Анализ основных финансово – экономических показателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ основных финансово – экономических показателей



Цель проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности – своевременное выявление и устранение недостатков в деятельности предприятия и обнаружение резервов улучшения финансового состояния предприятия.

Анализ деятельности предприятия можно проводить по трем направлениям: сравнивать значение показателей с показателями «средней» по отрасли фирмы (фирмы-конкурента), с целью обнаружения отклонений, которые могут стать предметом дальнейшей работы; анализировать изменение показателей рассматриваемого предприятия в динамике по годам, при этом обнаруживается улучшение или ухудшение деятельности с точки зрения эффективности; сравнивать значения показателей с официально установленными значениями (абсолютными стандартами) с целью выявления направления отклонения.

В процессе функционирования предприятия величина активов и пассивов и их структура претерпевает постоянные изменения. Общее представление об имевших место изменениях (качественных и количественных) в структуре баланса можно получить используя горизонтальный и вертикальный анализ отчетных форм документации (формы №1 и №2 бухгалтерской отчетности). Горизонтальный анализ заключается в расчете абсолютных и относительных показателей (темпов роста, снижения) изменения статей баланса. Вертикальный анализ характеризует структуру средств предприятия и их источников. Здесь определяется и сравнивается удельный вес отдельных статей баланса, что позволяет перейти к относительным оценкам (примерный их перечень приведен в таблице 9, расчет и пояснения к показателям приведены в таблице 15).

1. Итог проведения анализа «общих показателей» позволяет сделать вывод:

- об изменении уровня реализации продукции в соответствии с изменением себестоимости и чистой прибыли, позволяет определить возможные проблемы, связанные с реализацией продукции.

- об изменении валюты баланса: положительно оценивается ее увеличение только в том случае, если ее темпы роста одинаковы или несколько выше темпов роста выручки от реализации продукции;

- об изменении пассива баланса: прирост собственного капитала за счет любого источника зачастую оценивается только положительно; тогда как увеличение уровня заемных средств может снизить финансовую устойчивость предприятия, повысить зависимость деятельности от внешних источников финансирования, что отразиться на прибыли предприятия (чистой прибыли).

Также в списке «общих показателей» приведены показатели, характеризующие уровень использования ресурсов предприятия (основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов).

1. Объем товарной продукции. Товарная продукция предприятия – это стоимость готовой к реализации продукции, проверенной и поступившей на склад готовой продукции за отчетный период. Размер товарной продукции в динамике должен возрастать.

В состав товарной продукции включаются:

- стоимость готовой продукции предприятия в оптовых ценах;

- стоимость работ, услуг, произведенных основными, вспомогательными и обслуживающими хозяйствами предприятия, реализованных на сторону по цене их реализации;

- стоимость нестандартного оборудования, строительства, реализованных на сторону по цене их реализации, используемых для собственных нужд предприятия и принятых на учет в качестве основных фондов, поставленных непроизводственным (подразделениям, обслуживающим работников) подразделениям предприятия;

- стоимость переработки / доработки материалов заказчика.

2. Выручка от реализации. Показатель выручки от реализации характеризует в стоимостном выражении объем реализованной за период продукции. При чем под реализованной продукцией понимается готовая к реализации товарная продукция, поступившая на рынок и подлежащая оплате потребителя. Расчет реализованной продукции за отчетный период и соотношение реализованной и товарной продукции выглядит следующим образом:

РП = Остатки ГП на начало года + ТП – Остатки ГП на конец года

Где: РП – реализованная за период продукция (выручка от реализации);

Остатки ГП на начало года - размер остатков готовой товарной продукции на начало года;

ТП – товарная продукция, произведенная в отчетном периоде;

Остатки ГП на конец года – размер остатков готовой товарной продукции на конец года.

Увеличение размера реализованной продукции в динамике (т.е. выручки от реализации) – положительная динамика.

Превышение размера товарной продукции над реализованной характеризует процесс «затоваривания», т.е. объемы производства превышают объемы реализации, что является негативным показателем.

3. Себестоимость продукции. Себестоимость продукции – сумма совокупных затрат на производст в о и реализацию продукции. Себестоимость продукции с увеличением товарной и реализованной продукции в динамике может возрастать. Здесь важно, чтобы темпы роста себестоимости были ниже темпов роста выручки от реализации. Это соответствует повышению эффективности основной деятельности предприятия.

