Лавирование правящего режима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лавирование правящего режима



1-й этап 1928-1932 гг.   Усиление репрессий: Репрессии против технических специалистов («Шахтинское дело», процессы над «Промпартией» или Инженерного центра, «Трудовой крестьянской партией» (А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев), репрессии против кулаков и зажиточных крестьян
2-й этап 1935-1936 гг. Две тенденции. 1 декабря 1934 г. – убили С.М.Кирова. В ответ начинается террор против врагов народа.  
  Попытки продолжить умеренный курс уступки крестьянству: устав сельхозартели, разрешающий личные подсобные хозяйства крестьян подготовка и принятие в 1936 г. Конституции СССР Усиление репрессий – постановление Президиума ЦИК СССР от 1.12.1934 г. о порядке ведения дел по подготовке или совершению терактов – 1935 г. – закон о наказании членов семей изменников Родины – 1935 г. – указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет – 1936 г. – процесс над Каменевым, Зиновьевым и др.
4-й этап 1937-1938 г.   «Большой террор» – репрессиям подвергались все слои населения, партия, государственные и общественные организации, армия, флот, НКВД – жестокая расправа с делегатами XVII съезда ВКП(б) – приговорены к расстрелу Бухарин, Радек, Рыков, Раковский, Сокольников и др. видные в недавнем прошлом большевики, Тухачевский,Якир, Уборевич, Блюхер и др. военные деятели
5-й этап 1939 г.   Затухание репрессий, частичная амнистия при новом руководителе НКВД – Берии

Конституция 1936 г.

  Конституция 1924 г. Конституция 1936 г.
Высшие органы власти Съезд Советов СССР ЦИК СССР Верховный Совет СССР Президиум Верховного Совета
Правительство СНК СССР СНК СССР (с 1946 г. – Совет министров)
    Ликвидация эксплуатации;
    Всем гражданам СССР предоставляются равные права, прямое избирательное право.

Выводы:

1. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В.Сталина.

2. Конструкцию режима личной диктатуры составляли две системы: партийные органы и органы госбезопасности.

3. Известные факты и документы позволяют говорить о Сталине, как о циничном и чрезвычайно жестоком, но и дальновидном диктаторе. Не останавливаясь ни перед чем на пути к своим целям, предпочитая всем иным методам управления обществом насилие и террор, он, однако, умел подчиняться социальным и экономическим реальностям. Именно поэтому проводившиеся по его инициативе политические маневры, не затрагивая основ Системы, позволяли режиму долгие годы сохраняться.

 

ТЕМА: КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1920-30-е ГОДЫ

Характерные черты развития культуры в 20-30-е годы

20-е годы Конец 20-х-начало 30-х годов 30-е годы
– правящая партия воздерживалась от административного вмешательства в вопросы культуры – культурное многообразие: различные творческие организации, стили и направления, частные издательства, педагогические эксперименты Постепенно усиливается идеологический контроль и вмешательство партии в культуру – жесткий идеологический контроль партии над культурной сферой – многообразию творческих союзов положен конец – метод социалистического реализма как официальное направление в искусстве – репрессии в отношении деятелей науки и искусства

 

20-30-е годы – это годы коренных свершений и невосполнимых утрат, новых открытий и грубых назиданий, освоения передового мирового опыта и огульного его охаивания, всплеска творчества и кровавого террора

Образование

 

достижения Потери
– положение 1918 г. об единой трудовой и общедоступной школе (1-я ступень – 5 лет, 2-я ступень – 4 года) – 1919 г. – декрет о ликвидации неграмотности – 1923 г. – добровольное общество «Долой неграмотность» – бесплатность образования – педагогическое новаторство – создание рабфаков при вузах – 1930 г. – обязательное начальное образование – с 1939 г. начат переход к семилетнему образованию – новая структура единой общеобразовательной школы: начальная школа – I-IV классы неполная средняя – I- VII классы, средняя – I-X классы; стабильные учебники по всем предметам, строгое расписание уроков – восстановление преподавания всемирной и российской истории – открытие сотен новых вузов, широкая подготовка специалистов из рабочих и крестьян. К 1938 г. число студентов превышало количество студентов в Англии, Германии, Италии, Франции, Японии, вместе взятых – в основном ликвидирована неграмотность взрослого населения – неумеренное экспериментирование (отмена уроков, бригадный способ проверки знаний, устранение истории из учебного плана) – резкое сокращение числа учащихся по мере перехода к каждой последующей, более высокой ступени образования: только половина продолжала образование после 4-х классов, лишь один человек из десяти продолжал учиться после окончания семилетки – допускалось только марксистско-ленинское толкование исторических процессов, учителя и учащиеся не имели права на свою точку зрения, свое мнение – снижение качества подготовки специалистов по сравнению с дореволюционным временем. Преподавательская чехарда, связанная с арестом, выдвиженством и назначенством – каждый пятый по данным переписи 1939 г. все ещё не умел читать и писать – почти 90% работавших имели начальное образование или вообще никогда не учились в школе  

