Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Нейрофизиологические основы поведения человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерные вопросы по теме 1. Определение понятия «поведение». Формы поведения (наследственно закрепленные и приобретенные), их характеристика. Потребности и их роль в формировании поведения. 2. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Теории поведения (рефлекторная, современная), их краткая характеристика. 3. Понятие о сигнальных системах действительности. Возрастные особенности развития и взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Слово как условный раздражитель. 4. Речь, ее функции. Нейрофизиологические и морфологические основы речи. Развитие моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) речи. Значение речевых стереотипов для развития речи. 5. Нейрофизиологические механизмы некоторых психических функций (память, внимание, восприятие и др.) и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. 5. Обучение и память как основа индивидуального поведения. Физиологические основы обучения и памяти детей. Мотивации и эмоции, их роль в обучении и поведении. Факторы, способствующие и препятствующие обучению. 6. Психолого-физиологические основы индивидуальных различий. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, ее развитие в современной психофизиологии. Основные типы ВНД – физиологическая основа темпераментов человека. Пластичность типов ВНД. 7. Индивидуальные типологические особенности детей и подростков. Специально человеческие типы ВНД, их физиологическое обоснование и формирование в процессе индивидуального развития. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.
Самостоятельная работа студентов Практическая работа № 1
1. Определите свой тип работоспособности в течении дня. До завтрака в состоянии комфорта, сидя, подсчитайте ЧСС и ЧД за 1 минуту. Затем поделите ЧСС на ЧД. Если результат равен: 4-5 – Вы аритмик, больше 5 – Вы жаворонок, меньше 4 – Вы сова.
2. Определите свой хронотип, используя тест Остберга в модификации С. И. Степановой, на основании самонаблюдения и самооценки. а) Ответьте на вопросы анкеты, отметив соответствующие баллы: 1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями? Время (час): Зимой: Летом: Баллы: 5.00- 6.45 4.00 - 5.45 5 6.46 – 8.15 5.46 – 7.15 4 8.16 – 10.45 7.16 – 9.45 3 10.46 – 12.00 9.46 – 11.00 2 12.01 – 13.00 11.01 – 12.00 1
2. Когда бы Вы предпочли ложиться спать, если бы планировали своё вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями? Время (час): Зимой: Летом: Баллы: 20.00 – 20.45 21.00 – 21.45 5 20.46 – 21.30 21.46 – 22.30 4 21.31 – 00.15 22.31 – 1.15 3 00.16 – 1.30 1.16 – 2.30 2 1.31 – 3.00 2.31 – 4.00 1
3. Как велика Ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время? Баллы: Совершенно нет потребности 4 В отдельных случаях 3 Пожалуй, с будильником надёжнее 2 Будильник мне абсолютно необходим 1
4. Если Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жёсткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23 – 2 ч), насколько продуктивна была бы ваша работа в это время? Баллы: Абсолютно бесполезна 4 Была бы некоторая польза 3 Работа была бы достаточно эффективной 2 Работа была бы высокоэффективной 1
5. Легко ли Вам вставать утром в обычное время? Баллы: Очень трудно 1 Довольно трудно 2 Довольно легко 3 Очень легко 4
6. Чувствуете ли Вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъёма? Баллы: Очень большая сонливость 1 Есть небольшая сонливость 2 Довольно ясная голова 3 Полная ясность мыслей 4
7. Каков Ваш аппетит в первые полчаса после подъёма? Баллы: Аппетита совершенно нет 1 Аппетит снижен, но не отсутствует 2 Довольно хороший аппетит 3 Прекрасный аппетит 4
8. Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях строгого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 часов), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время? Баллы: Абсолютно бесполезной 1 Была бы некоторая польза 2 Работа была бы достаточно эффективной 3 Работа была бы высокоэффективной 4
9. Чувствуете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после подъёма? Баллы: Очень большая вялость, вплоть до разбитости 1 Небольшая вялость 2 Незначительная бодрость 3 Полная бодрость 4
10. Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать? Баллы: Не позже обычного 4 Позже на час 3 Позже на 2 часа и более 2
11. Легко Вы засыпаете в обычных условиях? Баллы: Очень трудно 1 Довольно трудно 2 Скорее легко 3 Очень легко 4