4. Затраты на 1 рубль реализованной продукции. Данный показатель в общем виде представляет эффективность ведения основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции. Рекомендуемая динамика показателя – рост. Соблюдение фактической и рекомендуемой динамики соответствует повышению эффективности ведения основной деятельности предприятия.

5. Чистая прибыль предприятия является конечным показателем деятельности. Наличие прибыли у предприятия уже характеризует его как эффективное, но в динамике размер прибыли должен возрастать, что уже характеризует повышение эффективности деятельности предприятия в динамике. Прибыль является основным источником формирования собственного капитала предприятия и в зависимости от ее размера предприятие может принимать инвестиционные решения, решения, связанные с выплатой дивидендов собственникам, стимулирующих выплат работникам.

6. Стоимость имущества предприятия характеризует общую стоимость имущества (активов) предприятия. Размер имущества в динамике может возрастать и снижаться. Здесь важно отслеживать изменение стоимости активов с учетом изменения размера выручки от реализации и прибыли предприятия. Так, если оперировать темповыми характеристиками, темп роста прибыли должен превышать темп роста выручки от реализации продукции, который, в свою очередь, должен превышать темп роста активов. Выполнение данного соотношения на практике характеризует повышение эффективности ведения деятельности с точки зрения соотношения вложений и отдачи. В случае, если на практике данное соотношение не выполняется, то важно выявить своевременно причину и разработать мероприятия по оптимизации положения, иначе это может привести к ухудшению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

7. Среднесписочная численность предприятия показывает, сколько человек в среднем на предприятии числилось за отчетный период. Увеличение численности – положительный с точки зрения социальных аспектов факт. Но необходимо оценивать и эффективность работы персонала, для чего рассчитывают выработку.

8. Производительность труда (выработка) – показатель, характеризующий эффективность работы персонала организации с точки зрения соотношения товарной продукции и численности работников предприятия. Рекомендуемая динамика показателя – рост, что характеризует повышение эффективности работы персонала.

9. Собственный и заемный капитал показывает совокупность финансовых ресурсов предприятия, от структуры и рациональности использования которых зависит платежеспособность предприятия, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

2. Оценка показателей ликвидности. Потребность в оценке ликвидности возникает в условиях рынка в связи с усилием финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность - это способность компании платить в срок по обязательствам и осуществлять производственные расходы; возможность покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств (краткосрочных обязательствах, подлежащих погашению в течение года). Для определения уровня ликвидности используют несколько коэффициентов.

1. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) характеризует возможность предприятия погасить текущие обязательства за счет использования оборотных активов, рекомендуемый диапазон значения коэффициента от 2 до 3. Превышение оборотных средств над текущими пассивами более чем в три раза является свидетельством нерациональной структура активов.

2. Другим показателем является коэффициент быстрой ликвидности, при его расчете не учитывается наиболее трудно реализуемая часть оборотных активов – запасы. Поэтому иногда активы, входящие в числитель коэффициента, обозначаются как «быстрые» (высоколиквидные): денежные средства, ликвидные краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность. Увеличение коэффициента в динамике, связанное в основном с непропорциональным ростом дебиторской задолженности по сравнению с другими составными частями «быстрых» оборотных средств нельзя характеризовать положительно.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств предприятие может погасить немедленно за счет денежных средств и их эквивалентов, то есть за счет «абсолютно» ликвидных активов.

Критические значения коэффициента быстрой и абсолютной ликвидности указаны в таблице 9 в соответствующих ячейках.

4. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости, позволяет предприятию не только погасить текущие обязательства, но и обеспечить возможность расширения деятельности (расширенного воспроизводства).

5. Доля собственных оборотных средств в оборотных активах позволяет сделать вывод о том, за счет каких источников (собственных или заемных) обеспечивается потребность предприятия в оборотных активах. Так, значение коэффициента ниже 0,10 свидетельствует о критическом уровне обеспеченности.

3. Оценка финансовой устойчивости (структуры капитала) отражают соотношение собственных и заемных средств в источниках финансирования деятельности предприятия, то есть характеризуют степень финансовой независимости (зависимости) от кредиторов. Также имеет значение при оценке кредитоспособности предприятия.

