ТОП 10:

ТЕМА: СССР В ГОДЫ НЭП. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ТОТАЛИТАРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



(1921-1927 гг.)

План

1. Новая экономическая политика (нэп) как частичный отказ РКП(б) от некоторых марксистских положений о социализме.

2. Политика советской власти по развитию мировой социалистической революции.

3. Приход Сталина к власти. Внутрипартийная борьба.

По первому вопросу рассмотреть логику отказа от наиболее одиозных концепций марксизма:

· Весной 1921 г. решили восстановить товарно-денежные отношения между городом и деревней, допустив свободное предпринимательство крестьян.

· Поскольку крестьянину в обмен на продовольствие нужны промышленные товары, постольку вынуждены разрешить частное предпринимательство и в городе.

· Пришлось восстановить и денежное обращение, обеспечив золотое содержание червонцу.

· Об отмирании государства вопрос уже не ставился.

Оперируя современной терминологией, вожди частично возвратили Россию к рыночным отношениям. И за четыре года, как указано в решениях XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) страна восстановила довоенный экономический потенциал.

По второму вопросу показать:

· Отличие взглядов Маркса и Ленина на возможность победы социалистической революции в одной стране.

· Брестский мир («похабный») в контексте развития мировой революции.

· Военные операции Красной армии в 1920-1922 гг. по экспорту революции в бывшие «окраины» империи (Польшу, Украину, Закавказье, Среднюю Азию и др.).

· Финансовую помощь турецким революционерам с целью перерастания буржуазной революции в социалистическую.

· Надежды на социалистическую революцию в Индии, Китае.

· Раппальский мирный договор с Германией (1922 г.) как прорыв дипломатической блокады Советской России и начало помощи СССР в восстановлении германского милитаризма как одного из рычагов развития мировой социалистической революции.

По третьему вопросу раскрыть:

· Основные черты складывающей советской политической системы, основанной на марксистских концепциях: диктатуры пролетариата, отмирания государства, обострения классовой борьбы, руководящей роли коммунистической партии.

· Образование СССР и Конституцию 1922 г.

· Решение ХII съезда ВКП(б) об учреждении новой должности (технической) генерального секретаря ЦК.

· Мнение Ленина о Сталине и других руководителях («Письмо к съезду»).

· Мнение Троцкого о Сталине и его стремлении поставить партийный аппарат над партией. Установление единоличной власти Сталина к началу 30-х годов.

· Сущность внутрипартийной борьбы в 1921 г., 1923 г., 1925 г. 1927 г., 1929 г. (подлинная и мнимая, декларируемая историками КПСС).

· Массовые репрессии 30-40-х годов, как закономерный результат реализации марксистских теоретических положений: о диктатуре пролетариата, об обострении классовой борьбы, о политической монополии коммунистической партии.

· Оформление в СССР тоталитаризма (установление полного контроля государства над всеми формами жизни общества).

Темы рефератов:

1. Истинный смысл борьбы с «антипартийными группировками» в 20-е годы.

2. Российская интеллигенция как объект преследования советской власти.

1. Интерпретация практики строительства социализма через повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Литература (основная):

1. Борисова, Л. НЭП в зеркале показательных процессов по взяточничеству и хозяйственным преступлениям //Отечественная история. - 2006. - № 1.

2. Боффа, Дж. История Советского Союза. В 2 т. – М., 1990. - Т. 1.

3. Карр, Э. История советской России. Большевистская революция 1917-1923. - М., 1990.

4. Куликова, Г. Из истории формирования культа личности Сталина.// Отечественная история. – 2006. - № 1.

5. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. - Томск, 2006.

6. Такер, Р. Сталин. Путь к власти 1879-1929 гг. - М., 1990.

7. Хоскинг, Джефри. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995.

Литература (дополнительная):

1. Горинов, М. НЭП: поиски путей развития. - М., 1990.

2. Новейшая история Отечества, XX век, в 2 т. - М., 1999. - Т.1

3. Соколов, А. Курс советской истории 1917-1940 гг. - М., 1999.

