Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Общие основы педагогики↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке Психология и педагогика – науки о человеке. История педагогических идей и воспитательных практик Объект и предмет педагогики Основные категории педагогики Отрасли педагогических знаний Связь педагогики с другими науками 1.7. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике. Методология педагогики. Основные методологические принципы педагогики. Методы педагогических исследований Психология и педагогика – науки о человеке История педагогических идей и воспитательных практик Объект и предмет педагогики Основные категории педагогики Отрасли педагогических знаний Связь педагогики с другими науками Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике Методология педагогики. Основные методологические принципы Методы педагогических исследований Требования к компетентности: · Знать и уметь раскрывать сущность педагогики как науки, педагогической практики и учебной дисциплины. · Знать объект и предмет педагогики и уметь их формулировать. · Знать предпосылки возникновения педагогической теории и уметь обосновывать ее роль в развитии общества. · Уметь выделять существенные признаки основных категорий педагогики (образование, воспитание, обучение, социализация, развитие), общее и особенное при их сравнении и сопоставлении. · Знать отрасли педагогической науки и уметь объяснить объективную необходимость ее дифференциации. · Уметь представлять педагогическую реальность на языке педагогических категорий. · Понимать сущность педагогических явлений и осознавать их роль в собственной жизни и деятельности, в развитии общества. · Знать и уметь обосновать правомерность множественных парадигм образования (знаниевой – и гуманистической; технократической – и культурологической; социетарой – и человекоориентированной; педоцентристской – и детоцентристской). · Знать основные методологические подходы, используемые учеными для разработки научно-практических проблем образования (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный или диалогический, аксиологический, культурологический, антропологический, этнопедагогический), уметь объяснить их существенные особенности и правомерность множественности, а также использовать их при изучении педагогической действительности и решении профессиональных задач. · Уметь анализировать реальную действительность с педагогических позиций. · Осознавать зависимость эффективности своего труда от собственной педагогической культуры.
Тема 2. Образование как социокультурный феномен Образование как общечеловеческая ценность 2.2. Две основные функции образования и соответствующие им образовательные модели Образование как педагогический процесс Образование как общечеловеческая ценность. Анализ современной социокультурной ситуации в стране, мире. Мировые социокультурные тенденции, определяющие направления развития образования, науки, культуры в стране. Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества. Непрерывность и динамизм развития общества как его важнейшие характеристики. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом. Две основные функции образования (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Образование как педагогический процесс. Деятельностный подход в образовании. Требования к компетентности: 1. Знать и уметь обосновывать сущность образования как социокультурного феномена, как процесса, как результата, как системы. 2. Понимать и уметь раскрыть сущность образования как средства разрешения глобальных проблем человечества. 3. Знать и уметь обосновывать сущность образования как ценности для личности, общества, государства. 4. Знать и уметь раскрывать сущность основных функций образования и соответствующих им образовательных моделей. 5. Знать механизмы развития и совершенствования личности в процессе образования и уметь использовать их при анализе реальной образовательной практики. 6. Уметь использовать педагогический инструментарий (формы, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам. 7. Уметь выделять в образовательной сфере проблемы, в разрешение которых вы можете внести свой вклад.
Тема 3. Современное состояние образования 3.1. Анализ состояния современной системы образования 3.2. Основные положения новой образовательной парадигмы. Анализ состояния современной системы образования. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования. Основные положения новой образовательной парадигмы. Национальная система образования в Республике Беларусь. Особенности действующей и перспективной структур системы образования. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа. Мировые тенденции развития высшего образования. Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь. Требования к компетентности · Знать и понимать цели функционирования системы образования Республики Беларусь и особенности развития образовательной сферы в современных условиях. · Знать основные мировые тенденции в развитии образования и уметь анализировать систему образования страны, региона, выделять в ней общее и отличное от систем образования других стран, регионов. · Понимать и уметь обосновывать сущность позитивных и кризисных явлений в образовании и знать эмпирические признаки их проявления в педагогической реальности. · Понимать сущность модернизации образования как перманентного состояния образовательной системы; знать основные положения новой образовательной парадигмы и принципы образовательной политики в стране. · Знать компоненты многоуровневой национальной системы образования, сущность его непрерывности и вариативности; уметь использовать эти знания в собственной профессиональной деятельности. · Знать типы учреждений образования в дошкольном, среднем и профессиональном образовании и уметь осуществлять их выбор с целью оптимального развития собственного ребенка или себя лично. · Знать структуру общеобразовательной средней школы, понимать принципы ее реформирования и быть готовым к участию в общественно-государственном управлении системой образования. · Знать и понимать основные мировые тенденции развития высшего образования, сущность двухступенчатой профессиональной подготовки специалистов в стране и использовать эти знания для профессионального самоопределения. · Уметь определить для себя возможности системы образования Республики Беларусь, обеспечивающие самореализацию как семьянина, гражданина, профессионала.
