветра». И действительно, ум Ганди был настолько дисциплинирован, что он мог сосредоточиться на какой-либо мысли в любой обстановке, мог в самом себе созда­вать атмосферу, располагающую к размышлению, каки­ми бы неблагоприятными ни были внешние условия.

И все-таки способность Ганди к саморегулированию была бы просто непостижимой, если бы мы не приняли во внимание чрезвычайно важное обстоятельство: это был исключительно целеустремленный человек. «Все другие удовольствия превращаются в ничто перед ли­цом служения, ставшего радостью», — писал он.

Здесь мы подходим к вопросу о том, какое значение для самовоспитания имеет генеральная жизненная уста­новка человека, понимание им цели и смысла своей жиз­ни. Это ключевой вопрос для уяснения проблемы само­программирования личности.

Великие примеры работы над собой, самопрограмми­рования и самосовершенствования дают нам люди, ста­вившие перед собой великие жизненные цели. Их про­цесс самовоспитания теснейшим образом связан с про­цессом самопрограммирования, но не сводится к нему. Самопрограммирование является начальным этапом лю­бого самовоспитательного воздействия и его основным методом. Какую бы цель самовоспитания ни ставил пе­ред собой человек, успех в достижении этой цели в реша­ющей степени зависит от того, насколько рационально осуществляется самопрограммирование, т. е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается лич­ностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды (а оно складывается из суммарного действия природных факторов, факторов технического прогресса и социальных факторов).

Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики. Функционирование и развитие человеческой психики, как мы уже отмечали, определяется соотношением биологических и соци­альных факторов при решающем влиянии последних на ее формирование.

. __ Различают три основных вида формирования психй-100 ки: стихийное, целенаправленное и самоформирование.


Стихийное формирование психики, имеющее место Р результате случайных, не планируемых воздействий на нее, играет важную роль в развитии любой личности. Запрограммировать все воздействия на человека и обеспечить только целенаправленное формирование его психики практически невозможно даже в условиях эксперимента. Улица, соученики, соседи, случайные кни­ги, средства массовой информации — все это влияет на формирование психики. Именно поэтому перед взрос-дьш человеком довольно часто встает задача собствен­ного самовоспитания и самоперевоспитания. Задача об­щества состоит не в том, чтобы полностью исключить стихийное формирование психики. Даже поместив че­ловека в «башню из слоновой кости», мы не могли бы этого сделать. Основная задача сводится здесь к тому, чтобы регулировать стихийное формирование психики различными общественными методами, обеспечивая ее развитие в нужном обществу направлении.

В психике человека достаточно много наследствен­ного (переданного через гены) и врожденного (опреде­ляемого условиями внутриутробного развития), суще­ствующего в форме скрытых психофизиологических способностей, причем они могут быть выявлены и реа­лизованы только под влиянием внешней среды и соот­ветствующей деятельности индивида.

Другой вид информации, влияющей на психическое развитие, приобретается в процессе жизни индивида и является основой для самопрограммирования психики.

Прежде чем говорить о методах и способах самопро­граммирования психики, остановимся на некоторых об­щих положениях.

Во-первых, не может быть такого самопрограмми­рования, которое бы не предусматривало определен­ной и конкретной цели или жизненной перспективы. Исходный пункт самопрограммирования — сфор­мированная цель действия. Нередко формирование чет­кой и устойчивой цели оказывается достаточным усло­вием эффективного программирования деятельности Человека на всю жизнь, когда интересам достижения этой цели подчиняются все другие стороны его жизни. Иногда такое программирование осуществляется еще в Раннем детстве, под влиянием какого-то впечатляю-.__ Чего события или образа, оставляющего неизгладимый 1Ьи


tan!


Самирвграммироват


 


след в памяти ребенка. Время от времени активизиру­ясь, этот след все больше завладевает его вниманием, поддерживая интерес к предмету воспоминаний, а со временем побуждает его активно действовать в соот­ветствующем направлении.

