Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Лавирование правящего режима
1-й этап 1928-1932 гг.
|
| Усиление репрессий:
Репрессии против технических специалистов («Шахтинское дело», процессы над «Промпартией» или Инженерного центра, «Трудовой крестьянской партией» (А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев), репрессии против кулаков и зажиточных крестьян
| 2-й этап 1935-1936 гг.
| Две тенденции. 1 декабря 1934 г. – убили С.М.Кирова. В ответ начинается террор против врагов народа.
|
| Попытки продолжить умеренный курс
уступки крестьянству: устав сельхозартели, разрешающий личные подсобные хозяйства крестьян
подготовка и принятие в 1936 г. Конституции СССР
| Усиление репрессий
– постановление Президиума ЦИК СССР от 1.12.1934 г. о порядке ведения дел по подготовке или совершению терактов
– 1935 г. – закон о наказании членов семей изменников Родины
– 1935 г. – указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12 лет
– 1936 г. – процесс над Каменевым, Зиновьевым и др.
| 4-й этап 1937-1938 г.
| | «Большой террор»
– репрессиям подвергались все слои населения, партия, государственные и общественные организации, армия, флот, НКВД
– жестокая расправа с делегатами XVII съезда ВКП(б)
– приговорены к расстрелу Бухарин, Радек, Рыков, Раковский, Сокольников и др. видные в недавнем прошлом большевики, Тухачевский,Якир, Уборевич, Блюхер и др. военные деятели
| 5-й этап 1939 г.
| | Затухание репрессий, частичная амнистия при новом руководителе НКВД – Берии
|
Конституция 1936 г.
| Конституция 1924 г.
| Конституция 1936 г.
| Высшие органы власти
| Съезд Советов СССР
ЦИК СССР
| Верховный Совет СССР
Президиум Верховного Совета
| Правительство
| СНК СССР
| СНК СССР (с 1946 г. – Совет министров)
|
|
| Ликвидация эксплуатации;
|
|
| Всем гражданам СССР предоставляются равные права, прямое избирательное право.
| Выводы:
1. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И.В.Сталина.
2. Конструкцию режима личной диктатуры составляли две системы: партийные органы и органы госбезопасности.
3. Известные факты и документы позволяют говорить о Сталине, как о циничном и чрезвычайно жестоком, но и дальновидном диктаторе. Не останавливаясь ни перед чем на пути к своим целям, предпочитая всем иным методам управления обществом насилие и террор, он, однако, умел подчиняться социальным и экономическим реальностям. Именно поэтому проводившиеся по его инициативе политические маневры, не затрагивая основ Системы, позволяли режиму долгие годы сохраняться.
ТЕМА: КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1920-30-е ГОДЫ
Характерные черты развития культуры в 20-30-е годы
20-е годы
| Конец 20-х-начало 30-х годов
| 30-е годы
| – правящая партия воздерживалась от административного вмешательства в вопросы культуры
– культурное многообразие: различные творческие организации, стили и направления, частные издательства, педагогические эксперименты
| Постепенно усиливается идеологический контроль и вмешательство партии в культуру
| – жесткий идеологический контроль партии над культурной сферой
– многообразию творческих союзов положен конец
– метод социалистического реализма как официальное направление в искусстве
– репрессии в отношении деятелей науки и искусства
|
20-30-е годы – это годы коренных свершений и невосполнимых утрат, новых открытий и грубых назиданий, освоения передового мирового опыта и огульного его охаивания, всплеска творчества и кровавого террора
Образование
достижения
| Потери
| – положение 1918 г. об единой трудовой и общедоступной школе (1-я ступень – 5 лет, 2-я ступень – 4 года)
– 1919 г. – декрет о ликвидации неграмотности
– 1923 г. – добровольное общество «Долой неграмотность»
– бесплатность образования
– педагогическое новаторство
– создание рабфаков при вузах
– 1930 г. – обязательное начальное образование
– с 1939 г. начат переход к семилетнему образованию
– новая структура единой общеобразовательной школы:
начальная школа – I-IV классы
неполная средняя – I- VII классы,
средняя – I-X классы;
стабильные учебники по всем
предметам, строгое расписание
уроков
– восстановление преподавания всемирной и российской истории
– открытие сотен новых вузов, широкая подготовка специалистов из рабочих и крестьян. К 1938 г. число студентов превышало количество студентов в Англии, Германии, Италии, Франции, Японии, вместе взятых
– в основном ликвидирована неграмотность взрослого населения
| – неумеренное экспериментирование (отмена уроков, бригадный способ проверки знаний, устранение истории из учебного плана)
– резкое сокращение числа учащихся по мере перехода к каждой последующей, более высокой ступени образования: только половина продолжала образование после 4-х классов, лишь один человек из десяти продолжал учиться после окончания семилетки
– допускалось только марксистско-ленинское толкование исторических процессов, учителя и учащиеся не имели права на свою точку зрения, свое мнение
– снижение качества подготовки специалистов по сравнению с дореволюционным временем. Преподавательская чехарда, связанная с арестом, выдвиженством и назначенством
– каждый пятый по данным переписи 1939 г. все ещё не умел читать и писать
– почти 90% работавших имели начальное образование или вообще никогда не учились в школе
|
Наука
более свободное развитие естественных и технических наук
|
| – И.П.Павлов (учение о рефлексах), В.И.Вернадский (учение о биосфере и ноосфере) – ученые, сформировавшиеся ещё до 1917 г.
