С позиций универсальной ИСТОРИИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С позиций универсальной ИСТОРИИ



 

Методические указания и планы практических занятий

(для гуманитарных факультетов)

 

 

 

Сыктывкар 2001

 

 

Федорович Игорь Вячеславович,

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и культурологии.

 

 

Тематика практических занятий дисциплины Концепции современного естествознания излагается с позиций нового междисциплинарного направления универсальная история.

Теория универсальной истории моделирует эволюцию Вселенной от Большого взрыва и космофизической эволюции до возникновения жизни, антропосоциогенеза и человеческой истории. Такой подход позволяет связать разделы естествознания со стадиями универсальной истории Вселенной и представить современное естествознание как Одну Науку об истоках, становлении, будущем человека.

Для студентов гуманитарных факультетов дневной формы обучения.

 

Утверждено к печати учебно-методической комиссией

гуманитарного факультета Сыктывкарского госуниверситета

© И.В. Федорович, 2001

© Сыктывкарский госуниверситет, 2001


Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке

В такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя

естествознание: это будет одна наука.

К. Маркс

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Дисциплина Концепции современного естествознания (КСЕ) – представляет собой не избранные главы из физики и космологии, химии и биологии, экологии и психологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе историко-философского, эволюционного и гуманистического подходов к современному естествознанию. Архитектоника курса сформирована в соответствии с логикой универсальной истории (УИ), что позволяет рассмотреть конкретные разделы естествознания в связи со стадиями эволюции Вселенной.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) в контексте УИ:

X Новая парадигма образования: цивилизация в начале третьего тысячелетия – причины и пути выхода из кризиса; естествознание и гуманитарная научная компоненты науки; проблемы современной культуры.

X История естествознания: наука – метод, структура познания; закон сохранения энергии и принцип роста энтропии; необратимость времени; динамические и статистические законы; корпускулярная и континуальная концепции; пространство-время; взаимодействие: близко- и дальнодействие; принципы суперпозиции, относительности, неопределённости, дополнительности; панорама современного естествознания.

X Теория УИ: порядок и беспорядок в природе; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; структурные уровни организации материи; законы сохранения; тенденции развития.

X Космофизическая эволюция: хаос и космос; микро-, макро- и мегамиры; квантовая лестница и этапы космической эволюции; принципы симметрии; антропный космологический принцип.

X Химическая эволюция: химические системы; энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; открытые автокаталитические системы; высший химизм – органогены и макромолекулы; гиперцикл.

X Эволюция биосферы: особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; этапы эволюции форм жизни; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; факторы эволюции биосферы; генетика и эволюция; природа психики.

X Антропосоциогенез и эволюция человека: переходные формы от приматов к человеку; факторы антропосоциогенеза; наследственность и среда; модели сознания; физиология и здоровье; эмоции, творчество и работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; на пути к новой целостной культуре.

ЦЕЛЬ КУРСА

Дисциплина КСЕпредназначена для преподавания на гуманитарных факультетах и должна способствовать получению широкого базового высшего образования. Цель (сверхзадачи) курса:

X содействие наметившейся в современном интеллектуальном мире тенденции сближения, синтеза естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры;

X формирование целостного научного взгляда на мир как на самоорганизующееся и эволюционирующее многообразие структур.

В новой парадигме образования, ориентированной на целостное восприятие мира, актуальные проблемы и развитие творческой личности, данный курс занимает особое место.

Во первых, это единственная дисциплина, в которой раскрывается логика УИ Вселенной от “Большого взрыва” до образования микро- и мегамиров неживой материи, от самоорганизации химических систем до одноклеточных и многоклеточных форм жизни, от роста разнообразия биосферной организации до психического отражения, от антропосоциогенеза до социально-исторической стадии, проблем современного общества и анализа новой концепции человека.

Во вторых, логика УИ (причины, условия, векторы и критерии прогрессивной УИ) позволяет реализовать в данном курсе идею трансдисциплинарности, синтезировать естественнонаучное и гуманитарное знание в одну науку, науку о человеке. В данном контексте жизнь, психика, интеллект, нравственность и культура оказываются такими же эволюционными феноменами, как и кварки, звёзды, молекулы или гиперциклы, а история человечества представлена как фаза УИ. Эволюционная константа придает естествознанию гуманитарный характер, что позволяет говорить о междисциплинарной стратегии формирующейся единой науки – гуманитарного эволюционного естествознания.

В третьих, критичное размышление над уроками истории природы и общества, ценностями и ориентирами человеческой жизни, обсуждение перспектив развития Вселенной и Интеллекта являются важнейшими условиями формирования духовного мира личности. Личности, осознающей своё достоинство и место в мире, цели и смысл своей жизни и социальной активности, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать взвешенные решения.

