Социально- экономическая сущность бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально- экономическая сущность бюджета.



I. Социально-экономическая сущность бюджета

 

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.

Бюджет является атрибутом государства, финансовой основой его деятельности.

С социально-экономической точки зрения:

Бюджет – система денежных отношений, складывающихся между органами госвласти и МСУ с одной стороны и физ. и юр. лицами с другой по поводу распределения части стоимости общественного продукта и НД в процессе образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (или его административно-территориального образования - АТО) для удовлетворения экономических, политических, общественных и социальных потребностей.

Материальная т.з.:

Бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Бюджет – централизованный денежный фонд государства.

Особенности бюджета как звена финансовой системы

1. Является формой пераспределительных отношений, связанных с обособлением части НД в руках государства и используемой на удовлетворение потребностей общества.

2. С помощью бюджета путем перераспредления НД выравнивается неравномерное развитие территорий государства (путем предоставления финансовой помощи), формируется структура экономики (путем финансирования, датирования и инвестирования отдельных отраслей), обеспечивается содержание слоев населения, не участвующих в общественном производстве.

3. Пропорции бюджетного распределения определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и законами развития государства в конкретный период.

Функционирование бюджета происходит посредством существования 2-х форм: доходов и расходов, которые выражают этапы перерапределения ВОП и НД (с т.з. денежного фонда).

С правовой (юридической) т.з.

Бюджет – нормативно-правовой акт, имеющий статус закона (для РФ и ее субъектов) или решения (для МО), содержащий права и обязанности участников бюджетных отношений.

Отличительная особенность бюджета государства от бюджетов разного др. вида, рода: рассмотрение и принятие в представительных органах власти.

Бюджет – финансовый план страны (АТО) на конкретный финансовый год.

С позиции правособтвенности

Бюджет, а также имущество, незакрепленное за госпредприятиями, формируют госказну; местный бюджет – местную казну.

Собственником бюджета является территория и люди, проживающие на ней (либо РФ, либо субъект РФ, либо муниц. Образование), а не орган власти. Орган власти (МСУ) осуществляет в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью на благо территории (государства). По Конституции каждый орган власти имеет право (обязанность) иметь свой бюджет.

Многообразие органов власти и МСУ, в распоряжении которых находятся бюджеты, определяет разные по названию и содержанию финансовые планы, причем их названия зависят от названий территорий, а содержание от полномочий и функций конкретного органа власти.

Количество органов власти (МСУ) = Количество бюджетов, но видов бюджетов меньше.

Пр. 21 республика = 21 республиканских бюджетов, но вид один – республиканский.

 

Функции бюджета.

Бюджет обслуживает все основные функции государства:

1. Экономическая: финансирование, кредитование, инвестирование предприятий, научные исследования, формирование госсектора экономики и др.

2. Социальная: финансирование социально-культурной сферы, социальное обеспечение отдельных слоев населения, финансовая помощи регионам, отстающим в социально-экономическом развитии.

3. Обеспечение безопасности государства: финансирование армии, флота и атомной энергетики.

4. Управление: создание бюджетом финансовой базы органов власти.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.

 

 

Основные функции бюджета следующие:

Распределительная.

Фонд возмещения (материальные затраты, амортизация)         Д О Х О Д Ы   Р А С Х О Д Ы  
   
 
 
 
 
 
 
 

 

 


  1. Оборона 2. Управление 3. Социально-культурная сфера 4. Социальное обеспечение. 5. Финансовое обеспечение АТО    
НД: -прибыль - з/плата -аренда -ссудный %

Регулирующая.

В ходе формирования и исполнения бюджета решаются задачи госрегулирования и стимулирования экономики и социальной сферы страны.

В бюджете можно увидеть инструменты прямого и косвенного вмешательства государства в экономику, составляющие бюджетный механизм.

Бюджетный механизм – совокупность форм и методов образования и использования централизованного денежного фонда.

Контрольная

Контроль за уровнем доходов, экономическими процессами в стране, равномерным и правильным распределение доходов между сферой материально и не материального производства, между территориями и уровнями бюджетной системы.

Пр. контроль за целевым использованием бюджетных кредитов, финансовой помощи нижестоящим бюджетам, своевременностью поступления денежных доходов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.009 с.)