Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Тематика семинарских занятий↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Тематика семинарских занятий Тема 1. Введение в историю России (2 занятия) Занятие №1 Вопросы для обсуждения 1. История России: предмет и методы, цели и задачи, особенности курса, значение изучения истории. 2. Сущность, формы, функции исторического знания. Место истории в системе наук. Контрольные вопросы 1. Что такое история? 2. Разъясните термин «историческое сознание». 3. Что является предметом изучения истории? 4. Какие методы используются исторической наукой? 5. Какие цели и задачи решаются при изучении истории? 6. В чем Вы видите значение изучения истории для формирования личности экономиста-гражданина. Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.12-21. 2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.14-26. 3. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.1-5, 7-10. 4. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. 5. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1992. 6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. Занятие №2 Вопросы для обсуждения 1. Исторический источник, его типы и виды, принципы работы с источниками. 2. Основные элементы формационного и цивилизационного подходов к истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Контрольные вопросы 1. Чем характеризуется цивилизационный и формационный подходы к истории? 2. Что является историческим источником? 3. Охарактеризуйте типы и виды исторических источников? 4. Какие имеются принципы работы с историческим источником? 5. Обдумайте значение природно-географических, социально-экономических факторов в формировании особенностей менталитета в России и Европе.
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.21-27. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.3-6. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.27-38. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.5-7, 10-12. 5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. 6. Сорокин П. Цивилизация и общество. – М., 1992. 7. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. Тема 2. Цивилизации и их типы. Особенности формирования Российской цивилизации (1 занятие) Вопросы для обсуждения 1. Цивилизация: общая характеристика, типы цивилизаций в древности. 2. Основные черты Восточной и Западной цивилизации. 3. Особенности формирования российской цивилизации. Начало Руси.
Контрольные вопросы 1. Вспомните известные вам цивилизации Древнего мира и проанализируйте особенности этих цивилизаций в экономической, политической и духовной сферах жизни общества. 2. Назовите условия и обстоятельства, которые влияют на складывание специфических черт цивилизаций и локальных культур. 3. Охарактеризуйте цивилизации, существовавшие в I тысячелетии нашей эры на территории Восточной Европы. 4. Что такое «великое переселение народов» и как оно изменило этнический состав населения Восточной Европы? 5. Под влиянием каких факторов проходило становление особой российское цивилизации. Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.28-58. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.7-22. 3. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.5-7, 10-12. 4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М, 1984. 5. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1994. 6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1994. Тема 3. От Руси к России: X – начало XVI вв. (1 занятие) Вопросы для обсуждения 1. Киевская Русь. Древнерусские земли в период феодальной раздробленности. 2. Золотая Орда и Русь. Возвышение Москвы. 3. Складывание Московского централизованного государства.
Контрольные вопросы 1. В чем сущность норманнской теории становления российской государственности и насколько убедительной она вам представляется? 2. Как происходило образование древнерусского государства с центром в Киеве. 3. Назовите причины и последствия принятия христианства на Руси. 4. Какова была социальная структура Древнерусского государства? 5. Обдумайте общее и особенное в развитии таких раннефеодальных государств, как Киевская Русь, Волжская Булгария, Хазарский каганат. 6. Обдумайте причины феодальной раздробленности и распада Киевской Руси. 7. Каковы были особенности государственно-политического строя Новгорода? 8. Охарактеризуйте взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой и западными соседями. 9. Благодаря каким факторам произошло возвышение Московского княжества? 10. Проследите процесс объединения Москвой русских княжеств. Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.60-85. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.23-73. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.48-96. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.16-68. 5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М, 1984. 6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1994. 7. Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. – Казань, 1994.
Вопросы для обсуждения 1. Россия в середине и второй половине XVI в. 2. Смутное время. 3. Россия в XVII в.
Контрольные вопросы 1. Обдумайте причины усиления цивилизационного обособления феодальной России. 2. Какие преобразования были проведены Иваном IV совместно с Избранной радой? 3. Что такое «опричнина»? Каковы её последствия? 4. Проанализируйте специфические черты российского типа феодализма и сословно-представительной монархии. 5. Охарактеризуйте процесс складывания российского самодержавия. 6. В каком направлении шло расширение границ России во второй половине XVI века? 7. Назовите причины и результаты Ливонской войны. 8. В чем причины «Смуты»? 9. Чем закончилась российская смута начала XVII века? 10. Когда и в связи с чем произошло воссоединение России и Украины? 11. Почему XVII в. в истории России называют «Бунташным» веком?
