Лидер и лидерство в менеджменте. Различия в понятиях лидерства и руководства, функциях лидера и руководителя. Концепции лидерства и их краткая хар-ка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидер и лидерство в менеджменте. Различия в понятиях лидерства и руководства, функциях лидера и руководителя. Концепции лидерства и их краткая хар-ка.



Лидерство- это способность мобилизовать потенциальное психологическое потребности последователей и опереться на них в момент острого соперничества или конфликта.

Лидерство -это отношение,возникшее в ходе взаимного стимулирования и поддержки, благодаря чему побуждение людей превращается в их участие дающее конкретный результат.

Лидер- лицо, наделенное полномочиями в структуре неформальных отношений.

Эффективность деятельности лидера определяется степенью его влияния на других членов коллектива и на процесс принятия решения.

В отличие от собственного управления (руководства) лидерство предполагает наличие последователей, а не подчиненных.

Для появления лидера необходимо сочетание 4 факторов:

1) лидерские качества и лидерское поведение

2) последователи и их поведение

3) ситуация, в которой действует лидер

4) цель

 

Роль лидера заключается в умении владеть соц.силами в коллективе и умении формировать и направлять моральные ценности.

Лидер удовлетворяет потребности:

  • В соц. потребности
  • В общении
  • В защите
  • В поддержке

Основные концепции лидерства:

1) психолого-поведенческие- появление лидера зависит от его личных качеств и его поведения.

Сущность: обозначение черт, качеств на которые можно ориентироваться для выявления оценки собственных лидерских качеств

Авторы: Р.Стогдилл, О.Тид. Мак Грегор ХиУ,Лайкерт, Блейк и Моуга.

В концепции выделяют 2 теории

А) концепция лидерских качеств

Б) теория поведенческого подхода

 

2) Ситуационная –появление лидера зависит от требований сложится ситуации

Подходы те же. Модель Фидлера Митчела и Хауса, Херси и Бланшара, Врума и Йетона.

 

3) концепция атрибутивного лидера.

Суть: приписывание причин плохой работы последователю или подчиненным определяет эффективность функционирования неформальной группы.

 

4) Харизматического лидерства: Суть: лидер может эффективно влиять на последователей, не отдавая себе отчета в том, что и как он делает.

Он может только догадываться,что обладает харизматическим влиянием, т.е. влиянием, основанным на особых личных качествах.

Для организации важность харизматического лидера возрастает с ростом критичности ситуации

5) Концепция преобразующего, неформального лидерства.

А) теория обмена:

  • -незнакомец
  • - знакомый
  • - партнер

Б) теории трансактного подхода, внимание на важности восприятия последовательности личности лидера и оценки его деятельности.

В) теории трансфармационного лидерства

Суть: лидерство проявляется в формах:

  • -харизмы
  • - вдохновляющей мотивации
  • -интеллектуальной стимуляции
  • -индивидуального участия.

6) концепция заменителей лидерства-

Суть: в некоторых ситуациях необходимо иметь активного лидера. Существуют его заменители, которые делятся на 3 категории:

  • связанные с последователями(это способность, потребность в независимости, равнодушие к организованным вознаграждениям и др.)
  • связанные с заданием (это рутинная работа, работа,удовлетворенная по существу)
  • связанная с организацией (это формализованное наличие сплоченных рабочих групп, удаленность лидера от последователей)

 

7) Концепции разделенного лидерства –лидером может стать любой член группы а разные периоды времени, чьи компетенции наиболее соответствуют данной фазе работ.

8) психоаналитические теории лидерства- рассмотрение человека в организации, аналогично его роли в семье, т.е. знакомство с лидером происходит в первнй день также как ребенка с родителями в день рождения.

Разновидности: модель анализа взаимоотношений Э.Берн.выделяет 3 состаяния

-ребенок

-взрослый

-родитель

9) концепция адаптационного лидерста основана на 6 умениях:

  • умение заниматься текущими делами не упуская перспективу
  • 2)умение проникать в сущность проблем
  • умение регулировать неприятности
  • умение подд-ть сосредоточенное внимание
  • умение делегировать работу
  • умение защищать голоса с низу.

 

10) Концепция двигателя лидерства Н.Тичи.

Суть: эффективные лидеры должны обладать передаваемой точкой зрения.т.е четко структурированной цели,идей и ценностей, которые полностью и без затруднений воспринимаются последователями и таким образом происходит воспитание новых лидеров в организации.

11) Модель континуума лидерского поведения ТенненБаума-Шмидта. Суть: лидерское поведение определяется 3 составляющими

  • Сам лидер
  • Последователи
  • ситуации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.004 с.)