4. Соколов, Б. Сталин. Власть и кровь. - М., 2006.

5.Суровая драма народа. Ученые и публицисты о периоде сталинизма. - М., 1989.

6. Упадышев, Н. От Соловков к ГУЛАГу: зарождение советской лагерной системы //Отечественная история. - 2006. - № 6.

 

ТЕМА: ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В СССР. ОФОРМЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (20-30-е годы)

План

1. Индустриализация в контексте модернизации советской экономики.

2. Строительство Большого Кузбасса.

3. Коллективизация сельского хозяйства как национальная катастрофа.

4. Свидетельства очевидцев о ходе и результатах коллективизации в Кузбассе.

По первому вопросу изложить:

· Решение ХIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) об индустриализации, как развитии тяжелой промышленности.

· Цивилизационное понимание индустриализации, как основы для модернизации всего народного хозяйства.

· Декларируемые советской историографией источники быстрых темпов индустриализации: преимущество социалистической системы ведения народного хозяйства, трудовой энтузиазм трудящихся, внутрипромышленные накопления.

· Действительные источники «большого скачка» в виде экономического и внеэкономического принуждения: трудовая повинность (указы 1932 г. и 1940 г. о трудовой дисциплине, фабрично-заводском обучении (ФЗО) и др.); ГУЛАГ; нормированное снабжение; низкая заработная плата; почти полное игнорирование социальной сферы.

· Концепцию отдельных современных российских историков о том, что социалистическая индустриализация в действительности имела задачу создания мощного военно-промышленного комплекс СССР, как материальной базы мировой социалистической революции. Что считать её в качестве модернизации можно лишь условно (не индустриализировано сельское хозяйство, сфера обслуживания, сфера быта и др.).

По второму вопросу раскрыть:

· Военно-стратегическое значение Урало-Кузбасса.

· Сеть ГУЛАГа в Кузбассе (как источник бесплатной рабочей силы).

· Удельный вес спецпереселенцев в составе рабочего класса Кузбасса.

· Положение завербованных рабочих на стройках КМК, шахтах.

· Материальный уровень кузбассовцев на стройках и предприятиях: зарплата (в десятки раз ниже капстран), нормированное снабжение продовольствием и предметами потребления (на грани физического выживания), голод, развитие подсобных хозяйств предприятий и личных хозяйств рабочих.

· Подлинную сущность социалистического соревнования и ударничества.

· Эксплуатацию трудовой культуры россиян.

· Рабочий день кузбассовца, отдых и уровень его обеспеченности социальными благами в свете прибавочной теории К.Маркса о необходимом, прибавочном времени, общественной собственности как основного источника материального благополучия человека при социализме.

По третьему вопросу изучить:

· Решение ХV съезда ВКП(б) (1927 г.) о курсе партии на коллективизацию сельского хозяйства.

· Указание Сталина (январь 1928 г.) на насильственное изъятие хлеба у крестьян (как в период продразверстки) с целью преодоления сложившегося продовольственного кризиса.

· Решение Ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) (1929 г.) о переходе к политике сплошной коллективизации.

· Постановление ЦК ВКП(б) (5 января 1930 г.), продекларировавшее ненасильственные методы коллективизации и её сроки по районам страны.

· Постановление ЦК ВКП(б) (14 марта 1930 г.), продекларировавшее осуждение «искривлений» и «перегибов» линии партии.

· Законы 1932 г. (о прописке и паспортах, норме трудодней колхозника, хищении социалистической собственности и др.), закрепостивших крестьян в колхозах и определивших массовое поступление колхозников в ГУЛАГ.

· Устав сельскохозяйственной артели (1935 г.), продекларировавший широкие права колхозников на фоне массовых репрессий крестьянства.

· Падение производительных сил деревни.

· Падение трудовой культуры крестьян, морали и нравственности.

· Утрата народных традиций и обычаев.