Роль обучения в развитии личности.(УД) Требования к компетентности · Знать и уметь обосновать роль объективных (социальных) и субъективных (природных склонностей, задатков) факторов, детерминирующих развитие личности; раскрыть сущность основных теорий развития личности. · Различать, уметь обосновать понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность", "воспитание", "развитие", "социализация"; уметь их выделять в педагогической реальности. · Понимать сущность педагогического процесса как педагогического взаимодействия, в котором имеет место отношение "учитель-ученик". · Знать и уметь обосновать роль активности личности в собственном развитии на примерах собственной жизни, жизни выдающихся людей, литературных героев. · Уметь выделять ценности, на воспитание которых направлена конкретная система образования (гуманизм, демократизм, достоинство личности, этнонациональная идентичность, патриотизм, культура здоровья, функциональная грамотность, профессиональная компетентность и конкурентоспособность личности как субъекта культуры). · Знать цели, закономерности, принципы воспитания и уметь анализировать конкретные производственные или жизненные ситуации с позиций реализации закономерностей воспитания. · Понимать сущность воспитания как целенаправленного создания условий и стимулирования активности воспитуемых в их взаимодействии с важнейшими сторонами действительности: людьми (родными, знакомыми, коллегами), природой, трудом, самим собой, учебной деятельностью, искусством, наукой. · Понимать сущность самовоспитания как меру активности и ответственности человека (по отношению к самому себе, времени своей жизни, своему человеческому предназначению) и критерий эффективного воспитания. · Знать факторы социализации (мега-, макро-, мезо-, мини-факторы), совокупное влияние которых обусловливает определенный тип поведения и активности личности, уметь раскрывать сущность основных этапов социализации, понятия "социализированность", характеристик личности, обеспечивающих ее успешную социализацию. · Понимать сущность социальной зрелости личности, выделять существенные признаки ее проявлений, уметь и оценивать себя и другого с позиции его социальной зрелости. · Знать причины и факторы неэффективной социализации личности (изменение ролевого статуса личности, переезд человека в другой регион, другую страну, переход человека в другую возрастную группу, изменение ожиданий и самоожиданий в связи с переходом на другую работу и др.), и уметь педагогическими средствами их нейтрализовать. · Знать реальные, потенциальне и латентные виды "жертв социализации" и уметь их выделять в реальной жизни (инвалиды; дети с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций, детей с пограничными состояниями и акцентуациями характера; детей мигрантов из стран в страну, из города в деревню (и наоборот); членов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания моноэтноса; экстраординарные дети (с высокой степенью одаренности). · Знать сущность понятий "воспитательная система", "система воспитательной работы", уметь анализировать воспитательную практику с позиций ее системности и использовать эти знания и умения для повышения эффективности работы трудового коллектива. · Знать приоритеты концепции воспитания в Республике Беларусь, уметь анализировать окружающую действительность с позиций общечеловеческих и регионально-этнических ценностей и использовать эти знания и умения в семейной и профессиональной жизнедеятельности.
Тема 5. Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание Требования к компетентности · Понимать сущность воспитательного и социального пространства, уметь выделить в нем общее и особенное и использовать эти знания в личной и профессиональной жизнедеятельности. · Знать и уметь определять и формировать ситуацию социального развития конкретной личности, свою собственную. · Понимать образовательно-воспитательное пространство школы как среду социального развития личности, уметь вычленять в ней структуры, факторы, процессы, обеспечивающие оптимальное развитие конкретной личности, ее социализацию; применять эти знания и умения в семейном воспитании. · Понимать сущность педагогически благоприятной среды для развития личности, знать пути и способы создания благоприятной атмосферы в производственных коллективах. · Знать механизмы и уровни социализации личности в новом для нее коллективе, уметь анализировать реальность с учетом этапов создания коллектива, системы его ценностей. · Знать сущность средового подхода к созданию социального пространства воспитательного процесса, уметь учитывать возможности природной, архитектурной, социальной и др. сред в создании благоприятных для развития личности условий, использовать свои знания и умения в семейной и профессиональной жизнедеятельности. · Понимать сущность семьи как первичного воспитательного института, обусловливающего овладение основными социальными ролями растущую личность, ее безболезненную социализацию. · Знать и уметь обосновать основные функции семьи (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, функцию первичной социализации, воспитательную и рекреационно-психотерапевтическую), характеристики современных семей и уметь квалифицировать их в реальной жизни; уметь создавать педагогические, социальные и психологические условия, благоприятствующие функционированию семьи как социокультурной общности; использовать эти знания и умения в семейной жизни. · Понимать сущность педагогической культуры брака и семьи, условий ее непрерывного обогащения как механизма становления благополучной и счастливой семейной жизни. · Знать основные законы, законодательные и нормативные документы о браке, правах ребенка и защите детства, уметь использовать их в реальной жизнедеятельности.