Если иметь в виду функционирование нервной систе­
мы, то такой вид программирования нередко осущест­
вляется посредством «запечатления» — одного из наибо­
лее простых нервных механизмов программирования
поведения. Особенность действия этого механизма со­
стоит в том, что определенный образный раздражитель,
будучи воспринят один-единственный раз, сохраняется
I в памяти на очень длительное время, иногда на всю

жизнь, активно воздействуя на поведение индивида. Де­тально исследовал феномен запечатления советский фи­зиолог И. С. Беритов, назвавший его «психонервным ком­плексом представления». Установил он и главные осо­бенности процесса запечатления, сводящиеся к следую­щему: однократное воздействие внешней обстановки за­печатлевается в долговременной памяти в виде целост­ного «психонервного комплекса представления»; этот «психонервный комплекс» чрезвычайно легко воспро­изводится в памяти даже под влиянием какой-то одной детали соответствующей внешней обстановки, условий, лишь отдаленно напоминающих эту обстановку, и даже самопроизвольно — в результате самовозбуждения со­ответствующих нервных пунктов; указанному комплек­су присуща высокая двигательная активность; достаточ­но вызвать его образное представление, чтобы соответ­ствующим образом активировался весь организм. Эта ак­тивация тем больше, чем меньше времени прошло с мо­мента запечатления.

Таким образом, запечатление можно считать непроиз­вольной формой программирования. Следует заметить, что такое программирование по механизму запечатле­ния может иметь место и у взрослого человека. К сожа­лению, подобного рода случаи чаще всего приобретают

отрицательный характер и в последующем проявляют­ся как навязчивые состояния (навязчивые страхи, пред­ставления и т. п.). Предпосылки для подобного впечатле­ния возникают в так называемых фазовых состояниях

.__ коры головного мозга, когда общий тонус психики зна-

1/1) чительно снижен.


Вот некоторые примеры такого отрицательного «про­граммирования». Бытует мнение, что если накануне че-довек чрезмерно утомился, то утром остатки утомления легко устранить, выпив большую чашку крепкого кофе. Не зная о том, что даже у нормально отдохнувшего чело­века большая доза кофеина часто вызывает сильное пси­хическое напряжение, страх, сердцебиение, некоторые пытаются «освежиться» крепчайшим кофе. В фазовом же состоянии, которым и является утомление, бывает доста­точно даже небольшой чашки кофе, чтобы вызвать выше­описанные симптомы, имитирующие приступ сердеч­ной недостаточности. Такой сердечный «приступ», сопровождаемый сильным страхом, фиксируется в па­мяти по типу запечатления и в последующем возникает всякий раз в обстановке, хоть чем-то напоминающей о нем, а иногда и при «беспричинном» воспоминании. Нам нередко приходилось встречать молодых, цветущих лю­дей, которые именно таким образом приобретали тягчай­ший невроз сердца, годами обследовались и безуспешно лечились.

Аналогично установочные реакции могут фиксиро­ваться и в памяти чрезмерно утомленного человека. Так, пожилой рабочий после ночной смены по пути домой переходил улицу в неположенном месте. Неожиданно появившаяся из-за поворота машина, отчаянно скрипя тормозами, остановилась в полуметре от него. Зафикси­ровавшийся в этой ситуации страх в дальнейшем превра­тился в невроз и в течение нескольких лет проявлялся мучительными переживаниями всякий раз, когда прихо­дилось переходить любую дорогу. Подобных примеров можно привести много.

Важно здесь то, что медикаментозное лечение в этих случаях не оказывает положительного влияния. Устране­нию такого рода заболеваний способствует «перепро­граммирование» нервной системы с использованием для эт°й Цели фазовых состояний мозга, когда создаются не­обходимые условия для высокой действенности словесно­го и образного внушения и самовнушения.

