Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки кризиса финансовой системы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей. В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились признаки кризиса всей финансовой системы РФ. Эти признаки проявились с 1992 г., когда было отменено государственное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, стали насаждаться несоциалистические организационно-правовые формы хозяйствования. Пик кризиса пришелся на август 1998 г. Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления: 1. Наличие с 1992 по 2000 г. ежегодного дефицита государственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных расходов и доходов, однако па практике в эти годы имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами, вследствие чего вырос бюджетный дефицит (см. табл. 18.10). Таблица 18.10 Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1970-2000 гг. (в фактических действовавших ценах, млрд руб.)1
Причин, способствующих росту дефицита бюджета, много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни: на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ. Возрастание бюджетных расходов, не компенсированное увеличением налоговых поступлений, порождает рост бюджетного дефицита. С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов. Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственных финансов, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. 2. Инфляция — обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, что ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной способности денег. В международной практике принято различать следующие виды инфляции: ползучая — когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая— от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция — рост цен на 100% и выше. В России за годы реформ цены на товары и услуги возросли в тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, соль и др.), обувь, одежду. Индексы цен за отдельные годы приведены в табл. 18.11. Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом, так как она ведет к значительному ухудшению экономического положения: падают объемы производства; происходит перелив капитала из производства в торговую спекуляцию, в посреднические операции (где можно получить большую прибыль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства. При инфляции возникает социальная напряженность в обществе в связи с тем, что происходит перераспределение национального дохода в ущерб менее обеспеченных слоев общества, снижаются реальные доходы населения, обесцениваются сбережения граждан. Она ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения. Таблица 18.11 Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)*
Происходит падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно), в 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб.; в январе 2000 г. Центральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,52 руб., в июне 2001 г. — к 29,12 руб., в сентябре 2003 г. — к 30,61 руб. 3. Рост неплатежей как государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое выражение в дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность — задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги; по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссу-дам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др. Дебиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Госкомстата России, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 1999 г. она возросла до 1990 млрд руб., на конец 2002 г. составляла 3663,3 млрд руб. Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений). Кредиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Госкомстата России, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2002 г. она составила 4832 млрд руб. Ее распределение по отраслям приведено в табл. 18.12. 4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд. долл., в 1990 г. она увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. — до 80 млрд долл. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации достиг значительных размеров — 160 млрд долл. Огромный государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегося экономического кризиса. Только сумма среднегодовых выплат процентов по внешним кредитам составляет 15—17 млрд долл. 5. Снижение валового внутреннего продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта. Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза. В 2005 г. он по-прежнему ниже уровня 1990 г. на 10%. Проявление признаков кризиса финансовой системы негативно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства, жизненном уровне трудящихся. Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются: во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны; во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения некоторых статей доходной части бюджета, упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы, должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства; в-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения; в-четвертых, укрепить финансовую дисциплину, упорядочить расчеты между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе. Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Госкомстата России, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2002 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 45,3%, в том числе в промышленности 45,1, сельском хозяйстве — 55,6, на транспорте — 45,6%; в-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важных задач — добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл. ежегодно. В целом, безусловно, преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходима, как справедливо указывают ученые Академии наук России, корректировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.008 с.) |