ТОП 10:

Причины незавершенности реформы



1. незначительные временные сроки

2. сопротивление со стороны правых и левых политических сил

3. сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина

ТЕМА: КУЛЬТУРА РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Начало ХХ в. – переломное время

1. Разрушение традиционных ценностей и представлений людей растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы

2. В России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации

3. Социокультурный феномен начала ХХ в. – «серебряный век» русской культуры.

Общественная мысль

Поиск идеологии, способной объяснить происходящие перемены, наметить перспективы развития страны

 

1. Наиболее популярная философская теория – марксизм 2. Часть интеллигенции
– логичность, простота – универсальность – благодатная почва в лице революционной традиции русской интеллигенции – особенности русского национального характера: жажда справедливости, равенства, склонность к мессианству 1) разочарование в марксизме: безоговорочное признание им первенства материальной жизни над духовной 2) пересмотр революционного принципа переустройства общества (после революции 1905-1907 гг.)
«Вехи» (1909 г.) 1) Главное в обществе – не внешние формы: монархия или республика, наличие или отсутствие выборов должностных лиц, а внутренняя духовная жизнь личности 2) Если человек внутренне свободен, обладает способностями творца, то он проявит себя и при монархии; раб изнутри останется рабом и при самом демократическом устройстве общества 3) Все усилия должны быть направлены не на борьбу с властью, а на внутреннее обновление человека 4) Это приведет человека к религии; придя к Богу, интеллигенция станет близкой к народу 5) Официальная православная церковь не может быть спасителем русской души (слишком большая связь её с государством) 6) Русская идея – проблема самобытности исторического пути России, своеобразия её духовной жизни, особого предназначения в истории. Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.  

 

3. Большая часть образованного общества исповедовала различные либеральные и революционные идеи.

Наука в начале ХХ в.

Рубеж XIX-XX вв. в мировой науке – «революция в естествознании»: открытие рентгеновских лучей, беспроволочной связи, радиации, квантовой теории, теории относительности, сферы бессознательного.

Российские ученые Открытия
1. Лебедев П.Н. 2. Вернадский В.И. 3. Павлов И.П. 4. Мечников И.И. 5. Жуковский Н.Е. 6. Чаплыгин С.А. 7. Циолковский К.Э.  

Литература и искусство

Большинство представителей русской интеллигенции рассматривали национальную культуру, с одной стороны, как своеобразное, неповторимое явление, а с другой – как часть культуры общемировой (под которой тогда понималась европейская).

Литература

Устойчивые традиции «критического реализма» Модерн Авангардизм (футуризм)
символизм Акмеизм
исчезновение жизнеутверждающего пафоса, характерного для русской классики XIX в. сюжеты произведений – всё более мрачные, идеалы – неясные (Л.Н.Толстой, А.Чехов, М.Горький, И.Бунин и др.). наряду с осязаемым миром – высший, божественный в порыве вдохновения поэт создает образы-символы, отражающие запредельный, недоступный простому смертному мир в каждом подлинно поэтическом произведении помимо очевидного таится и божественный смысл (Д.Мережковский) возврат от символов к осознанной жизни но акмеистов не прельщало изображение реальной действительности «жизнь» – это выдуманный причудливый мир основной критерий оценки художественных произведений – безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова, яркость образов (Н.Гумилев, А.Ахматова и др.) объявление о разрыве с традиционными культурными ценностями прошлых эпох, создание «нового искусства» повышенное внимание не к содержанию, а к форме стихосложения, к поэтическим конструкциям вызывающая антиэстетичность: ульгарная лексика, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши (В.Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников и др.) Альманахи «Дохлая Луна» и др.

 

Живопись

Представители русской академической школы, наследники передвижников (И.Репин, В.Суриков, В.Серов и др.) Модерн.Творческое общество «Мир искусства» (1898-1924 гг.). – искусство имеет самостоятельную ценность, оно не должно зависеть от политических и социальных явлений – искусство не должно изображать грубую повседневность – свой собственный театрализованный мир (экзотика давно прошедших эпох и дальних стран: изящные полотна о придворных празднествах времен последних Бурбонов во Франции, о помещичьей жизни дореформенной России) – синтез живописи, оперы, балета, музыкального, выставочного дела (А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов) Авангардизм.Общество «Бубновый валет» – окончательное освобождение живописи от воздействия социальной и политической жизни – на первый план – художественная выразительность (цвет, линия, пластика) – наиболее популярный жанр – натюрморт (П.Кончаловский, Р.Фальк и др.)

Другие направления в живописи:

символизм– М.Врубель, К.Петров-Водкин абстракционизм– К.Малевич, В.Кандинский

Балет







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.004 с.)