Следует подчеркнуть, что активным началом меха­низма запечатления всегда является чувственный образ внешнего мира (другой человек, определенная жизнен­ная ситуация) или же образ собственного внутреннего._. с°стояния. Для того чтобы этот механизм сработал, тре- l/l


Глава!


рама дриграмниршт


 


буются два дополнительных условия: определенное (фа. зовое) состояние клеток мозга и выраженная эмоциоген-ность ситуации, вызывающая непроизвольное привлече­ние внимания на достаточно длительное время. При этих условиях чувственный образ прочно фиксируется в долговременной памяти и приобретает программирую­щую функцию.

Программирующая роль внутренних образов может проявляться и в обычных условиях при достаточно высо-/ ком психическом тонусе. Но для этого необходимо, что­бы человек периодически активно и целенаправленно сосредоточивал свое внимание на соответствующем об­разе, стараясь воспринимать его как объективную ре­альность. Именно в этом сущность самостоятельной! программирующей функции субъективных образов, программирующей роли представлений. Представлени­ем в психологии называют процесс отражения в цент­ральной нервной системе предметов и явлений.

Процесс самопрограммирования психики помога­ет решать множество разнообразных задач: приобре­тать необходимые знания, вырабатывать новые навы­ки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повыша­ется, если ускорить процесс изменения представле­ний о собственной личности, с тем чтобы он несколько опережал реальные изменения. Представления о себе складываются на основе оценки пройденного жизнен­ного пути, настоящего социального положения и отно­шения коллектива, на понимании уровня своего раз­вития и образования, на знании своего характера, вне­шности, состояния здоровья и т. п. Внешность, здоро­вье и другие физические особенности человека в оп­ределенной степени обусловлены случайными обсто­ятельствами. Тем не менее при необходимости и эти качества подлежат целенаправленной коррекции не только физическими, но и психическими методами воз­действия, основанными, как уже отмечалось, на актив­ной роли представлений.

Благодаря регулирующей роли сознания человек спо­собен в значительной степени абстрагироваться от 11Ч реальных воздействий и посредством представлении I II воссоздавать действие прежних раздражителей или ясе>


конструируя новые представления на основе старых, целенаправленно формировать новое представление о себе, имея в виду его программирующее назначение.

Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирова­ние привычек. В зависимости от поставленных жизнен­ных целей человеку, как правило, приходится искоренять какие-то ненужные или даже вредные привычки и выра­батывать новые, более необходимые с точки зрения по­ставленных целей. Особую трудность представляют при­вычки, связанные с бытовыми интоксикациями (курение, употребление алкоголя и пр.). В связи с этим полезно по­мнить слова Сенеки о том, что «управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами — их легче ис­коренить, чем обуздать».

Важное значение имеет выработка новых целесооб­разных привычек. При этом привычка может быть и спо­собом стихийного самопрограммирования, и методом це­ленаправленного самосовершенствования, если она формируется сознательно, с учетом жизненных перспек­тив и целей.

К существенным программирующим механизмам от­носится речь. О психофизиологических механизмах речи подробно говорилось при описании особенностей гипноза и аутогенных тренировок. Однако и в бодрству­ющем состоянии речь сохраняет важную регулирующую и программирующую функцию. Еще И.П. Павлов отме­чал, что вторая сигнальная система есть высший регуля­тор человеческого поведения.

Среди множества форм словесной саморегуляции и самопрограммирования следует назвать самоодобре­ние и самопоощрение. Хотя эта форма саморегуляции более свойственна детям, определенное значение она имеет и для взрослого человека, закрепляя и усиливая положительное отношение к определенной программе собственного поведения или деятельности. Вспомним, к^к А. С. Пушкин, закончив трагедию «Борис Годунов», с величайшим удовлетворением воскликнул: «Аи да Пушкин, аи да молодец!»

Противоположная форма саморегуляции—самоосуж­дение и самонаказание. Являясь весьма действенным Редством самовоспитания, она представляет собой не-ходмый элемент внутренней работы по развитию вы- 1/3




Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.013 с.)