П/з№ 12. Социокультурная эволюция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П/з№ 12. Социокультурная эволюция



Цель – рассмотреть историю человечества в контексте УИ, познакомиться с условиями выживания и контурами будущего земной цивилизации.

1. Векторы исторической эволюции. Какие подходы о сути истории можно условно выделить?

Почему проблема прогресса в истории одна из самых сложных в науке? Остаётся ли неизменным генеральное направление УИ на уровне истории человечества? Выделяя сквозные векторы исторического прогресса, объясните: как изменялись типы цивилизаций с энергетической точки зрения? социальная организация, политические режимы, степень социальной свободы? происходил ли демографический рост, рост продолжительности жизни?

Как с развитием технологий изменялась ёмкость информационного моделирования мира? Какую роль в исторических событиях играла конкуренция между социальными системами? Почему, наращивая деструкторные способности, носитель Интеллекта должен был породить и совершенствовать новые эволюционные феномены? Что это за феномены?

Приведите примеры влияния новых идей мудрецов (Заратустры, Будды Конфуция и особенно Сократа) на общественное сознание.

Можно ли говорить о том, что Сократ “опережает” даже моральный переворот Нового Завета? Почему? Что значит “прорастание в осевое время истории”? Какие примеры свидетельствуют о необратимости эволюции нравственности?

2. Социальный прогресс: гипотеза техно-гуманитарного баланса. Что такое “инстинкт волка”, почему этот инстинкт был слабо выражен у предков человека? Кто чаще убивает себе подобных – люди или животные, как изменялось количество жертв в мировых войнах в истории: уменьшалось или увеличивалось? почему? Какой парадокс обнаружили учёные, анализируя эти вопросы?

Какие типы цивилизации в истории выделяет А.П. Назаретян? Сформулируйте гипотезу техно-гуманитарного баланса. Что происходило в истории при нарушении данного баланса?

Какова общеэволюционная схема кризисов, как преодолевается кризис? В чём суть кризисов, вызываемых орудийной, инструментальной, технологической деятельностью? Что необходимо было совершенствовать для преодоления подобных кризисов? Какие переломные эпизоды человеческой истории, связанные с выходом из антропогенных кризисов, описаны в работах А.П. Назаретяна?

Как разрешился затяжной кризис сельскохозяйственной культуры в Европе XII-XVII века? Что же всё-таки “улучшалось” в истории, что есть социальный прогресс?

3. Современный кризис и условия выживания. В чём специфика современного антропогенного кризиса? Проанализируйте военно-политический, эколого-энергетический, медико-генетический и социальный аспекты кризиса.

Что самое страшное в нынешней ситуации и почему возможны негативные прогнозы? Что подсказывает теория УИ в данном контексте? Есть ли основания для гипотез о множественности очагов жизни, Интеллекта во Вселенной и вселенском естественном отборе? Как определяются шансы землян с позиций кибернетического закона Эшби?

Что и почему необходимо кардинально изменить в системе общественной психологии? Почему исчерпала себя авторитарная мораль? Почему при сохранении религий, культового, дихотомического мышления невозможно выживание цивилизации? Что необходимо изменить в сфере отношений с природой?

Как возможно практически выполнить условия выживания интеллекта? Почему так важно реформировать систему образования, признать её самой приоритетной сферой в обществе? Какая идеология должна стать ядром новой культуры? Что писали о кризисе В.В. Налимов, Н.Н. Моисеев, А.П.Назаретян?

4. Контуры будущей цивилизации. Что и как исследует футурология? Какие существуют альтернативы будущего цивилизации в космическом масштабе (по В.В. Налимову)? Сравните футурологические выводы концепций “устойчивого развития” и УИ.

Какую цену надо будет заплатить за выживание и что может произойти с человеком как биологическим видом? Почему биологические структуры, инстинкты и мотивы на нынешнем этапе эволюции начинают превращаться в тормоз?

С какими испытаниями может столкнуться человек к концу XXI в? Какие варианты будущей эволюции человека обсуждают учёные, исходя из нынешних тенденций (Г. Хакен, Л.В. Лесков, Э. Тоффлер)? По каким направлениям может двигаться инженерная мысль?

Как могут развиваться отношения между естественным и искусственным Интеллектом (компьютером)? Почему даже в оптимальном случае выживание сопряжено с серьёзными жертвами и компромиссами? Каковы задачи ближайших поколений?

Темы докладов, к/р:

Будущее Интеллекта с точки зрения современного естествознания.

Векторы исторической эволюции (по работам А.П. Назаретяна).

Генетическая инженерия: возможности, перспективы, проблемы.

Глобалистика и футурология (по публикациям журнала Общественные науки и современность).

Глобальные проблемы и перспективы земной цивилизации.

Концепция жизни и смерти этносов Л.Н. Гумилёва в контексте УИ.

На грани третьего тысячелетия (по работам В.В. Налимова).

Насилие и мораль в истории цивилизации (по работам А.П. Назаретяна).

Право как механизм самоорганизации.

Природа и роль войн в истории (в контексте УИ).

Проблема коэволюции человека и биосферы.

Роботы и человек: перспективы коэволюции.

Роль антропогенных кризисов в истории (по А.П. Назаретяну).

Сумеет ли земная цивилизация выжить?

Человек и компьютер: что дальше?