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.85-99. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 2-е изд. – М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.74-127. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.96-130. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.68-96. 5. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992. 6. Скрынников Р.Г. Царство террора (об опричнине Ивана Грозного). – СПб, 1992. Вопросы для обсуждения 1. XVIII век в российской и европейской истории: предпосылки, содержание, направленность и историческое значение реформ ХVIII в. 2. Реформы Петра I: складывание абсолютизма, укрепление феодально-бюрократического строя. 3. «Просвещенный абсолютизм» в России. Социальная цена европеизации, политических реформ и военных успехов. Контрольные вопросы 1. Определите хронологические рамки Нового времени в мировой истории. 2. Обдумайте причины и содержание перехода европейской цивилизации от средневековой аграрной к индустриальной 3. Каковы характерные черты эпохи Просвещения? 4. Была ли закономерной модернизация России, осуществленная 5. Охарактеризуйте внутреннюю политику Петра I. Какие факторы подталкивали дальнейшее проведение реформ? 6. Выделите основные направления внешней политики России в XVIII веке. Какие войны вела страна? 7. Какие территории вошли в состав Российского государства? Что лежало в основе непрерывного расширения границ? 8. Назовите российских царей 1725-1801 гг. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов? 9. Как развивалась Россия при преемниках Петра I? 10. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II. 11. Как развивалась общественно-политическая мысль в России в XVIII в.? Какие происходили социальные движения? 12. Какую основную задачу ставил в свое царствование Павел I, и как он пытался ее решить? 13. Что нового появилось в русской культуре? 14. Обдумайте итоги XVIII века для России.
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.113-133. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.128-186. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.131-156. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.97-132. 5. Бринер А.Г. История Екатерины II. – М., 1998. 6. Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М., 2002. 7. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4,5. – М., 1987. 8. Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990. Вопросы для обсуждения 1. Основные тенденции развития всемирной и российской истории в XIX в. 2. Экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в 3. Освободительное движение и общественная мысль в России в первой половине XIX в. Контрольные вопросы 1. Что такое «промышленный переворот»? С какими особенностями он протекал в России? Какое влияниe он оказал на создание индустриального общества? 2. В чем проявился закат старого порядка в Европе? 3. Под влиянием каких факторов происходило усиление социально-политического и культурного взаимодействия России и Европы? 4. Какие основные тенденции и явления были характерны для развития России в начале ХIХ века? 5. Назовите основные реформаторские проекты Александра I. Какие оценки они получили в истории? 6. Охарактеризуйте идеи М.М. Сперанского, Н.Н Новосильцева и проекты государственного переустройства России. 7. Охарактеризуйте внешнюю политику России начала XIX века 8. Это представляет из себя движение декабристов: их цели, задачи, методы реализации задуманного? 9. Что такое «политическая реакция» и каковы ее последствия для России в первой половине XIX в.? 10. Какой представляли себе Россию западники и славянофилы? 11. Чем характеризовались «охранительная», либеральная и революционная идеологии в первой половине ХIХ века? Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.145-153. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.187-247. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.157-171. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.133-147, 154-164, 170-182. 5. Гершензон М. Николай I и его эпоха. – М., 2001. 6. Тарле Е.В. 1812 г. – М., 1996. 7. Эйдельман Н.Я Грань веков политическая борьба в России Конец XVIII-XIX вв. – СПб, 1992. 8. Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 г. и Русская православная церковь. // Отечественная история. – 2002. – №6.
