П/з№ 9-10. Эволюция биосферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П/з№ 9-10. Эволюция биосферы



Цель – понять феномен жизни, выявить факторы и методы изучения биологической эволюции, познакомиться с высшим достижением биологической эволюции – психикой и рассмотреть предпосылки антропосоциогенеза.

1. Жизнь как этап универсальной истории. Какое место занимает биология в современном естествознании, и какие проблемы биологии не решены? Какие “образы” в истории развития биологии можно выделить?

Какие определения жизни Вы знаете, и какие традиционные признаки живой материи свойственны биологическим системам? Какое свойство жизни, отличное от мира неживого, было открыто Л. Пастером?

Почему основой для построения целостной теории жизни, возможно, станет теория УИ? Как надо понимать жизнь с позиций УИ? Какой подход к пониманию жизни развивали Э.С. Бауэр в книге Теоретическая биология, Э. Шрёдингер в книге Что такое жизнь? Как понимали жизнь В.В. Налимов и П.А. Анохин?

Как проявлялись универсальные критерии прогресса на уровне живого? Прокомментируйте определение жизни Н.Ф. Реймерса с позиций теории УИ: почему жизнь надо понимать как закономерный этап УИ?

2. Происхождение и древо жизни. Раскройте содержание концепций происхождения жизни в истории науки. Какой концепции придерживался В.И. Вернадский, почему? Какая теория и почему согласуется с эмпирическими данными современного естествознания?

Какие методы помогают реконструировать палеонтологическое древо жизни? Когда началась одноклеточная жизнь на Земле, какими были первые организмы? Как повлияло появление фототрофов на изменение поверхности и атмосферы Земли? Как, когда и в результате чего появляются первые эукариоты и многоклеточные?

Укажите появление основных групп живых организмов в Палеозое, Мезозое и Кайнозое: как и когда появляются хордовые, насекомые, первые растения и наземные, динозавры и птицы, “расцветают” млекопитающие? Когда приматы дивергируют от насекомоядных, а путь развития человеческих гоминид отделяется от приматов?

С какими проблемами сталкиваются учёные при попытках объяснить происхождение жизни, палеонтологические находки?

3. Уровни организации жизни. Какие уровни организации материи различает современная наука?

Что исследуют учёные на молекулярно-генетическом уровне организации жизни, какие процессы происходят на данном уровне? Как решают проблему происхождения и эволюции биологического языка? Что такое вирус, как функционируют вирусы? Каковы возможности и перспективы генетической инженерии?

Что означает термин онтогенез? Что называется онтогенетическим уровнем организации живого, и какие проблемы исследуются на этом уровне?

Что такое популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема? Какие проблемы изучают на популяционно-видовом и биогеоценотическом уровнях? Что изучает этология?

В чём основная суть учения В.И. Вернадского о биосфере, какие типы трофии существуют? Какова суть учения П.Т. де Шардена о ноосфере?

4. Уровни и методы изучения биологической эволюции. Какие уровни эволюции различает современная синтетическая теория биологической эволюции?

Что такое микроэволюция, каковы основные понятия и методы популяционной генетики? Каковы основные экологические характеристики популяции? Что утверждает закон Харди-Вайнберга? Что является результатом микроэволюции?

Что такое биологический вид? Каковы критерии, структура вида? Почему вид изолирован? Какие существуют типы видообразования?

Как реконструируют макроэволюцию? Что изучает палеонтология? Приведите примеры эволюционных рядов. Какими методами изучают макроэволюцию, приведите конкретные примеры.

С какими проблемами сталкивается современная теория биологической эволюции? Какова роль методов компьютерного моделирования?

5. Факторы биологической эволюции. В чём суть теории естественного отбора Ч. Дарвина, как был им показан рациональный смысл телеологии? С чем была связана критика дарвинизма и когда начинается период синтеза с генетикой? Как теория Дарвина уточняется с позиций данных современной науки (кибернетической теории систем и энергетики, генетики и экологии)? Какие типы отбора выделяют в синтетической теории биологической эволюции?

Каковы другие причины диверсификации и эволюции биосферы, кроме естественного отбора? Что является условием сохранения биосферы? Почему для её охранения требовались и прогрессивные изменения?

Вспомните следствия закона роста энтропии. Какова в этом контексте природа экологических кризисов, обусловленных этой зависимостью? Как преодолевались такие кризисы?

Каковы критерии биологического прогресса, можно ли выделить главный критерий?

6. Природа психики и предпосылки антропосоциогенеза. Как эволюционировали формы отражения живых организмов, что стало “вершиной” эволюции? Каковы природа и функции психической формы отражения?

С помощью каких экспериментов исследовалась природа психики? Что является главным эволюционным достижением, связанным с возникновением психики? Какой новый тип вещественно-энергетических отношений субъекта со средой возникает в эволюции?

Что такое Интеллект с точки зрения диалектики энергетических и информационных процессов? В чём проявляется ограниченность психического отражения?

Каковы биологические и социальные предпосылки антропосоциогенеза? Когда происходит дивергенция насекомоядные–приматы? Какие параметры приматов изменялись в ходе эволюции?

Темы докладов, к/р:

Биология в современном естествознании.

Физиология высшей нервной деятельности.

Генетика и эволюция.

Дарвинизм и современная наука.

Законы термодинамики и живые системы.

Иммунная система человека.

Иерархичность и уровни организации живых систем.

Микробиология как наука.

Мутации как фактор эволюции.

Обратные связи в живых системах.

Основные принципы и концепции экологии.

Палеонтология: достижения и проблемы.

Природа психического отражения.

Прокариоты и эукариоты: строение и происхождение.

Ранние формы жизни.

Развитие эволюционных идей в биологии.

Синтетическая теория биологической эволюции.

Строение ДНК и РНК. Генетический код и его свойства.

Эволюционизм и креационизм: за и против.

Эволюция двигательных систем.

Эволюция приматов.

Эволюция ранних форм жизни.

Экологические кризисы в природе.

Эритроциты: строение и функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.008 с.)