Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С позиций универсальной ИСТОРИИ↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Методические указания и планы практических занятий (для гуманитарных факультетов)
Сыктывкар 2001
Федорович Игорь Вячеславович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии.
Тематика практических занятий дисциплины Концепции современного естествознания излагается с позиций нового междисциплинарного направления универсальная история. Теория универсальной истории моделирует эволюцию Вселенной от Большого взрыва и космофизической эволюции до возникновения жизни, антропосоциогенеза и человеческой истории. Такой подход позволяет связать разделы естествознания со стадиями универсальной истории Вселенной и представить современное естествознание как Одну Науку об истоках, становлении, будущем человека. Для студентов гуманитарных факультетов дневной формы обучения.
Утверждено к печати учебно-методической комиссией гуманитарного факультета Сыктывкарского госуниверситета © И.В. Федорович, 2001 © Сыктывкарский госуниверситет, 2001 Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке В такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука. К. Маркс ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ Дисциплина Концепции современного естествознания (КСЕ) – представляет собой не избранные главы из физики и космологии, химии и биологии, экологии и психологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе историко-философского, эволюционного и гуманистического подходов к современному естествознанию. Архитектоника курса сформирована в соответствии с логикой универсальной истории (УИ), что позволяет рассмотреть конкретные разделы естествознания в связи со стадиями эволюции Вселенной. Государственный образовательный стандарт (ГОС) в контексте УИ: X Новая парадигма образования: цивилизация в начале третьего тысячелетия – причины и пути выхода из кризиса; естествознание и гуманитарная научная компоненты науки; проблемы современной культуры. X История естествознания: наука – метод, структура познания; закон сохранения энергии и принцип роста энтропии; необратимость времени; динамические и статистические законы; корпускулярная и континуальная концепции; пространство-время; взаимодействие: близко- и дальнодействие; принципы суперпозиции, относительности, неопределённости, дополнительности; панорама современного естествознания. X Теория УИ: порядок и беспорядок в природе; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; структурные уровни организации материи; законы сохранения; тенденции развития. X Космофизическая эволюция: хаос и космос; микро-, макро- и мегамиры; квантовая лестница и этапы космической эволюции; принципы симметрии; антропный космологический принцип. X Химическая эволюция: химические системы; энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; открытые автокаталитические системы; высший химизм – органогены и макромолекулы; гиперцикл. X Эволюция биосферы: особенности биологического уровня организации материи; принципы воспроизводства и развития живых систем; этапы эволюции форм жизни; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; факторы эволюции биосферы; генетика и эволюция; природа психики. X Антропосоциогенез и эволюция человека: переходные формы от приматов к человеку; факторы антропосоциогенеза; наследственность и среда; модели сознания; физиология и здоровье; эмоции, творчество и работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; на пути к новой целостной культуре. ЦЕЛЬ КУРСА Дисциплина КСЕпредназначена для преподавания на гуманитарных факультетах и должна способствовать получению широкого базового высшего образования. Цель (сверхзадачи) курса: X содействие наметившейся в современном интеллектуальном мире тенденции сближения, синтеза естественнонаучной и гуманитарной компонент культуры; X формирование целостного научного взгляда на мир как на самоорганизующееся и эволюционирующее многообразие структур. В новой парадигме образования, ориентированной на целостное восприятие мира, актуальные проблемы и развитие творческой личности, данный курс занимает особое место. Во первых, это единственная дисциплина, в которой раскрывается логика УИ Вселенной от “Большого взрыва” до образования микро- и мегамиров неживой материи, от самоорганизации химических систем до одноклеточных и многоклеточных форм жизни, от роста разнообразия биосферной организации до психического отражения, от антропосоциогенеза до социально-исторической стадии, проблем современного общества и анализа новой концепции человека. Во вторых, логика УИ (причины, условия, векторы и критерии прогрессивной УИ) позволяет реализовать в данном курсе идею трансдисциплинарности, синтезировать естественнонаучное и гуманитарное знание в одну науку, науку о человеке. В данном контексте жизнь, психика, интеллект, нравственность и культура оказываются такими же эволюционными феноменами, как и кварки, звёзды, молекулы или гиперциклы, а история человечества представлена как фаза УИ. Эволюционная константа придает естествознанию гуманитарный характер, что позволяет говорить о междисциплинарной стратегии формирующейся единой науки – гуманитарного эволюционного естествознания. В третьих, критичное размышление над уроками истории природы и общества, ценностями и ориентирами человеческой