Вопросы для обсуждения 1. Социально-экономические и политические процессы в мире и России. 2. Внутренний и внешнеполитический кризис в России в середине XIX века. Содержание, характер и направленность реформ и контрреформ. 3. Общественная мысль и особенности общественного движения в России. Контрольные вопросы 1. Раскройте общее и особенное в социально-экономическом и политическом развитии Европы и Америки в индустриальную эпоху. 2. В чем состояла специфика национального и колониального вопросов, проявившихся в мировой политической жизни в XIX веке? 3. В чем выражался внешнеполитический и внутренний кризис в России в середине ХIХ века? 4. Была ли связь между поражением в Крымской войне и началом реформ 1860-70-х годов? 5. Какие варианты освобождения крестьян обсуждались накануне реформы 1861 г.? 6. Каково содержание реформ 1860-70-х годов и в чем их влияние на общественно-политическую обстановку в стране? 7. Чем была обусловлена резкая смена политического курса в 1880-90-е годы? Какие контрреформы были проведены при Александре III? Вопросы для обсуждения 1. Мировое развитие на пороге XX века. Новые процессы и усложнение системы взаимодействия стран и народов в мировом сообществе. 2. Россия в начале XX века. Революция 1905-1907 гг.: стратегия и тактика основных классово-политических сил, итоги и последствия революции. 3. Последняя попытка эволюционной модернизации Российской империи. Первый опыт российского парламентаризма
Контрольные вопросы 1. Каковы новые явления и процессы мирового развитие на рубеже XIX – XX вв. 2. Какие новые черты появились в общественной и политической жизни развитых стран Европы и Америки в началеXX в.? 3. В чем состояли противоречия и трудности российского общества в начале XX в.? 4. Какие причины вызвали революционные события 1905 года? Какие социально-политические силы боролись в период революции 1905-07 гг.? 5. Какие альтернативы развития предлагали различные политические силы в революции 1905-1907 гг.? 6. Как оценили и какие выводы для себя сделали из Царского Манифеста 17 октября 1905 года различные политические силы? 7. Какие реформы предлагал провести С.Ю.Витте? 8. В чем замысел и суть аграрной и переселенческой реформ П.А.Столыпина? 9. Покажите основные черты российского пapлaмeнтapизма, проявившиеся в период работы четырех государственных Дум. 10. Каковы важнейшие итоги и уроки революции 1905-1907 гг. Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.191-210. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.284-314. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.235-265. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.193-225. 5. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991. 6. Витте С.Ю. Воспоминания. – М., 1991. 7. Столыпин П.Л. Нам нужна великая Россия. – М., 1991. Вопросы для обсуждения 1. Первая мировая война. Отношение к войне различных классово-политических сил в мире. 2. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 3. Февральская революция 1917 года, ее содержание и задачи; перспективы развития страны. Контрольные вопросы 1. Какие противоречия в развитии крупных держав привели к первой мировой войне? 2. Какие цели преследовали главные участники войны, и в какие военно-политические блоки они объединились? 3. Покажите роль и место России в I мировой войне. 4. В чем проявился кризис западных демократий в условиях войны? 5. Как повлияла война на революционную ситуацию в России? 6. Как произошла Февральская революция 1917 года? Какие силы принимали в ней участие? 7. Какие перспективы открывала Февральская революция для развития России? 8. В чем проявлялось двоевластие и каковы были его причины? 9. Какие три политических кризиса пережила Россия в период от Февраля к Октябрю? 10. Какие причины и обстоятельства привели к выступлению сторонников генерала Корнилова и чем оно завершилось? 11. Почему теряли влияние на народные массы либеральные и умеренно-радикальные партии и возрастала роль большевиков в период от Февраля к Октябрю?
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.211-227. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.314-318. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.265-273. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.226-234. 5. Деникин А.И Очерки русской смуты. – М., 1991. 6. Ленин В.И. Война и российская социал-демократия /Полн.соб.соч. – Т.26. 7. Ленин В.И. О задачах пролетариата вданной революции / Полн. соб. соч. – Т 31. Вопросы для обсуждения 1. Альтернативы политического развития от Февраля к Октябрю 1917 года. 2. Победа большевистского восстания. Первые мероприятия Советской власти. 3. Усиление раскола в обществе. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, результаты и последствия. Контрольные вопросы 1. От чего зависел выбор пути общественного развития России после Февральской революции? 2. Какое был расклад политический сил после Февраля? Что предлагали народу основные российские партии (кадеты, меньшевики, эсеры, большевики)? 3. В чем причина постепенной радикализации масс весной-осенью 4. Почему относительная консолидация общественно-политических сил, достигнутая в ходе Февральской революции, сменилась их нараставшей поляризацией? 5. Охарактеризуйте причини, и последствия июльского расстрела демонстрации? 6. Почему не удался мятеж генерала Корнилова? 7. В чем заключались основные причины дискуссий среди большевистского руководства осенью 1917 года по вопросу о взятии власти? 