Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Нейрофизиологические основы поведения человека

Поиск

Примерные вопросы по теме

1. Определение понятия «поведение». Формы поведения (наследственно закрепленные и приобретенные), их характеристика. Потребности и их роль в формировании поведения.

2. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Теории поведения (рефлекторная, современная), их краткая характеристика.

3. Понятие о сигнальных системах действительности. Возрастные особенности развития и взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Слово как условный раздражитель.

4. Речь, ее функции. Нейрофизиологические и морфологические основы речи. Развитие моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) речи. Значение речевых стереотипов для развития речи.

5. Нейрофизиологические механизмы некоторых психических функций (память, внимание, восприятие и др.) и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

5. Обучение и память как основа индивидуального поведения. Физиологические основы обучения и памяти детей. Мотивации и эмоции, их роль в обучении и поведении. Факторы, способствующие и препятствующие обучению.

6. Психолого-физиологические основы индивидуальных различий. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, ее развитие в современной психофизиологии. Основные типы ВНД – физиологическая основа темпераментов человека. Пластичность типов ВНД.

7. Индивидуальные типологические особенности детей и подростков. Специально человеческие типы ВНД, их физиологическое обоснование и формирование в процессе индивидуального развития. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.

 

Самостоятельная работа студентов

Практическая работа № 1

 

1. Определите свой тип работоспособности в течении дня.

До завтрака в состоянии комфорта, сидя, подсчитайте ЧСС и ЧД за 1 минуту.

Затем поделите ЧСС на ЧД. Если результат равен:

4-5 – Вы аритмик,

больше 5 – Вы жаворонок,

меньше 4 – Вы сова.

 

2. Определите свой хронотип, используя тест Остберга в модификации С. И. Степановой, на основании самонаблюдения и самооценки.

а) Ответьте на вопросы анкеты, отметив соответствующие баллы:

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Время (час):

Зимой: Летом: Баллы:

5.00- 6.45 4.00 - 5.45 5

6.46 – 8.15 5.46 – 7.15 4

8.16 – 10.45 7.16 – 9.45 3

10.46 – 12.00 9.46 – 11.00 2

12.01 – 13.00 11.01 – 12.00 1

 

2. Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали своё вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?

Время (час):

Зимой: Летом: Баллы:

20.00 – 20.45 21.00 – 21.45 5

20.46 – 21.30 21.46 – 22.30 4

21.31 – 00.15 22.31 – 1.15 3

00.16 – 1.30 1.16 – 2.30 2

1.31 – 3.00 2.31 – 4.00 1

 

3. Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?

Баллы:

Совершенно нет потребности 4

В отдельных случаях 3

Пожалуй, с будильником надёжнее 2

Будильник мне абсолютно необходим 1

 

4. Если Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жёсткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23 – 2 ч), насколько продуктивна была бы ваша работа в это время?

Баллы:

Абсолютно бесполезна 4

Была бы некоторая польза 3

Работа была бы достаточно эффективной 2

Работа была бы высокоэффективной 1

 

5. Легко ли Вам вставать утром в обычное время?

Баллы:

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Довольно легко 3

Очень легко 4

 

6. Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъёма?

Баллы:

Очень большая сонливость 1

Есть небольшая сонливость 2

Довольно ясная голова 3

Полная ясность мыслей 4

 

7. Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъёма?

Баллы:

Аппетита совершенно нет 1

Аппетит снижен, но не отсутствует 2

Довольно хороший аппетит 3

Прекрасный аппетит 4

 

8. Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях строгого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 часов), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?

Баллы:

Абсолютно бесполезной 1

Была бы некоторая польза 2

Работа была бы достаточно эффективной 3

Работа была бы высокоэффективной 4

 

9. Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъёма?

Баллы:

Очень большая вялость, вплоть до разбитости 1

Небольшая вялость 2

Незначительная бодрость 3

Полная бодрость 4

 

10. Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?

Баллы:

Не позже обычного 4

Позже на час 3

Позже на 2 часа и более 2

 

11. Легко Вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы:

Очень трудно 1

Довольно трудно 2

Скорее легко 3

Очень легко 4

 

12. Вы решили укрепить своё здоровье с помощью физкультуры. Ваш знакомый предлагает заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю с 7 до 8 часов утра. Является ли этот период наилучшим для Вас?

Баллы:

В это время я бы находился в хорошей форме 4

Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

Мне бы было трудно заниматься 2

Мне было бы очень трудно включиться в работу 1

 

13. Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Время (час): Баллы:

20.00 – 21.00 5

21.01 – 22.15 4

22.16 – 00.45 3

00.46 – 2.00 2

2.01 – 3.00 1

 

14. При выполнении 2-х часовой работы, требующей от Вас полной мобилизации внутренних сил, какой из предлагаемых вариантов ответов Вы бы выбрали, если бы были совершенно свободны и руководствовались исключительно личными желаниями?