12. Вы решили укрепить своё здоровье с помощью физкультуры. Ваш знакомый предлагает заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю с 7 до 8 часов утра. Является ли этот период наилучшим для Вас? Баллы: В это время я бы находился в хорошей форме 4 Я был бы в довольно хорошем состоянии 3 Мне бы было трудно заниматься 2 Мне было бы очень трудно включиться в работу 1
13. Когда Вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать? Время (час): Баллы: 20.00 – 21.00 5 21.01 – 22.15 4 22.16 – 00.45 3 00.46 – 2.00 2 2.01 – 3.00 1
14. При выполнении 2-х часовой работы, требующей от Вас полной мобилизации внутренних сил, какой из предлагаемых вариантов ответов Вы бы выбрали, если бы были совершенно свободны и руководствовались исключительно личными желаниями? Время (час): Баллы: 8.00 – 10.00 6 11.00 – 13.00 4 15.00 – 17.00 2 19.00 – 21.00 0
15. Как велика Ваша усталость в 23 часа? Баллы: Очень устаю 5 Заметно устаю 3 Слегка устаю 2 Совершенно не устаю 0
16. Вам пришлось лечь спать несколько позже обычного, на следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из предлагаемых вариантов ответов Вам больше всего подходит? Баллы: Проснусь в обычное время и больше не усну 4 Проснусь в обычное время, и буду дремать 3 Проснусь в обычное время и снова усну 2 Проснусь позже, чем обычно 0
17. Вы должны дежурить с 24 до 6 часов. Следующий день у Вас свободен. Когда Вы ляжете спать? Выберите вариант ответа. Баллы: Спать буду только до ночного дежурства 1 Перед дежурством вздремлю, а после него лягу спать 2 Перед дежурством хорошо высплюсь, а после него ещё подремлю 3 Полностью высплюсь после дежурства 4
18. В течении 2-х часов Вы должны выполнять тяжёлую физическую работу. Какой отрезок времени Вы предпочтете для этого? Время (час): Баллы: 8.00 – 10.00 4 11.00 – 13.00 3 15.00 – 17.00 2 19.00 – 21.00 1
19. Вы решили заняться спортом 2 раза в неделю по 1 часу. Ваш знакомый предлагает заниматься с 20 до 21 часа. Насколько благоприятно, судя по самочувствию, было бы это время для Вас? Баллы: Я был бы в хорошей форме 1 Пожалуй, я был бы в приемлемой форме 2 Немного поздновато заниматься, я был бы в плохой форме 3 Это время для меня неприемлемо 4
20. В какое время Вы предпочитали вставать во время летних каникул в детстве, когда час подъёма определялся исключительно Вашим желанием? Время (час): Баллы: 5.00 – 6.45 5 6.46 – 7.45 4 7.46 – 9.45 3 9.46 – 10.45 2 10.46 – 12.00 1
21. У Вас 5 – часовой рабочий день. Ваша работа интересна и удовлетворяет Вас. Укажите на все дни недели 5 непрерывных часов, когда эффективность вашей работы наивысшая. Время (час): Баллы: 00.00 – 5.00 1 5.00 – 8.00 5 8.00 – 13.00 4 10.00 – 15.00 3 16.00 – 21.00 2 19.00 – 24.00 1
22. В какое время суток Ваша работоспособность наивысшая? Время (час): Баллы: 00.00 – 4.00 1 4.00 - 8.00 5 8.00 – 12.00 4 10.00 – 14.00 3 13.00 – 17.00 2 17.00 – 21.00 1
23. К какому из типов работоспособности (утреннему или вечернему) Вы себя относите? Баллы: Чётко к утреннему 6 Скорее к утреннему 4 Скорее к вечернему 2 Чётко к вечернему 0
б) Подсчитайте сумму баллов в) Оцените полученный результат: Свыше 92 - чётко выраженный утренний тип работоспособности. 77 – 91 - слабо выраженный утренний тип 58 – 76 - аритмичный тип 42 – 57 - слабо выраженный вечерний тип Ниже 41 - чётко выраженный вечерний тип.
Лица утреннего типа работоспособности называются – жаворонками, вечернего – совами, аритмики – голубями.
Практическая работа № 2
Проверьте достоверность теории о том, что жизнь каждого человека, начиная с момента рождения, протекает в соответствии с тремя отдельными циклами: физическим, эмоциональным и интеллектуальным. Для выполнения работы необходимы календарь и калькулятор. Ход работы: Посчитайте общее число дней, прожитых со дня рождения до определяемой даты (Х): определите количество дней, прожитых с момента появления на свет до последнего дня рождения (а), для чего возраст умножте на 365, прибавьте количество дней высокосных лет (возраст/4). Затем с помощью календаря подсчитайте количество дней, прожитых от последнего дня рождения до определяемой даты (б). Х = а + б Полученное число разделите с остатком на количество дней, составляющих длительность циклов: Физический цикл (Ф) – 23 дня Эмоциональный цикл (Э) – 28 дней Интеллектуальный цикл (И) – 33 дня Количество дней оставшихся сверх целого числа указывает, в каком дне каждого цикла находиться человек. При этом первая половина цикла считается положительной, вторая - отрицательной, день перехода – критическим. Начертите график и путём самонаблюдения сделайте вывод о соответствии вашего истинного самочувствия расчётному.
Практическая работа № 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.011 с.) |