1. Коэффициент концентрации собственного капитала показывает, какая часть совокупных активов приобретена за счет собственного капитала. Рекомендуемая динамика показателя – рост, это свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия.

2. Коэффициент концентрации заемного капитала показывает, какая часть стоимости совокупных активов сформирована за счет заемного капитала. Рекомендуемая динамика показателя – снижение, то есть с точки зрения повышения финансовой устойчивости рекомендуется снижать долю используемого для финансирования активов заемного капитала.

3. Коэффициент финансового рычага показывает, какая доля заемного капитала в соотношении с собственным используется на предприятии, или сколько рублей заемного капитала приходится на 1 рубль собственного капитала. Рекомендуемая динамика с точки зрения повышения финансовой устойчивости – снижение. Увеличение данного коэффициента в динамике свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних источников финансирования, снижении ликвидности предприятия. Но с другой стороны, в случае невысокой стоимости заемных средств, может дать потенциал к увеличению темпов развития, более эффективному использования собственного капитала.

4. Коэффициент покрытия процентов с одной стороны характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов по обязательствам, с другой – эффективность текущей и финансовой деятельности. Показывает, во сколько раз прибыль до выплаты процентов и налогов превышает стоимость процентов. Рекомендуемая динамика показателя – рост.

4. Анализ деловой активности – характеризует уровень эффективности использования предприятием своих средств, рассчитывается через коэффициент оборачиваемости средств по элементам (запасов, дебиторской задолженности, собственного капитала, активов, кредиторской задолженности) и длительности оборота соответствующих элементов. Коэффициенты оборачиваемости характеризуют скорость движения средств, сколько оборотов совершил соответствующий рассматриваемый элемент за отчетный период, рекомендуемая динамика – увеличение (ускорение оборачиваемости). Длительность оборота – показатель, характеризующий временной интервал (в днях) в течении которого соответствующий элемент совершил один оборот (например, в течении какого временного интервала запасы были полностью потреблены в одном производственном цикле), рекомендуемая динамика – снижение. Продолжительность операционного цикла характеризует временной интервал от момента получения сырья и возникновения кредиторской задолженности, переработки сырья в товар, отпуска товара потребителю и появления дебиторской задолженности до полного расчета за поставленный товар. Чем меньше операционный цикл, тем более эффективно используются средства предприятия, тем выше оборачиваемость средств, тем выше прибыльность деятельности, то есть рекомендуемая динамика – снижение. Длительность операционного цикла зависит также от уровня используемой технологии, качества логистических работ. Продолжительность финансового цикла характеризует временной интервал, за который предприятие полностью погашает возникшую в производственном цикле кредиторскую задолженность за счет средств, полученных от реализации продукции. Рекомендуемая динамика – сокращение срока.

5. Оценка рентабельности совокупность коэффициентов, характеризующих прибыльность ведения процессов и использования ресурсов. В целом показывают, сколько процентов составляет прибыль от стоимости используемого имущества, или сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль стоимости используемых ресурсов. Рекомендуемая динамика – увеличение (рост).

1. Рентабельность продаж – коэффициент характеризующий эффективность продаж, рациональность затрат (управленческих, коммерческих), то есть показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль выручки от реализации продукции, или сколько процентов составляет чистая прибыль в выручке от реализации.

2. Рентабельность активов – характеризует эффективность использования активов предприятия, показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль стоимости активов предприятия, или сколько процентов составляет чистая прибыль от стоимости активов.

3. Рентабельность внеоборотных активов характеризует, сколько процентов составляет чистая прибыль от стоимости внеоборотных активов или сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль стоимости внеоборотных активов.

4. Рентабельность собственного капитала – показывает, насколько менеджмент эффективно распоряжается (управляет) собственным капиталом, сколько рублей прибыли (чистой) приходится на 1 рубль собственного капитала, или, сколько процентов составляет размер чистой прибыли от размера собственного капитала.

5. Рентабельность продукции – характеризует эффективность затрат, относимых на себестоимость по сравнению с прибылью от реализации продукции, или, сколько процентов прибыли приходится на себестоимость продукции. На основании расчета данного показателя по отдельным видам продукции можно сделать вывод о том, какой вид продукции приносит наибольший эффект (выгоднее производить и реализовывать).