По четвертому вопросу использовать свидетельства очевидцев коллективизации в Кузбассе, собранных студентами академии в период 1927-2003 г. по рассказам своих бабушек и дедушек. Выяснить:

· Формы и методы насилия над крестьянами при создании колхозов.

· Как складывалась судьба крестьян, ссылаемых в отдаленные районы страны?

· Хозяйствование в колхозах под руководством председателей из местной бедноты или присланных из города рабочих.

· Организацию труда колхозников и их детей «от зари до зари».

· Снабжение по трудодням и необходимость колхозников «приворовывать».

· Ведение личного хозяйства колхозниками и тяжелое налоговое бремя на них в свете теории прибавочной стоимости К.Марса о необходимом и прибавочном времени.

· Деградацию трудовой культуры колхозников.

· Падение нравственной культуры жителей деревни и города.

· Утрата основных черт народной культуры (религиозной морали, праздничной обрядовости, песенного творчества, уважение традиций, почтение старины).

Сделать вывод, исходя из теории А.Тойнби (гармоничного сочетания материального и духовного) - коллективизация не только остановила, но и отбросила страну назад в цивилизационном процессе. Как каннибальство нельзя рассматривать в качестве улучшения режима питания, так и советскую индустриализацию и коллективизацию нельзя квалифицировать в качестве модернизации советской экономики.

Темы рефератов:

1. Особенности строительства Большого Кузбасса.

2. Материальное положение советских трудящихся в 20-30-е годы.

Литература (основная):

1. Васильев, Ю. Модернизация под красным флагом. - М., 2006.

2. Данилов, В.П., Зеленин, И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии. //Отечественная история. – 2004. - № 5.

3. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. - М., 1989.

4. Иваницкий Н. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.) - М., 1996.

5. История Кузбасса. - Кемерово, 2006.

6. Карр, Э. История советской России. Большевистская революция 1917-1923. - М., 1990.

7. Лопатин, Л.Н. Кузбассовцы при социализме. Как мы жили.- Кемерово, 1996.

8. Лопатин, Л.Н., Лопатина, Н.Л. Антилиберализм и либерализм в Кузбассе. - М., 2003.

9. Лопатина, Н.Л. Коллективизация 30-х годов ХХ века и её влияние на изменение социокультурного облика российской деревни (по воспоминаниям очевидцев). - Кемерово, 2005.

10. Малиа, Мартин. Советская трагедия: История социализма в России 1917-1991. - М., 2002.

11. Хоскинг, Джефри. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995.

Литература (дополнительная):

1. Базаров, А. Гулаг для Буренки. // Родина. - 2004. - № 4.

2. Бедин, В., Кушникова, М., Тогулев, В. Кузнецкстрой в архивных документах./ Документальное наследие Кузнецкого края. Вып. 2. - Кемерово, 1998.

3. Венков, А. Донская армия. Расказачивание.//Родина. - 2004. - № 5.

4. Исаев, В. И всюду страсти роковые… Любовь на фоне социалистической стройки. //Родина. - 2004. - № 4.

5. Карр, Э. История Советской России. - М., 1990.

6. Кушникова, М., Сергиенко, В., Тогулев, В. Страницы истории города Кемерово. - Прокопьевск, 1999. - Кн. 3.

7. Осокина, Е. Доллары для индустриализации. Валютные операции в 1930-е годы.// Родина. - 2004. - № 3. С.76 - 81.

8. Осокина, Е. За фасадом сталинского изобилия: о снабжении населения в годы индустриализации 1927-1941 гг. - М., 1997.

9. Папков, С.А. Сталинский террор в Сибири 1928-1941.- Новосибирск, 1997.

ТЕМА: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

План

1. Ленинская концепция культурной революции.

2. Очевидцы 20-30-х годов о культурной революции в Кузбассе.

3. Политика советской власти в отношении отечественной интеллектуальной элиты.

4. Мнимые и действительные достижения культурной революции в СССР в свете формационной теории К.Маркса и цивилизационной теории А.Тойнби.