8. Почему было распущено Учредительное собрание и насколько исторически оправдан его роспуск? 9. Какие основные тенденции были характерны для международной обстановки в 1917-1920 гг.? 10. Какое значение в 1917-1920-х годах имел внешний фактор для Советской России? 11. Какие основные проблемы стояли перед большевиками после прихода их к власти, и как они собирались их решать? 12. Вчем причины столь острой борьбы в партии большевиков и в российском обществе по вопросу о Брестском мире? Какое влияние оказало заключение этого мира на последующее развитие событий в России? 13. В чем причины и суть поворота политики большевиков осенью 1918 года? 14. Назовите основные этапы гражданской войны. Как развивались военные действия на фронтах? 15. В чем заключалась сила и слабость Белого движения? 16. Почему гражданскую войну выиграли красные? 17. Какое влияние оказала Гражданская война на российское общество? 18. Какова современная оценка места и роли Октября в исторической науке и публицистике? Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.228-256. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.328-352. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.271-320. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.235-293. 5. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х томах. Т 1. От революции до второй мировой воины. Ленин и Сталин 1917-1941 гг. – М., 1994. 6. Кадеты и юнкера в Белой борьбе и на чужбине. / Сост., науч. ред., коммент. С.В.Волкова. – М., 2003. 7. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы 1900-1925 гг. В 3-х т. – М., 2000. Вопросы для обсуждения 1. Политика «военного коммунизма»: цели, содержание, кризис. 2. НЭП: цели, задачи, итоги, оценка. 3. Национальная политика Советской власти. Образование СССР.
Контрольные вопросы 1. Чем была вызвана политика «военного коммунизма»? 2. В чем состояла система экономических, политических и социальных мер, составивших политику «военного коммунизма». 3. Каково было отношение к политике «военного коммунизма» у различных лидеров Советской власти? 4. Итоги политики «военного коммунизма». 5. Какие изменения произошли в международном положении станы после окончания гражданской войны? 6. Чем был вызван политический кризис в стране в начале 20-х годов, в чем он выражался, к чему привел? 7. Какова была цель нэпа? Какие оценки в отношении этой экономической политики господствовали в партии? 8. Противоречия нэп. Когда и почему нэп был свернут? 9. Какие элементы административно-командной системы сформировались в этот период? 10. Какова быта цель национальной политики партии большевиков? Расскажите о национально-государственном строительстве в этот период.
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.257-260, 264-265. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.353-363. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.321-350. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.309-320, 329-335. 5. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. – М., 1994. 6. Преображенский Е.А., Бухарин Н.И Пути развития, дискуссии 20-х годов. – М., 1990. 7. Семанов С. Кронштадский мятеж. – М., 2003. Тема 12. Советский вариант модернизации Вопросы для обсуждения 1. Основные причины и последствия мирового кризиса конца 1920-х – начала 1930-х годов. 2. Индустриализация СССР: предпосылки, цели, методы, средства, результат 3. Коллективизация сельского хозяйства в СССР: замыслы, политическая борьба по вопросам методов и средств преобразований, итоги. 4. Складывание административно-командной политической системы в СССР и ее влияние на судьбы народа и страны.
Контрольные вопросы 1. В чем причины мирового экономического кризиса? 2. Каковы были политические и социально-экономические последствия мирового кризиса 1930-х годов? 3. Какие модели выхода из кризиса выбрали страны Запада? 4. Почему СССР избежал основных последствий экономического кризиса? 5. Чем характеризуется советская социально-экономическая и политическая модель во второй половине 1920-х годов? 6. Какие проблемы общественного развития были разрешены, какие проблемы сохранились, а какие лишь появились? 7. Существовали ли предпосылки ускоренной модернизации страны в 1920-30-е годы? Определите их. 8. Существовали ли альтернативные модели построения социализма в СССР? 9. Каковы были результаты и последствия советской модели индустриализации? 10. Насколько были взаимосвязанными и взаимозависимыми форсированная индустриализация и сплошная коллективизация? 11. Покажите предпосылки складывания административно-командной системы в экономике и управлении. 12. Каковы последствия ускоренной модернизации страны?
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.260-264, 265-272. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.364-381. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.351-379. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.320-329. 5. Борисов Ю.С., Курицын В.М. Политическая система 20-30-х годов. // Историки спорят. – М., 1989. 6. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М., 1994. 7. Тепцов Н.В. Аграрная политики: на крутых поворотах 20-30-х годов. – М., 1990. Вопросы для обсуждения 1. Усиление конфликтности мирового развития и внешняя политика СССР в 1930-х - начале 1940-х годов. 2. Великая Отечественная война, причины первых неудач, основные этапы, итоги, уроки и цена победы. 3. Завершение II мировой войны. Формирование новой модели международных отношений и устройства мира.
