Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Воспитание и развитие личности

Поиск

Тема 4. Развитие, воспитание и социализация личности

Развитие личности как педагогическая проблема.

Роль обучения в развитии личности.(УД)

Воспитание и формирование личности(Самовоспитание)

Социальная среда и формирование человека

Объективные и субъективные факторы развития личности: пути и условия осуществления. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Принцип обучающего воспитания - ведущий принцип новой школы. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств. Воспитанность и воспитуемость. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности.

Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Факторы социализации; социализированность и воспитанность. Издержки социализации.

Требования к компетентности

· Знать и уметь обосновать роль объективных (социальных) и субъективных (природных склонностей, задатков) факторов, детерминирующих развитие личности; раскрыть сущность основных теорий развития личности.

· Различать, уметь обосновать понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность", "воспитание", "развитие", "социализация"; уметь их выделять в педагогической реальности.

· Понимать сущность педагогического процесса как педагогического взаимодействия, в котором имеет место отношение "учитель-ученик".

· Знать и уметь обосновать роль активности личности в собственном развитии на примерах собственной жизни, жизни выдающихся людей, литературных героев.

· Уметь выделять ценности, на воспитание которых направлена конкретная система образования (гуманизм, демократизм, достоинство личности, этнонациональная идентичность, патриотизм, культура здоровья, функциональная грамотность, профессиональная компетентность и конкурентоспособность личности как субъекта культуры).

· Знать цели, закономерности, принципы воспитания и уметь анализировать конкретные производственные или жизненные ситуации с позиций реализации закономерностей воспитания.

· Понимать сущность воспитания как целенаправленного создания условий и стимулирования активности воспитуемых в их взаимодействии с важнейшими сторонами действительности: людьми (родными, знакомыми, коллегами), природой, трудом, самим собой, учебной деятельностью, искусством, наукой.

· Понимать сущность самовоспитания как меру активности и ответственности человека (по отношению к самому себе, времени своей жизни, своему человеческому предназначению) и критерий эффективного воспитания.

· Знать факторы социализации (мега-, макро-, мезо-, мини-факторы), совокупное влияние которых обусловливает определенный тип поведения и активности личности, уметь раскрывать сущность основных этапов социализации, понятия "социализированность", характеристик личности, обеспечивающих ее успешную социализацию.

· Понимать сущность социальной зрелости личности, выделять существенные признаки ее проявлений, уметь и оценивать себя и другого с позиции его социальной зрелости.

· Знать причины и факторы неэффективной социализации личности (изменение ролевого статуса личности, переезд человека в другой регион, другую страну, переход человека в другую возрастную группу, изменение ожиданий и самоожиданий в связи с переходом на другую работу и др.), и уметь педагогическими средствами их нейтрализовать.

· Знать реальные, потенциальне и латентные виды "жертв социализации" и уметь их выделять в реальной жизни (инвалиды; дети с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций, детей с пограничными состояниями и акцентуациями характера; детей мигрантов из стран в страну, из города в деревню (и наоборот); членов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания моноэтноса; экстраординарные дети (с высокой степенью одаренности).

· Знать сущность понятий "воспитательная система", "система воспитательной работы", уметь анализировать воспитательную практику с позиций ее системности и использовать эти знания и умения для повышения эффективности работы трудового коллектива.

· Знать приоритеты концепции воспитания в Республике Беларусь, уметь анализировать окружающую действительность с позиций общечеловеческих и регионально-этнических ценностей и использовать эти знания и умения в семейной и профессиональной жизнедеятельности.

 

Тема 5. Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.007 с.)