По первому вопросу выяснить:

· Ленинскую интерпретацию культурной революции, имевшей цель воспитание нового человека, человека в котором доминируют общественные (государственные) и интернациональные интересы над личными и национальными.

· Ленинское положение о бескомпромиссности в борьбе с буржуазной идеологией.

· Установку XIII съезда ВКП(б) (1924 г.) на ликвидацию неграмотности населения в качестве основного звена в проведении культурной революции, на развитие сети клубов, изб-читален.

По второму вопросу установить мнение очевидцев 20-30-х годов по вопросам:

· Эффективности, с их точки зрения, работы ликбезов.

· Дифференцированного отношения крестьян к образованию в зависимости от качественного уровня своих хозяйств (бедняков, кулаков, середняков).

· Причин пассивного отношения крестьян к работе изб-читален, клубов.

· Значения в доколхозной жизни крестьян старинной праздничной обрядовости и причин её утраты.

· Отношения крестьян к священникам и религии в целом, причин и последствий политики советской власти в отношении религии.

· Динамику образованности крестьян в 30-50-е годы (они научились писать и читать, но стали ли они образованнее?).

· Причин роста пьянства, воровства, тунеядства, негативизма к старшим.

По третьему вопросу изучить:

· Трактовку понятия интеллигенции, как страты российского общества конца XIX в., представители которой отличались образованностью, нравственностью и высокой гражданственностью.

· Причины большевистских гонений на интеллигенцию, как носительницу «буржуазной» культуры.

· Методы преследования интеллигенции в виде заложничества, изолировании в специальные лагеря (Соловки), насильственного выселения за пределы страны («философские пароходы» 1922 г.), физического истребления священников и офицеров.

· Фальсификацию «Шахтинского дела» (1928 г.), дела «Промпартии» (1930 г.), дела «Крестьянской партии» (1931 г.) с целью формирования воспитания советских людей негативизма и отчужденностью к интеллигенции.

· Политику подготовки специалистов из рабочих и крестьян, при резком ограничении доступа к образованию из «буржуазных элементов» (к которым отнесли детей интеллигенции).

· Репрессии священников, творческой и научной интеллигенции, военных и хозяйственных специалистов, как закономерный результат монополии коммунистической идеологии.

· Отрицательное влияние на духовность нации «оккупационной» политики уничтожения культовых храмов, икон, разграбление 100 тыс. помещичьих имений с их библиотеками, картинами, реализации практики выплаты зарплаты чиновникам конфискованными ювелирными изделиями и переплавки произведений ювелирного искусства в лом (для внешней торговли).

· Специальные постановления ЦК ВКП(б) 1946-48 г. в области литературы, драматургии, музыки, языкознании, экономики, философии, биологии, медицины, ставившие людей науки и искусства в полную зависимость от идеологических установок коммунистической партии.

· Воспитание в интеллигенции чувства всепоглощающего страха за слово, которое может быть интерпретировано властью за «контрреволюционное проявление» (синдром красных флажков, поэтически изображенный В.Высоцким).

По четвертому вопросу показать, что культурная революция была успешно проведена. Если её трактовать в соответствии с ленинским положением о создании нового человека. Уже первое советское поколение (к концу 50-х годов) значительно отличалось от царского. Тем более оно стало непохожим на своих предков к концу социализма (1991 г.) сл. чертами:

· Работать плохо уже не считалось безнравственным.

· Приворовывание стало обыденностью.

· Пьянство превратилось в образ жизни очень многих граждан.

· Хамство стало нормой сначала для большевистских вождей, не имевших достойного образования и воспитания, затем хозяйственников («командиров производства»), чиновников, торговых работников, работников сферы быта. Потом очередь дошла до учителей и даже врачей.

· Массовое хулиганство и даже убийство на бытовой почве стали заурядным явлением.

· Народные традиции и обычаи не соблюдались.

· Бескорыстная взаимопомощь друг другу (воспитанная общиной) стала редким явлением.

· Родственные связи даже на семейном уровне резко ослабли.