Формулы расчета и информационное обеспечение для расчета показателей приведены в таблице 15.

 

Таблица 15

Финансово – экономические показатели

Наименование показателей Формула расчета Информационное обеспечение (отчетная форма)
1. Общие показатели
1.1. Объем товарной продукции (ТП), тыс. руб. Остатки товарной продукции на конец года - остатки товарной продукции на начало года + выручка от реализации Стр. 214 (форма №1) - Стр. 214 (форма №1) + стр. 010 (форма №2)
1.2. Объем реализованной продукции (ВР), тыс. руб. Выручка от реализации Стр. 010 (форма №2)
1.3. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. Себестоимость продукции Стр. 020 (форма №2)

 

продолжение таблицы 15

 

Наименование показателей Формула расчета Информационное обеспечение (отчетная форма)
1.4. Затраты на 1 рубль реализованной продукции, тыс. руб. Себестоимость продукции / Выручка от реализации Стр. 020 (форма №2) / Стр. 010 (форма №2)
1.5. Чистая прибыль, тыс. руб. Чистая прибыль Стр. 190 (форма №2)
1.6. Сумма оборотных средств, тыс. руб. Оборотные средства Стр. 290 (форма №1)
1.7. Сумма основных средств, руб. Основные фонды Стр. 120 (форма №1)
1.8. Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации, тыс. руб. Всего активы Стр. 300 (форма №1)
1.9. Фондоотдача ТП (ВР) / основные фонды ТП (ВР) / стр. 120 (форма №1)
1.10. Среднесписочная численность персонала, чел. - -
1.11. Производительность труда (по выработке) тыс. руб./чел. Выручка от реализации / Среднесписочная численность Стр. 010 (форма №2) / среднесписочная численность
1.12. Сумма собственного капитала предприятия, тыс. руб. Собственный капитал Стр. 490 (форма №1)
1.13. Сумма долгосрочного заемного капитала, тыс. руб. Долгосрочный заемный капитал Стр. 590 (форма №1)
1.14. Сумма краткосрочного заемного капитала, тыс. руб. Краткосрочный капитал Стр. 690 (форма №1)
2. Показатели ликвидности
2.1. Коэффициент текущей ликвидности (>=2) (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + дебиторская задолженность + запасы) / Краткосрочный заемный капитал (Стр. 260 + стр. 250 + стр. 240 + стр. 220 + стр. 210) / стр. 690 (форма №1)  
2.2. Коэффициент быстрой ликвидности (>=1) (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + дебиторская задолженность) / Краткосрочный заемный капитал   (Стр. 260 + стр. 250 + стр. 240 / стр. 690 (форма №1)  

 

 

продолжение таблицы 15

 

Наименование показателей Формула расчета Информационное обеспечение (отчетная форма)
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (>=0,25) (Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочный заемный капитал (Стр. 260 + стр. 250) / стр. 690 (форма №1)  
2.4. Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства (>0) Текущие активы – краткосрочный капитал (стр. 290 – стр. 230) – стр. 690 (форма №1)
2.5. Доля собственных оборотных средств в активах, % (>0,10) Собственные оборотные средства / Активы ((стр. 290 – стр. 230) – стр. 690)) / стр. 300 (форма №1)
3. Показатели структуры капитала (финансовой устойчивости)
3.1. Коэффициент концентрации собственного капитала Собственный капитал / Активы Стр. 490 / стр. 300 (форма №1)
3.2. Коэффициент концентрации заемного капитала (коэффициент задолженности) Заемный капитал / Активы (Стр. 590 + стр. 690) / стр. 300 (форма №1)
3.3. Коэффициент финансового рычага Заемный капитал / Собственный капитал (Стр. 590 + стр. 690) / стр. 490 (форма №1)
3.4. Коэффициент покрытия процентов    
4. Показатели деловой активности
4.1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ) (в оборотах) Выручка от реализации / Дебиторскую задолженность Стр. 010 (форма №2) / (стр. 230 + стр. 240 (форма №1))
4.2. Длительность оборота (ДЗ) (в днях) Количество дней в периоде / Коэффициент оборачиваемости ДЗ -
4.3. Коэффициент оборачиваемости запасов (в оборотах) Себестоимость продукции / Запасы Стр. 020 (форма №2) / (стр. 210 + стр. 220 (форма №1))
4.4. Длительность оборота запасов (в днях) Количество дней в периоде / Коэффициент оборачиваемости запасов -
4.5. Коэффициент оборачиваемости активов (в оборотах) Выручка от реализации / Активы Стр. 010 (форма №2) / стр. 300 (форма №1)