В четвёртых, в условиях кризиса земной цивилизации нет более важной задачи образования, чем выяснить перспективы Интеллекта и условия выживания цивилизации на основе логики УИ. Одним из важнейших выводов междисциплинарных исследований, в новом свете раскрывающем эволюционную роль нынешних кризисов, является закон о зависимости между информационным объёмом, инструментальной мощью, морально-этическими качествами и выживанием Интеллекта, который должен сегодня стать гуманистическим ориентиром для всего мирового сообщества.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Авторскую интерпретацию курса, используемую литературу можно найти в:

X учебном пособии Федоровича И.В., Шеболкиной Е.П. Естествознание с позиций УИ. Под редакцией Л.И. Иржака, Сыктывкар, 2001;

X сборнике статей УИ: междисциплинарные подходы. Под редакцией Е.П. Шеболкиной, Сыктывкар, 2001.

Для самостоятельной работы рекомендуются:

q статьи и книги П. Девиса, Ф. Капры, Э. Ласло, К. Лоренца, Н.Н. Моисеева, В.В. Налимова, А.П. Назаретяна, И. Пригожина, В.С. Стёпина, Г. Хакена, С. Хокинга;

q междисциплинарный журнал Российской академии наук Общественные науки и современность;

q журналы Вопросы философии, Философские науки, Знание – сила, Человек, Наука и жизнь, В мире науки, Природа, Соросовский образовательный журнал.

Классическими работами по УИ являются книги В.И. Вернадского Живое вещество, Научная мысль как планетное явление; П.Т. де Шардена Феномен человека; Э. Янча Самоорганизующаяся Вселенная; Н.Н. Моисеева Человек и ноосфера, Расставание с простотой; В.В. Налимова Разбрасываю мысли; А.П. Назаретяна Интеллект во Вселенной. Истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса,Цивилизационные кризисы в контексте УИ (синергетика, психология и футурология); сборник УИ: междисциплинарные подходы. Переведены и напечатаны в журнале Общественные науки и современность статьи по УИ Э. Янча, Ф. Спира и Д. Кристиана (Янч 1999; Спир 1999; Кристиан 2001).

ЛЕКЦИИ И ТЕСТЫ

Практика показывает: принцип свободного посещения занятий, особенно на 1-2-ом курсах, негативно сказывается на уровне знаний. В целях положительной компенсации этого момента – разрешается пользоваться собственными конспектами лекций, учебного пособия и первоисточников на практических занятиях (п\з), при сдаче тестов на зачёте и экзамене. При ответе на п\з и сдаче тестов нельзя пользоваться учебным пособием! Тесты составлены на основе текста учебного пособия, вопросов к п/з и вопросов, разбираемых на лекциях. Пример: главным критерием прогресса в УИ является: А – рост организационной сложности; В – более высокая устойчивость к факторам среды; С – новое качество информационного моделирования; D – более эффективный способ использования энергии. Один из вариантов правильный.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

В целях мотивации активного участия в п\з устанавливается следующий порядок оценки работы (содержание лекций и п\з не перекрываются на 100%, поэтому рекомендуется самостоятельно читать и конспектировать учебное пособие и первоисточники):

X на каждом п\з оценивается участие всех студентов группы в обсуждении вопросов п/з, оценки носят положительный (баллы-плюсы), нулевой (присутствовал, но себя не “проявил (а)”) и отрицательный (спросили – не ответил (а), получил (а) балл-минус) характер;

X после обсуждения каждого вопроса студенты имеют возможность дополнить или задать дополнительные вопросы;

X оцениваются любые дополнения, выступления по содержанию обсуждаемой темы и особенно – умение выявить проблему и задавать вопросы;

X “чистое” чтение недопустимо, ответ должен быть самостоятельным!

X по окончании каждого семестра студентам выставляется оценка за работу на п/з, при этом студентам, получившим на основе суммы баллов-плюсов оценки отлично, хорошо или удовлетворительно, зачёт и экзамен ставится “автоматом”;

X студенты, пропустившие по неуважительной причине более 2-х п/з в семестре, систематически пропускающие лекции или не работающие на п/з, сдают зачёт, экзамен в форме тестирования;

X при пропусках п/з по уважительной причине необходимо поставить в известность преподавателя и отчитаться по теме п\з можно конспектами лекций, пособия, первоисточников.

ДОКЛАД

Каждый студент на одном п/з должен сделать доклад по теме контрольной работы (к\р) или по любой самостоятельно выбранной теме, связанной с темой п/з или независимо от неё.

Подготовка доклада:

X исходя из собственных интересов, возможностей, выбрать тему и найти литературу;

X продумать логику изложения и записать основные тезисы выступления;

X недопустимо читать доклад, особенно с готовых записей или статей – такой доклад не будет оцениваться или будет оцениваться на удовлетворительно;

X рассказывать необходимо “своими” словами, используя собственные тезисы;

X время выступления 5-7 минут, не должно превышать 10 минут!

X после доклада студенты могут задать докладчику вопросы;

X порядок докладов устанавливается преподавателем (2-3 доклада на п/з).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.024 с.)