Контрольные вопросы 1. Почему политика создания системы «коллективной безопасности» в Европе сменилась политикой «умиротворения» Германии? 2. Каковы причины неудач англо-франко-советских переговоров весны-лета 1939 г. и заключения договоров между СССР и Германией («О ненападении» 23.08.39, «О дружбе границе» 28.09.39.)? 3. Раскройте позитивные и негативные последствия заключения советско-германских соглашений 1939 года для СССР. 4. Почему военные действия между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, в 1939- начале 1940 гг. характеризовались как «странная война»? 5. Назовите причины и осветите ход и последствия «зимней войны» между СССР и Финляндией (1939-1940 гг.). 6. В чем заключалась суть военной доктрины СССР накануне Великой Отечественной войны? Что вы думаете о точке зрения Б.Суворова («Ледокол») о намерении Сталина первым напасть на Германию? 7. Перечислите основные этапы создания антигитлеровской коалиции Покажите сложности ее создания. 8. Каковы причины роспуска Коминтерна в 1943 году? 9. По каким причинам после окончания второй мировой 10. Раскройте основные направления политики СССР в отношении восточно-европейских стран после II мировой войны. 11. Покажите процесс поиска новой модели мирового устройства. В чем суть «холодной войны»?
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.273-293. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.382-389, 400-416. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.380-418. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.336-387. 5. Жуков Г.К. Воспоминание и размышление. – М.: Мысль, 1993. 6. Карпов В.В. Генралиссимус: Историко-документальное издание. Кн. 1,2. – М., 2002. 7. Суворов М. День «М»: Когда началась Вторая мировая война? – М., 2001. 8. Советско-финляндская война. 1939-1940: В 2-х т. / Сост. П.В.Петров, В.Н.Степанов. – СПб., 2003.
Вопросы для обсуждения 1. Советский Союз, страны Европы и Америки в период послевоенной реконструкции и «холодной войны». 2. Крах сталинизма. Попытки демократизации советского общества. Реформирование системы и методов управления народным хозяйством в 1950-1960 гг. 3. Свертывание реформаторского процесса и вхождение страны в фазу «застоя». Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте новые процессы и явления в развитии послевоенной Европы. 2. Покажите причины и результаты усиления конкуренции двух мировых систем. 3. Чем объяснить отличия политического курса сталинского руководства до и после Великой Отечественной войны в области идеологии и национального вопроса? 4. Какое значение (экономическое, политическое, идеологическое) имели для советского общества реформы Н.С Хрущева? 5. Каковы причины смещения Н.С.Хрущева? 6. Раскроите суть и последствия хозяйственных реформ 1960-х годов. 7. В чем выражались особенности политики «ресталинизации», проводимой в 1970-е годы Л.И. Брежневым? 8. Проанализируйте экономическое развитие советского общества в 70-е годы и раскройте его негативные и позитивные факторы. 9. Какими причинами объясняется феномен «диссидентского движения» в СССР в 60-80-е годы? Его основные направления. 10. Что заключала в себе внешнеполитическая «доктрина Брежнева»? (доктрина ограниченного суверенитета)? Ее основные направления. 11. Каковы суть и последствия «разрядки напряженности» в 70-е годы? 12. Каковы основные результаты (отрицательные и положительные) периода «застоя»? Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.293-317. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.417-453. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.419-469. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.388-433. 5. Вайль П., Генис А. 60-е годы. Мир советского человека. 3-е изд.. – М., 2001. 6. Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР. // Отечественная история. – 2003. – №4. Вопросы для обсуждения 1. Страны Западной Европы и Америки на пороге постиндустриального общества. 2. Нарастание кризисных явлений в СССР в конце с 1970 – начале 1980 гг. Перестройка в СССР: замыслы, содержание, противоречия и трудности. 3. Итоги и последствия политики перестройки советского общества внутренние и внешние аспекты.
Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте новые явления и процессы в развитии мировой цивилизации в конце XX века. 2. Какие противоречия советской системы стали наиболее заметными к 1980-м годам? 3. Была ли модернизация советской системы неизбежной? 4. Какие задачи стремился решить М.С.Горбачев, начиная «перестройку» в середине 1980-х гг.? Какие новации он предложил в политике и экономике? 5. Назовите основные этапы перестройки. Проследите изменение целей и задач перестройки в течение 1985-91 гг. 6. Какой смысл вкладывался в термины «ускорение», «перестройка», «механизм торможения», «регулируемая рыночная экономика», «советский парламентаризм? 7. Какие трудности и противоречия стали нарастать к началу 1990-х годов? 8. Какие проблемы межнациональных отношений проявились в условиях кризиса союзного государства? Можно ли было сохранить Советский Союз? 9. Чем был вызван августовский (1991 г.) путч в Москве? 10. Обдумайте итоги и уроки перестроечной реформации в СССР.
Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.318-333. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.454-467. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.469-487. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.434-442. 5. Горбачев М.С. Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и всего мира. – М., 1988. 6. Кургинян С.И. Невыдуманная хроника перестройки. Седьмой сценарий. Часть первая. До путча. – М., 1992. 7. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. – 2003. – №4. 8. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. – М., 1990.
Вопросы для обсуждения 1. Становление новой российской государственности (1991-1999 гг.). 2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 3. Достижения и потери в процессе социально-экономических и политических преобразований в постсоветской России. Контрольные вопросы 1. В какой международной обстановке шло развитие России в 1990-е годы? 2. Какие международные события 1990-х годов оказали большое влияние на ситуацию в Российской Федерации? 3. Каково было содержание рыночных реформ в этот период? Их итоги Кто проводил эти реформы? 4. Трудности реформирования командно-административной экономики. 5. Какова была основная цель экономических реформ 1990-х годов? Достигнута ли она? 6. Какие события определили политическое развитие России в этот период? Выделите основные этапы политического развития России в 1990-е годы. 7. Определите основные изменения в политической системе России в этот период. Можно назвать Россию демократическим государством? 8. Какие изменения претерпело государственное устройство России? Трудности процесса федерализации. 9. Как изменилось российское общество? Выделите основные тенденции в развитии российского социума. Рекомендуемая литература 1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.334-350. 2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.468-480. 3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.488-525. 4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.442-476. 5. Ельцин Б.Н. Записки президента. – М., 1994. 6. Медведев В.А. На переломном рубеже: проблема экономического самоопределения России. // Свободная мысль. – 2000. – №3. 7. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – М., 1990. 8. Рогов К.Е. Россия и современный мир // Вопросы истории. – 1994. – №3. Вопросы для обсуждения 1. Роль и место России в решении глобальных проблем современности. 2. Политика реформирования российской государственности. Административная реформа. 3. Курс на обеспечение экономического роста и перспективы социальной трансформации российского общества.
Контрольные вопросы 1. Какие проблемы современного общества характеризуются как глобальные? Почему? 2. Какие из этих проблем наиболее актуальны для России? Возможные пути их решения. 3. Как вы оцениваете место и роль России в современном мире? 4. Каково отношение России к расширению НАТО на Восток? 5. Покажите отношение России к современным международным региональным конфликтам. 6. Дайте оценку состояния отношений и перспектив в СНГ. 7. Какие противоречия в модернизации страны выявились в настоящее время? 8. С какими трудностями сталкивается правительство при реформировании общества? 9. Какие варианты модернизации России предлагаются различными политическими партиями и блоками? Какова их позиция по отношению к проводимому правительственному курсу? 10. Какими основными чертами характеризуется современное государственное строительство в России? 11. Охарактеризуйте, возможные модели будущей России.
Рекомендуемая литература 1. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.480-485. 2. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.525-559. 3. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.477-489. 4. Нарочницкая Н. Россия и русские в мировой истории. – М., 2003. 5. Шумской Н. Перспективы постсоветской интеграции и Содружества Независимых государств. // Общество и экономика. – 2000. – №11-12.
II. Аудиторная самостоятельная работа (индивидуальные занятия) Индивидуальное занятие №1 Российской цивилизации Тематика докладов 1. Мир кочевников Восточной Европы в IV-XIII вв. 2. Восточноевропейские государства в доордынский период. Волжская Булгария. 3. Золотая Орда. 4. Восточная Европа в XV-XVI вв. Казанское ханство. 5. Великое княжество Литовское.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.130 (0.014 с.) |