Наука

более свободное развитие естественных и технических наук  
– И.П.Павлов (учение о рефлексах), В.И.Вернадский (учение о биосфере и ноосфере) – ученые, сформировавшиеся ещё до 1917 г. – П.Л.Капица, работал в Англии, вернувшись в СССР, возглавил Институт физических проблем и одним из первых занялся физикой низких температур, в 1938 г. открыл сверхтекучесть жидкого гелия – Н.Н.Семенов – основатель химической физики, автор теории цепных реакций, его талант расцвел в 30-е годы – Огромные средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где разрабатывались новые образцы боевой техники – трагическая судьба Н.И.Вавилова и разгром советской генетики – сотни ученых трудились в «шарашках» – научных учреждениях НКВД (А.Н.Туполев, С.П.Королев и др.     «шарашки» - инженеры, ученые работали по своей специальности в лагерях.  
  – ученые-гуманитарии работали благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей
  – переработка истории в духе идей «Краткого курса истории ВКП (б)»

Литература и искусство в 20-30-е годы «Жить стало лучше, жить стало веселее».

противоречивый характер развития литературы и искусства в 30-е годы
– огромные тиражи писателей-классиков XIX в. – открытие театров, библиотек – новые произведения А.М.Горького, М.А.Шолохова, А.Н.Толстого и др. – спектакли К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.Я. Таирова – первые звуковые фильмы («Путевка в жизнь» – Н.В.Экк, «Семеро смелых» – С.А.Герасимов, «Чапаев» – С.и Г.Васильевы и др.) – музыкальные комедии Г.Александрова с Л.П.Орловой в главных ролях, И.Пырьева с М.А.Ладыниной – исторические картины В.М.Петрова («Петр Первый»), С.М.Эйзенштейна («Александр Невский») – скульптурные произведения В.И.Мухиной («Рабочий и колхозница»), И.Д.Шадра, картины А.А.Пластова, М.В.Грекова, М.В.Нестерова и др. – вычеркивание целых историко-культурных пластов, не вписывающихся в схемы партийных идеологов (творчество модернистов 20-х годов, русских философов-идеалистов, замалчивание творчества М.А.Булгакова, С.А.Есенина, А.П.Платонова, живопись П.Д.Корина, К.С.Малевича, П.Н.Филонова и др). – разрушение памятников церковной и светской архитектуры (1931 г. храм Христа Спасителя и др.) – репрессии деятелей литературы и искусства (В.Э. Мейерхольд и др.)

МХАТ – любимый театр И.В.Сталина, который был и постоянным зрителем, и цензором этого театра. Но в этом театре трудилась плеяда гениальных актеров – В.И.Качалов, О.Л.Книпер-Чехова, А.К.Тарасова, А.О.Степанова и др., раскрывающих в своих ролях идеи человечности, гуманизма.

«Характерные черты советского общества в 30-е годы»

экономическая сфера политическая сфера духовная сфера сфера национальных отношений
1. полное подчинение производителя государству 1. однопартийная диктатура 1. господство партийной идеологии 1. федеративное государство по форме, унитарное – по сути
2. отсутствие свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением 2. сращивание партийного и государственного аппарата. «номенклатура» - перечень руководящих должностей. 2. полный государственный контроль над образованием и средствами массовой информации 2. тенденция к русификации народов СССР
3. монополия государства на средства производства 3. унификация всей общественной жизни 3. унификация духовной жизни 3. ограничение политических и экономических прав союзных и автономных республик
4. милитаризация экономики 4. отсутствие реальных свобод в обществе 4. диктат атеизма  
  5. наличие мощного репрессивного аппарата    

ТЕМА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-30-е ГОДЫ.

Март 1919 г. в Москве состоялся 1 конгресс Коммунистического Интернационала (объединение всех рабочих). Летом 1920 г. -2 конгресс 1) Коминтерн – партия международного пролетариата; 2) Рук. Орган - Исполнительный комитет (ИККИ), Г.Е. Зиновьев,с 1926 г. –Бухарин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.006 с.)