жизни, обсуждение перспектив развития Вселенной и Интеллекта являются важнейшими условиями формирования духовного мира личности. Личности, осознающей своё достоинство и место в мире, цели и смысл своей жизни и социальной активности, а потому ответственной за свои поступки и способной принимать взвешенные решения. В четвёртых, в условиях кризиса земной цивилизации нет более важной задачи образования, чем выяснить перспективы Интеллекта и условия выживания цивилизации на основе логики УИ. Одним из важнейших выводов междисциплинарных исследований, в новом свете раскрывающем эволюционную роль нынешних кризисов, является закон о зависимости между информационным объёмом, инструментальной мощью, морально-этическими качествами и выживанием Интеллекта, который должен сегодня стать гуманистическим ориентиром для всего мирового сообщества. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Авторскую интерпретацию курса, используемую литературу можно найти в: X учебном пособии Федоровича И.В., Шеболкиной Е.П. Естествознание с позиций УИ. Под редакцией Л.И. Иржака, Сыктывкар, 2001; X сборнике статей УИ: междисциплинарные подходы. Под редакцией Е.П. Шеболкиной, Сыктывкар, 2001. Для самостоятельной работы рекомендуются: q статьи и книги П. Девиса, Ф. Капры, Э. Ласло, К. Лоренца, Н.Н. Моисеева, В.В. Налимова, А.П. Назаретяна, И. Пригожина, В.С. Стёпина, Г. Хакена, С. Хокинга; q междисциплинарный журнал Российской академии наук Общественные науки и современность; q журналы Вопросы философии, Философские науки, Знание – сила, Человек, Наука и жизнь, В мире науки, Природа, Соросовский образовательный журнал. Классическими работами по УИ являются книги В.И. Вернадского Живое вещество, Научная мысль как планетное явление; П.Т. де Шардена Феномен человека; Э. Янча Самоорганизующаяся Вселенная; Н.Н. Моисеева Человек и ноосфера, Расставание с простотой; В.В. Налимова Разбрасываю мысли; А.П. Назаретяна Интеллект во Вселенной. Истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса,Цивилизационные кризисы в контексте УИ (синергетика, психология и футурология); сборник УИ: междисциплинарные подходы. Переведены и напечатаны в журнале Общественные науки и современность статьи по УИ Э. Янча, Ф. Спира и Д. Кристиана (Янч 1999; Спир 1999; Кристиан 2001). ЛЕКЦИИ И ТЕСТЫ Практика показывает: принцип свободного посещения занятий, особенно на 1-2-ом курсах, негативно сказывается на уровне знаний. В целях положительной компенсации этого момента – разрешается пользоваться собственными конспектами лекций, учебного пособия и первоисточников на практических занятиях (п\з), при сдаче тестов на зачёте и экзамене. При ответе на п\з и сдаче тестов нельзя пользоваться учебным пособием! Тесты составлены на основе текста учебного пособия, вопросов к п/з и вопросов, разбираемых на лекциях. Пример: главным критерием прогресса в УИ является: А – рост организационной сложности; В – более высокая устойчивость к факторам среды; С – новое качество информационного моделирования; D – более эффективный способ использования энергии. Один из вариантов правильный. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В целях мотивации активного участия в п\з устанавливается следующий порядок оценки работы (содержание лекций и п\з не перекрываются на 100%, поэтому рекомендуется самостоятельно читать и конспектировать учебное пособие и первоисточники): X на каждом п\з оценивается участие всех студентов группы в обсуждении вопросов п/з, оценки носят положительный (баллы-плюсы), нулевой (присутствовал, но себя не “проявил (а)”) и отрицательный (спросили – не ответил (а), получил (а) балл-минус) характер; X после обсуждения каждого вопроса студенты имеют возможность дополнить или задать дополнительные вопросы; X оцениваются любые дополнения, выступления по содержанию обсуждаемой темы и особенно – умение выявить проблему и задавать вопросы; X “чистое” чтение недопустимо, ответ должен быть самостоятельным! X по окончании каждого семестра студентам выставляется оценка за работу на п/з, при этом студентам, получившим на основе суммы баллов-плюсов оценки отлично, хорошо или удовлетворительно, зачёт и экзамен ставится “автоматом”; X студенты, пропустившие по неуважительной причине более 2-х п/з в семестре, систематически пропускающие лекции или не работающие на п/з, сдают зачёт, экзамен в форме тестирования; X при пропусках п/з по уважительной причине необходимо поставить в известность преподавателя и отчитаться по теме п\з можно конспектами лекций, пособия, первоисточников. ДОКЛАД Каждый студент на одном п/з должен сделать доклад по теме контрольной работы (к\р) или по любой самостоятельно выбранной теме, связанной с темой п/з или независимо от неё. Подготовка доклада: X исходя из собственных интересов, возможностей, выбрать тему и найти литературу; X продумать логику изложения и записать основные тезисы выступления; X недопустимо читать доклад, особенно с готовых записей или статей – такой доклад не будет оцениваться или будет оцениваться на удовлетворительно; X рассказывать необходимо “своими” словами, используя собственные тезисы; X время выступления 5-7 минут, не должно превышать 10 минут! X после доклада студенты могут задать докладчику вопросы; X порядок докладов устанавливается преподавателем (2-3 доклада на п/з).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.012 с.) |