Тема 1. Физическое развитие. Антропометрия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Физическое развитие. Антропометрия



Цель занятия: изучить и освоить методы вычисления сигмальных отклонений и построение графика, определения антропометрических показателей (профиля) фи­зического развития.

 

Вопросы по теме:

1. Здоровье – социальная ценность.

2. Понятие о здоровье.

3. Физическое развитие. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие.

4. Методы изучения физического развития человека.

5. Антропометрические показатели физического развития человека и методики их определения.

6. Акселерация и ретардация развития.

7. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения.

8. Особенности здоровья и физического развития студентов. Адаптация к новым условиям обучения.

9. Режим труда и отдыха.

10. Утомление и переутомление. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления.

 

Самостоятельная работа студентов

Практическая работа № 1

Изучение физического развития студентов методом сигмальных отклонений

Ход выполнения работы:

1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания.

Таблица 1. Расчет сигмальных отклонений

Соматометрические показатели Собственные показатели   Х Средние арифметические данные (из табл. 2)   Х1 Средние квадратические отклонения (из табл. 2) s Сигмальное (индиви- дуальное) отклонение М
Возраст        
Рост стоя, см        
Масса тела, кг        
ОГК в паузе, см        

 

2. Определите и укажите в ней собственные показатели Х: возраст, рост стоя, массу тела, ОГК в паузе.

3. Из таблицы № 2 занесите средние арифметические данные Х1 и s, соответствующим возрастной и половой группе студента.

4. Найдите сигмальное (индивидуальное) отклонение по формуле:

  (X - X1)
М = ---------------
  s

В том случае, если величина какого-либо показателя Х превысит среднее арифметическое - Х1, полученная разность будет иметь поло­жительное значение, если же она окажется меньше, то полученная разность отрицательная. Соответствующий знак приобретает и ве­личина сигмального отклонения.

Таблица 2. Средние соматометрические показатели человека

(Л. Ф. Кобзев, 1971; К. П. Дорожнова и др., 1975;

 

Показатели Возраст, лет Мальчики Девочки
X1 s X1 s
           
Рост, см   115,23 5,24 114,90 4,40
    123,40 5,40 123,95 5,70
    126,46 5,56 126,66 5,76
    130,30 5,98 131,02 6,00
    136,78 6,02 136,08 6,54
    140,16 6,08 142,18 6,76
    146,64 7,06 148,60 8,90
    151,88 7,14 154,22 7,56
    159,56 9,02 159,50 6,58
    167,08 8,92 161,76 5,56
    171,66 7,48 161,06 5,44
    173,50 6,48 161,74 5,74
    174,80 6,12 162,14 5,68
    175,50 7,00 163,20 5,82
           
Масса тела, кг   20,56 2,78 20,55 2,02
    23,88 3,80 24,40 4,58
    25,88 3,95 24,60 4,50
    27,00 4,28 27,76 4,68
    31,06 4,32 30,50 4,98
    33,06 4,98 34,70 6,44
    37,36 6,16 39,08 7,94
    41,66 7,38 45,94 8,56
    47,82 8,60 47.54 7.80
    55,56 9,72 53,88 7,42
    60,26 8.64 55,98 7.06
    63,26 8,02 58,30 7,12
    65,90 8,00 59,18 7,10
    66,50 8,22 59.10 7,02
           
ОКГ, см   57,10 2,82 56,63 3,02
    59,34 3,24 57,88 4,10
    60,96 3,34 59,14 3,76
    62,30 3,10 61.22 4,20
    65,03 3,92 63,08 4,06
    66,90 3,84 66.00 4,86
    69,48 5,03 69.66 6,20
    72,64 4,90 74,48 6,32
    76,44 5,52 77,46 5,32
    81,68 6,32 79,80 4,40
    84,66 5,60 80,94 5,90
    86,12 4,96 82,18 6,38
    88,20 5,01 84,28 6,09
    90,20 5,20 84,93 6,38

 

5. Постройте профиль физического развития обследуемого (рис. 1).

Для этого проведите три (по числу признаков) горизонтальные линии. Вертикальная ось является нулевой точкой отсчета сигмальных отклонений. По правую и левую сторону от нее на равном рас­стоянии нанесите деления, указывающие границы среднеквадратических отклонений в пределах от 0 до -Зs в левую сторону и до +3s — в правую.

 

  ___________________________   ___________________________   _______ ______ _____ _____ - 3s - 2s -1s       _____________________ М - Рост   _____________________ М - Масса тела   _____ _____ _____ __ М - ОКГ 0 1s 2s 3s

 

Рис. 1. График антропометрического профиля

 

6. На горизонтальных линиях "Рост", "Масса тела" и "ОГК" отложите найденные величины сигмальных индивидуальных отклонений обследуемого в виде точек. Соедините их между собой - получится график (профиль) индивидуального раз­вития обследуемого.

7. Оцените физическое развитие обследуемого по полученному графику (рис.1.) и напишите выводы в тетради, осветив и обосновав:

· Группу физического развития.

Нормативами для оценки антропометрического профиля обследуемого служат стандарты физического развития. Оценка имеет варианты двух типов:

- Первый тип: в зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 3).

- Второй тип: возрастное развитие (табл.4).

Оценку физического развития необходимо провести по результатам двух показателей из трех (табл. 3.). По табл. 4 уточните возрастное развитие.

Пример: физическое развитие среднее, 2 или 3 точки, обозначающие индивидуальное сигмальное отклонение признаков (роста, массы тела, ОГК), на графике расположены в интервале от -1 до +1ст (табл.3). Физическое развитие соответственно возрасту – норма (табл 4.).

 

 

Таблица 3. Группы физического развития

Группа физического развития Сигмальные отклонения
I Среднее развитие от М -1s до М +1s
II Выше среднего от М +1s до М +2s
III Высокое от М +2s до М +3s
IV Ниже среднего от М -1s до М - 2s
V Низкое от М -2s до М -3s

 

 

Таблица 4. Стандарты оценки возрастного развития

Возрастное развитие Сигмальные отклонения
I Соответствует возрасту - норма -1 до +2s
II Дефицит массы тела меньше -1s
III Избыток массы тела больше +2s
IV Низкий рост меньше -2s

 

 

· Пропорциональность физического развития.

Физическое развитие может быть пропорциональным и непро­порциональным. В первом случае точки, обозначающие сигмаль­ные отклонения отдельных показателей на графике, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга на величину не более одной сигмы.

· Гормоничность физического развития.

Гармоническое физическое развитие характеризуется соответствием росту массы тела и ОГК. Допустимо небольшое превышение массы тела и ОГК за счет хорошо развитой муску­латуры.

Дисгармоническое физическое развитие отмечается в том слу­чае, когда показатели массы тела и ОГК отстают от показателей роста на 1—2 сигмы (или имеется повышенное жироотложение). Резко дисгармоническое развитие характеризуется значительным отставанием массы тела и ОГК от длины тела или, напротив, большим превышением массы вследствие избыточного жироотло­жения.

Отставание в развитии грудной клетки говорит о недоста­точной ее натренированности. В таком случае необходимы занятия спортом, в частности плаванием, легкой атлетикой.

 

8. Напишите рекомендации для поддержания или улучшения показателей физического развития.

 

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.

Практическая работа №2

Изучение физического развития по формулам и таблицам:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.013 с.)