– П.Л.Капица, работал в Англии, вернувшись в СССР, возглавил Институт физических проблем и одним из первых занялся физикой низких температур, в 1938 г. открыл сверхтекучесть жидкого гелия
– Н.Н.Семенов – основатель химической физики, автор теории цепных реакций, его талант расцвел в 30-е годы
– Огромные средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где разрабатывались новые образцы боевой техники
| – трагическая судьба Н.И.Вавилова и разгром советской генетики
– сотни ученых трудились в «шарашках» – научных учреждениях НКВД (А.Н.Туполев, С.П.Королев и др.
«шарашки» - инженеры, ученые работали по своей специальности в лагерях.
|
| – ученые-гуманитарии работали благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей
|
| – переработка истории в духе идей «Краткого курса истории ВКП (б)»
|
Литература и искусство в 20-30-е годы «Жить стало лучше, жить стало веселее».
противоречивый характер развития литературы и искусства в 30-е годы
| – огромные тиражи писателей-классиков XIX в.
– открытие театров, библиотек
– новые произведения А.М.Горького, М.А.Шолохова, А.Н.Толстого и др.
– спектакли К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, А.Я. Таирова
– первые звуковые фильмы («Путевка в жизнь» – Н.В.Экк, «Семеро смелых» – С.А.Герасимов, «Чапаев» – С.и Г.Васильевы и др.)
– музыкальные комедии Г.Александрова с Л.П.Орловой в главных ролях, И.Пырьева с М.А.Ладыниной
– исторические картины В.М.Петрова («Петр Первый»), С.М.Эйзенштейна («Александр Невский»)
– скульптурные произведения В.И.Мухиной («Рабочий и колхозница»), И.Д.Шадра, картины А.А.Пластова, М.В.Грекова, М.В.Нестерова и др.
| – вычеркивание целых историко-культурных пластов, не вписывающихся в схемы партийных идеологов (творчество модернистов 20-х годов, русских философов-идеалистов, замалчивание творчества М.А.Булгакова, С.А.Есенина, А.П.Платонова, живопись П.Д.Корина, К.С.Малевича, П.Н.Филонова и др).
– разрушение памятников церковной и светской архитектуры (1931 г. храм Христа Спасителя и др.)
– репрессии деятелей литературы и искусства (В.Э. Мейерхольд и др.)
| МХАТ – любимый театр И.В.Сталина, который был и постоянным зрителем, и цензором этого театра. Но в этом театре трудилась плеяда гениальных актеров – В.И.Качалов, О.Л.Книпер-Чехова, А.К.Тарасова, А.О.Степанова и др., раскрывающих в своих ролях идеи человечности, гуманизма.
«Характерные черты советского общества в 30-е годы»
экономическая сфера
| политическая сфера
| духовная сфера
| сфера национальных отношений
| 1. полное подчинение производителя государству
| 1. однопартийная диктатура
| 1. господство партийной идеологии
| 1. федеративное государство по форме, унитарное – по сути
| 2. отсутствие свободы труда и замена её внеэкономическим принуждением
| 2. сращивание партийного и государственного аппарата. «номенклатура» - перечень руководящих должностей.
| 2. полный государственный контроль над образованием и средствами массовой информации
| 2. тенденция к русификации народов СССР
| 3. монополия государства на средства производства
| 3. унификация всей общественной жизни
| 3. унификация духовной жизни
| 3. ограничение политических и экономических прав союзных и автономных республик
| 4. милитаризация экономики
| 4. отсутствие реальных свобод в обществе
| 4. диктат атеизма
|
|
| 5. наличие мощного репрессивного аппарата
|
|
|
ТЕМА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-30-е ГОДЫ.
Март 1919 г. в Москве состоялся 1 конгресс Коммунистического Интернационала (объединение всех рабочих). Летом 1920 г. -2 конгресс 1) Коминтерн – партия международного пролетариата; 2) Рук. Орган - Исполнительный комитет (ИККИ), Г.Е. Зиновьев,с 1926 г. –Бухарин.
|