 

продолжение таблицы 15

 

Наименование показателей Формула расчета Информационное обеспечение (отчетная форма)
4.6. Длительность оборота активов (в днях) Количество дней в периоде / Коэффициент оборачиваемости активов -
4.7. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КЗ) (в оборотах) Себестоимость продукции / Кредиторская задолженность Стр. 020 (форма №2) / (стр. 620 + стр. 630 (форма №1))
4.8. Длительность оборота КЗ (в днях) Количество дней в периоде / Коэффициент оборачиваемости КЗ -
4.9. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (СК) (в оборотах) Выручка от реализации / Собственный капитал Стр. 010 (форма №2) / стр. 490 (форма №1)
4.10. Длительность оборота СК (в днях) Количество дней в периоде / Коэффициент оборачиваемости СК -
4.11. Продолжительность операционного цикла (в днях) Длительность оборота запасов + длительность оборота ДЗ -
4.12. Продолжительность финансового цикла Операционный цикл – длительность оборота КЗ -
5. Показатели рентабельности
5.1. Рентабельность продаж, % Чистая прибыль / Выручка от реализации Стр. 190 / стр. 010 (форма №2)
5.2. Рентабельность собственного капитала, % Чистая прибыль / Собственный капитал Стр. 190 (форма №2) / стр. 490 (форма №!)
5.3. Рентабельность активов, % Чистая прибыль / Совокупные активы Стр. 190 (форма №2) / стр. 300 (форма №1)
5.4. Рентабельность внеоборотных активов, % Чистая прибыль / Внеоборотные активы Стр. 190 (форма №2) / стр. 190 (форма №1)
5.5. Рентабельность основных фондов, % Чистая прибыль / Основные фонды Стр. 190 (форма №2) / стр. 120 (форма №1)
5.6. Рентабельность оборотных активов, % Чистая прибыль / Оборотные активы Стр. 190 (форма №2) / стр. 290 (форма №1)
5.7. Рентабельность продукции, % Прибыль от продаж / Себестоимость продукции Стр. 050 / стр. 020 (форма №2)

Приложение 7

Пример оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Глазовский инженерно-экономический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

ОТЧЕТ

По практике менеджмента

Место прохождения практики: ______________

 

 

Выполнила студентка

(указывается форма обучения, ________________________И.И. Иванова

курс, группа) (подпись)

 

 

Руководитель практики ________________________О.О. Мясникова

(оценка, подпись)

 

 

Глазов, 20_

 

Приложение 8

Пример оформления дневника практики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Глазовский инженерно-экономический институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

 

 

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

 

ДНЕВНИК

Практики менеджмента

 

 

Практикант: _____________________________

Фамилия, инициалы

студент (ка) ___________________________

курс, группа

направление/специальность 080507 Менеджмент

шифр и наименование специальности/направления

организации»______________________

 

Глазов

20_

 

ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

__________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество студента

 

 

Группа________________________________________________________

 

 

Кафедра_______________________________________________________

 

 

Наименование предприятия_______________________________________

 

_______________________________________________________________

 

 

Срок практики__________________________________________________

 

Руководитель практики от института________________________________

 

________________________________________________________________

(должность, ФИО)

 

 

Руководитель практики от предприятия_______________________________

 

________________________________________________________________

(должность, ФИО)

 

 


ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ СТУДЕНТУ

(заполняется руководителем практики от университета)

 

 

Тема______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

______________________ ________________________________________

(Подпись) (Имя, отчество, фамилия руководителя)

 

«______»_________________ 20 г.

 

Отметка о выполнении индивидуального задания, краткая характеристика,

оценка практики:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель

практики ____________ ___________________________

от университета (Подпись) (Имя, отчество, фамилия)

 

«______»_________________ 20 г.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.185 (0.15 с.)