Требования к компетентности · Знать и уметь обосновать сущность понятия "сфера жизнедеятельности". · Знать детерминирующие развитие личности сферы жизнедеятельности человека и уметь анализировать реальность с позиций удовлетворения в ней ведущих потребностей личности. · Знать существующие классификации потребностей человека и уровни их реализации (потребность сохранения ("для себя") и потребность развития ("для других")). · Знать и уметь объяснить Другому сущность идеальной потребности познания окружающего мира как побудительного механизма развития личности. · Знать и уметь обосновать сущность самосознания личности как системообразующего фактора ее формирования в качестве субъекта жизнедеятельности. · Знать структуру и признаки проявления самосознания личности и уметь анализировать себя с этих позиций. · Знать сущность самоактуализации личности и уметь анализировать в реальной жизнедеятельности ее уровни. · Понимать функции общения и его роль в самоактуализации человека в течение всей его жизни. · Знать типы общения (материально-практический, духовно-информационный и практически-духовный) и уметь анализировать реальность с позиции этого знания. · Знать сущность оптимальной для развития личности системы видов деятельности и учитывать это при планировании собственной жизненной стратегии. · Понимать сущность событийности и повседневности и уметь планировать жизнедеятельность свою и группы. · Уметь обосновывать амбивалентность как "зону неуправляемости" жизнедеятельности личности и коллектива и ее роль в развитии личности. · Знать сущность и функции игры как механизма развития личности, учитывать эти знания в реальной жизни. · Знать технологию игр и их роль в жизнедеятельности человека на различных этапах его жизненного пути. · Знать функции общения в жизнедеятельности человека. · Владеть ассертивной техникой общения. · Уметь конструировать речевые стратегии с учетом адресности словесных воздействий (по П.М. Ершову). · Знать причины деструктивного общения и уметь нейтрализовать его в реальной жизнедеятельности. Требования к компетентности · Понимать и уметь объяснить Другому, что самосовершенствование личности - это сущность жизнедеятельности и профессионального бытия человека. · Знать сущность компетентности и конкурентоспособности как характеристик личности и ее профессионализма, уметь адекватно оценивать уровень своей компетентности и коллег. · Знать основные жизненные роли, к реализации которых школа ХХI века призвана подготовить своих выпускников. · Знать сущность педагогической позиции личности по отношению к самой себе и уметь обосновать ее значимость для человека. · Знать сущность акмеологии и основные направления ее развития. · Понимать и знать сущность понятия "интрогенная активность" личности. · Знать основные контексты, в которых употребляется понятие " непрерывное образование", и уметь объяснить это Другому. · Знать и уметь обосновать функции самообразования в жизнедеятельности человека. · Знать источники самообразования и уметь ими пользоваться в реальной жизнедеятельности. · Знать сущность понятия " личностный рост" и реальные признаки его проявления в жизнедеятельности зрелой личности. · Знать сущность самовоспитания как процесса, его структуру. · Уметь обосновать карьеру человека как его потребность в полной жизненной самореализации, приносящей удовлетворение самим собой; знать основные виды карьеры. · Уметь определять условия самореализации человека и условия его эффективной карьеры. · Знать сущность силы личности и ее структуру. · Знать сущность самоконтроля; уметь анализировать жизненные препятствия как барьеры личностного роста. · Знать сущность понятия «имидж» и способы его создания. Требования к компетентности · Знать и уметь объяснить Другому сущность творческого потенциала человека. · Знать сущность творчества как явления педагогического. · Знать условия и средства, обеспечивающие развитие творческого потенциала личности в общеобразовательной школе. · Знать личностные характеристики творческого человека, процессуальные составляющие творчества, сущность творческой направленности личности и уметь выделять их в реальной жизнедеятельности. · Знать сущность субъективного творчества и уметь объяснить это Другому, выделить продукты субъективного творчества в реальной учебно-познавательной деятельности. · Знать основные концепции творческой личности (генетическую, интеллектуальную, теорию эмоциональной детерминации творчества). · Знать функции творчества в жизнедеятельности личности. · Знать факторы, детерминирующие и тормозящие развитие творческого потенциала личности. · Знать сущность опыта учебно-творческой деятельности школьника и студента. · Знать принципы организации образовательной среды школы (вуза), ориентированной на развитие творческого потенциала личности каждого учащегося (студента). · Знать сущность не менее 5 технологий обучения творчеству («остранения», «анаксиоматизации», «мозгового штурма», деловых и ролевых игр, метода эвристических вопросов, метода эмпатии и др.)
* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическимобществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. Раздел I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.009 с.) |