Время (час): Баллы:

8.00 – 10.00 6

11.00 – 13.00 4

15.00 – 17.00 2

19.00 – 21.00 0

 

15. Как велика Ваша усталость в 23 часа?

Баллы:

Очень устаю 5

Заметно устаю 3

Слегка устаю 2

Совершенно не устаю 0

 

16. Вам пришлось лечь спать несколько позже обычного, на следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из предлагаемых вариантов ответов Вам больше всего подходит?

Баллы:

Проснусь в обычное время и больше не усну 4

Проснусь в обычное время, и буду дремать 3

Проснусь в обычное время и снова усну 2

Проснусь позже, чем обычно 0

 

17. Вы должны дежурить с 24 до 6 часов. Следующий день у Вас свободен. Когда Вы ляжете спать? Выберите вариант ответа.

Баллы:

Спать буду только до ночного дежурства 1

Перед дежурством вздремлю, а после него лягу спать 2

Перед дежурством хорошо высплюсь, а после него ещё подремлю 3

Полностью высплюсь после дежурства 4

 

18. В течении 2-х часов Вы должны выполнять тяжёлую физическую работу. Какой отрезок времени Вы предпочтете для этого?

Время (час): Баллы:

8.00 – 10.00 4

11.00 – 13.00 3

15.00 – 17.00 2

19.00 – 21.00 1

 

19. Вы решили заняться спортом 2 раза в неделю по 1 часу. Ваш знакомый предлагает заниматься с 20 до 21 часа. Насколько благоприятно, судя по самочувствию, было бы это время для Вас?

Баллы:

Я был бы в хорошей форме 1

Пожалуй, я был бы в приемлемой форме 2

Немного поздновато заниматься, я был бы в плохой форме 3

Это время для меня неприемлемо 4

 

20. В какое время Вы предпочитали вставать во время летних каникул в детстве, когда час подъёма определялся исключительно Вашим желанием?

Время (час): Баллы:

5.00 – 6.45 5

6.46 – 7.45 4

7.46 – 9.45 3

9.46 – 10.45 2

10.46 – 12.00 1

 

21. У Вас 5 – часовой рабочий день. Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Укажите на все дни недели 5 непрерывных часов, когда эффективность вашей работы наивысшая.

Время (час): Баллы:

00.00 – 5.00 1

5.00 – 8.00 5

8.00 – 13.00 4

10.00 – 15.00 3

16.00 – 21.00 2

19.00 – 24.00 1

 

22. В какое время суток Ваша работоспособность наивысшая?

Время (час): Баллы:

00.00 – 4.00 1

4.00 - 8.00 5

8.00 – 12.00 4

10.00 – 14.00 3

13.00 – 17.00 2

17.00 – 21.00 1

 

23. К какому из типов работоспособности (утреннему или вечернему) Вы себя относите?

Баллы:

Чётко к утреннему 6

Скорее к утреннему 4

Скорее к вечернему 2

Чётко к вечернему 0

 

б) Подсчитайте сумму баллов

в) Оцените полученный результат:

Свыше 92 - чётко выраженный утренний тип работоспособности.

77 – 91 - слабо выраженный утренний тип

58 – 76 - аритмичный тип

42 – 57 - слабо выраженный вечерний тип

Ниже 41 - чётко выраженный вечерний тип.

 

Лица утреннего типа работоспособности называются – жаворонками, вечернего – совами, аритмики – голубями.

 

Практическая работа № 2

 

Проверьте достоверность теории о том, что жизнь каждого человека, начиная с момента рождения, протекает в соответствии с тремя отдельными циклами: физическим, эмоциональным и интеллектуальным.

Для выполнения работы необходимы календарь и калькулятор.

Ход работы: Посчитайте общее число дней, прожитых со дня рождения до определяемой даты (Х): определите количество дней, прожитых с момента появления на свет до последнего дня рождения (а), для чего возраст умножте на 365, прибавьте количество дней высокосных лет (возраст/4). Затем с помощью календаря подсчитайте количество дней, прожитых от последнего дня рождения до определяемой даты (б).

Х = а + б

Полученное число разделите с остатком на количество дней, составляющих длительность циклов:

Физический цикл (Ф) – 23 дня

Эмоциональный цикл (Э) – 28 дней

Интеллектуальный цикл (И) – 33 дня

Количество дней оставшихся сверх целого числа указывает, в каком дне каждого цикла находиться человек. При этом первая половина цикла считается положительной, вторая - отрицательной, день перехода – критическим.

Начертите график и путём самонаблюдения сделайте вывод о соответствии вашего истинного самочувствия расчётному.

 

Практическая работа № 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.011 с.)