· Неуважение к старшим стало распространенным явлением.

· Доносительство друг на друга не считалось зазорным.

· Ложь и обман перестали восприниматься как постыдность.

· В элитарных слоях общества утрачено чувство чести и достоинства.

· Исчезла утонченность манер интеллигенции.

· Цинизм в отношении к государству и граждан друг другу становились нормой.

· Коррупция (в виде блата) воспринималась моральной нормой.

Понять, что такое стало возможным в связи с тем, что:

· Изменены традиционные (вековые) материальные и материальные стимулы к труду.

· Человек поставлен на грань физического выживания, вынужден, походя, воровать или приворовывать.

· Фактически запрещена религия как мощнейший канал формирования нравственности.

· Формировалось негативное отношение к старшему поколению, как будто бы носителю «буржуазных пережитков».

· Целенаправленно создавалось предубеждение против народных обычаев и традиций.

· Воспитывалось убеждение, что советскому человеку достойнее заботиться о положении негров в США и бедственной жизни индуса, чем о собственных деде, отце, брате, соседе, россиянине (в соответствии с лозунгом на национальном знамени «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

· Интернациональная политика СССР проводилась в ущерб советскому народу.

· Циничная ложь государственных лиц и пропаганды воспитывала у граждан политический цинизм.

· Мощно, на всех уровнях жизни, поощрялось доносительство на соседа.

· Перманентное насилие государство вызывало насилие человека к человеку, хроническую привычку обманывать государство.

· В обстановке всеобщего страха перед государством, сохранившейся до 1989 г., формировалась ущербная личность, с почти нулевым уровнем гражданственности.

Подчеркнуть, что большие достижения советских людей в области литературы, музыки, хореографии кинематографии, изобразительного искусства стали возможны благодаря таланту и творческому потенциалу россиян, проявились не благодаря руководящей деятельности КПСС, а вопреки её установкам. Вопреки репрессиям. Вопреки страху. Вопреки волюнтаризму вождей.

Сделать вывод, что ликвидация неграмотности населения, преподносимая советской историографией в качестве главного показателя успеха культурной революции, не могла компенсировать утрату традиционных каналов духовного формирования личности (религиозного и народных обычаев). Для подавляющей массы народа умение читать использовалось властями лишь в качестве информационно-пропагандистского канала. Школьное и вузовское образование было примитивизировано, далеко не соответствовало уровню гимназий и царских вузов. Тем более, что российская интеллектуальная элита покинула страну в начале 20-х годов. Кризис культуры, торможение отечественной науки, а то и их деградация, стали неизбежны.

Темы рефератов:

1. Реформирование российской образовательной системы в советское время.

2. Роль советской литературы и искусства в формировании «нового человека».

Литература (основная):

1. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003.

2. Кушникова, М., Тогулев, В. Плач золотых звонниц. - Кемерово, 1997.

3. Лопатин, Л.Н. Кузбассовцы при социализме. Как мы жили.- Кемерово, 1996.

4. Лопатин, Л.Н., Лопатина, Н.Л. Социализм глазами современников. - Кемерово, 1996.

5. Лопатин, Л.Н., Лопатина, Н.Л. Антилиберализм и либерализм в Кузбассе. - М., 2003.

6. Лопатина, Н.Л. Коллективизация 30-х годов ХХ века и её влияние на изменение социокультурного облика российской деревни (по воспоминаниям очевидцев). - Кемерово, 2005.

7. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006.

8. Хоскинг, Джефри. История Советского Союза 1917-1991. - М., 1995.

Литература (дополнительная):

1. Карр, Э. История Советской России. - М., 1990.

2. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы.- М., 2002.

3. Миронов, Б. Семья семье рознь. Российское общество в зеркале семейных отношений. //Родина. - 2001. - №8. - С.60 - 66.

4. Янковская, Г. «Коекакеры». Повседневная жизнь художников сталинской эпохи. //Родина. - 2003. - №7.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.167.74 (0.018 с.)