Человек и ноосфера (по работам Н.Н. Моисеева).

Эволюция феномена нравственности и экологический императив.

Экономика и экология: будущее цивилизации.

Экономика с позиций универсального эволюционизма.

П\з№ 13. Человек: среда, сознание и здоровье

Цель – познакомиться с контурами новой холистической концепцией человека и моделями его сознания.

1. Человек: наследственность и среда. Дайте характеристику человеку как представителю животного царства. В чём уникальность человека в сравнении с животными? Какова основа человеческого разнообразия?

В чём видел истоки человеческой природы и разнообразия Р. Левонтин?

На что в контексте проблемы наследственность-среда обращает внимание В.П. Эфроимсон? Какое значение имеют сверхранние впечатления детства?

О чём идёт речь в книге Ф. Капры Уроки мудрости: какие изменения в понимании человека происходят в современной науке? что значит холистическое и экологическое восприятие человека?

Что понимает под термином режим Ф. Спир? Что изучает этология? Какие биоэтические проблемы существуют в современном обществе?

Каковы основные идеи создателей космического естествознания К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского? Какие положения космического естествознания впервые научно обосновал А.Л. Чижевский? Какую науку он создал, какие зависимости впервые выявил? В чём состоит значение его работ для современной науки?

Как А.Л. Чижевский относился к астрологии? Какие принципы астрологии получили естественнонаучное подтверждение? Что изучает и на чём основывается древнейшая наука астрология (Д. Редиер, А. Бейли), почему астрологии отказывают в научности?

2. Модели сознания человека. Кто и когда начал экспериментально изучать сознание? В чём суть модели структуры сознания З. Фрейда?

Что понимает под сознанием человека Ф. Капра? Каковы исходные посылки вероятностной модели сознания В.В. Налимова? Что есть сознание по В.В. Налимову и какую структуру оно имеет? каковы структурные составляющие личности в его концепции?

Что изучает С. Гроф и какие области охватывает его картография бессознательного? Какие выводы можно сделать на основании экспериментов С. Грофа? Что изучает трансперсональная психология?

Почему, несмотря на возможности экспериментального исследования сознания, для науки сознание по-прежнему остаётся тайной?

3. Холистическая концепция здоровья. Что сегодня свидетельствует о сдвиге в сторону новой медицины? Что изучает валеология? На чём основано новое восприятие природы человека, его здоровья и болезней? Как понимается здоровье, болезнь в новой концепции здоровья?

Какие факторы влияют на здоровье?

Каковы основные параметры новой медицины?

Как проявляются взаимовлияния физиология-психика? В чём состоят принципиальные отличия методов официальной медицины и принципов естественной терапии? Какова роль питания в естественной терапии?

Как действуют исцеляющие силы, присущие каждому живому организму? При каких условиях организм человека может охватить процесс самотрансформации, выхода за собственные границы? Согласно Г. Бэйтсону, движущей силой самоорганизации организма является психический процесс, на чём основан такой вывод, что это означает? Как в новой концепции видится проблема жизнь-смерть?

Темы докладов, к/р:

Анатомические и физиологические особенности человека.

Бессознательное: новые перспективы в исследовании внутреннего мира.

Биосфера, человек и космические циклы.

Биоэтические проблемы в современном обществе.

Влияние солнечной активности на социальные процессы.

Влияние космоса на физиологию человека.

Глобалистика и футурология (по материалам журнала Общественные науки и современность).

Голодание и здоровье.

Здоровье и продолжительность жизни: факторы, теории.

Идеи И. Пригожина в экономике.

Клонирование: достижения, перспективы, проблемы.

Космическое естествознание: К. Циолковский, А. Чижевский.

Модели сознания (З. Фрейд, В.В. Налимов, С. Гроф).

Сверхвозможности мозга и сознания человека (по работам Н.П. Бехтеревой).

Науки о здоровье.

Проблема жизнь-смерть: научный и философский аспекты.

Социальные приложения теорий самоорганизации.

Старение: факторы и теории.

Теории “правильного” питания.

Трансперсональная психология: новые идеи и творцы.

Физиология труда: пределы работоспособности, тренировка и адаптация.

Человек как биосоциальный феномен.

Человек как космический феномен.

Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.

Эксперименты по изучению природы сознания человека.

Этология и человек.

П/з№ 14-15. Заключение: на пути к целостной культуре

Цель – провести “круглые столы” и обсудить проблемы будущего культуры.

Вопросы для обсуждения, темы докладов, к/р.

Подходы к анализу развития культуры.

Узкое восприятие реальности как главный фактор “излома культуры”.

Синтетически-эволюционная теория лимитизма К.Ф. Жакова.

Проблема раздробленности науки, философии, религии (по П.А. Сорокину).

Этноэкология В.П. Налимова: история и современность.

Культура и её функции в обществе (по В.В. Налимову).

Размышления В.В. Налимова над проблемой трансформации культуры.

Религия и наука: возможен ли диалог?

Философия и закат культуры, роль и будущее философии.

Самоорганизация в искусстве.

Наука: проблемы и перспективы развития.

О существовании странных явлений, которые не может объяснить наука.

Теория УИ и синергетика: возможен ли полилог компонент культуры?

О конвергенции естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры.

Новая гуманная культура как фактор спасения Земли и человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.144.39 (0.024 с.)