Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Развитие вглубь и вширь советской политической системы (1945-1991 гг. )
План 1. Послевоенное укрепление тоталитарной сущности политической системы и первая попытка её реформирования (1945-1964 гг.). 2. Сохранение ленинско-сталинской внешнеполитической стратегии (развитие мировой социалистической революции). 3. Кризис советской политической системы. По первому вопросу понять, что благодаря войне советская власть укрепилась, так как: · Все тяготы социалистического эксперимента (голод, репрессии, нищету, насилие) люди почти забыли, психологически «списав» их на войну. · В памяти советских людей репрессии сталинского режима перекрылись зверствами гестапо. (Хотя издевательства фашистов над советским народом, их геноцид были меньшими по сравнению с коммунистическими.) · Пропаганда сумела внушить, что Победа состоялась благодаря мудрому Сталину, коммунистической партии и советской власти, предвоенные репрессии, голод и лишения были оправданы подготовкой к войне. · Степень контроля советского государства над всеми областями жизни человека ещё более усилилась. · Режим личной власти Сталина ужесточился. Выяснить: · Как проходила борьба за власть после смерти Сталина? · Феномен ХХ съезда КПСС о критике культа личности Сталина. · Почему Хрущев и его окружение не смогли выйти на уровень критики не просто личности Сталина, а созданной при нем политической и экономической системы? · Почему хрущевская оттепель была столь кратковременной? · Почему в июне 1957 г. Хрущеву удалось взять верх над своими политическими противниками? · Почему при таких же условиях Хрущеву не удалось удержать власть в октябре 1964 г.? · Значение советской политической практики бороться не с идеями, а с личностями, дискредитируя их или физически уничтожая. По второму вопросу изучить: · Возвращение к концепции мировой социалистической революции, формулируемой в решениях всех съездов КПСС (кроме 27-го в 1986 г.) · Успешный экспорт социалистической революции в 40-е годы в Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Албанию, Югославию, Китай, Северный Вьетнам, Северную Корею. · Функционирование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Варшавского договора (военно-политического союза соцстран Европы), как структур, использующих экономический и военный потенциал СССР для решения интернациональных революционных задач.
· Развязывание «холодной войны». · Соперничество в гонке вооружения с развитыми капиталистическими странами, богатство каждой из которых несопоставимо с советской нищетой. Создание ядерного и ракетного (космического) оружия. · Установление «железного занавеса». · Осуществление военной и экономической поддержки стран «третьего мира» в ущерб советскому народу. · Подготовка в советских лагерях революционеров (террористов) для осуществления революций (переворотов) в развивающихся странах. · Силовое подавление попыток восстановления демократии в Германии (1953 г.), Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), Польши (1972 г.). · Подведение Земного шара к термоядерной катастрофе в результате осуществления авантюрных действий по защите мировой социалистической революции (Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.) · Агрессивная война СССР в Афганистане (1979-1987 гг.). · Уничтожение южнокорейского пассажирского самолет в 1983 г. как демонстрация агрессии против цивилизованного мира. · Заслуженное вручение М.С.Горбачеву Нобелевской Премии мира. Показать, что результатом внешней политики СССР стало: · Формирование в сознании обывателей цивилизованных стран пугливо-пренебрежительно-негативного отношения к россиянам (русским). · Воспитание ненависти к России у народов стран бывшего соцлагеря, Балтийских стран, среднеазиатских стран, республик РФ за отставание от цивилизации, за массовое переселение чеченцев, калмыков, крымских татар и др. · Отставание российского народа от мирового прогресса, цивилизации. По третьему вопросу понять неизменность тоталитарной сущности советской политической системы при всех попытках её реформирования: · формальная демократия при фактической диктатуре группы лиц; · отсутствие не только политического выбора, но и выбора личностных предпочтений, в том числе в семейной жизни; · отсутствие свободы слова, цензура; идеология обмана на уровне краеугольного камня внутренней и внешней политики; репрессии (от массовых сталинских до психбольниц периода «застоя»);
· доносительство граждан друг на друга; · циничное игнорирование прав человека; · формирование у людей всепоглощающего чувства страха перед государством. (Стоило лишь в незначительных размерах уменьшить роль страха и обмана (конец 80-х), социализм и рассыпался.) Раскрыть содержание: · Диссидентства. · «Кухонного» протеста как свидетельство успешного воспитания советской властью пугливых, граждански инертных людей. · Геронтологических особенностей советского руководства и смену лидеров в 1964 г., 1982 г., 1984 г., 1985 г. Понять: · Почему все Генеральные секретари ЦК КПСС возвеличивались до интеллектуальных личностных высот, которым они не соответствовали? · Почему с объявлением гласности в 1985 г. (но ещё не свободы слова) стала «рассыпаться» политическая система, и социализм закончился «нежными революциями»? · Почему забастовка в Кузбассе в 1989 г. вызвала эффект домино, как в СССР, так и других социалистических странах? · Какова роль М.С.Горбачева как исторической личности? · Как самодемонтировалась тоталитарная система ещё при социализме (гласность, альтернативные выборы, возвращение из ссылки А.Д.Сахарова, отмена конституционного положения о руководящей роли КПСС, начало перехода власти от парткомов к советам народных депутатов)? Темы рефератов: 1. Советская культура в годы «оттепели». 2. «Дело врачей». 3. Влияние «холодной войны» на развитие медицины Кузбасса. Литература (основная): 1. Аджубей, А. Те десять лет //Знамя. – 1988. - № 6. № 7. 2. Бурлацкий, Ф. После Сталина. //Новый мир. – 1988. - № 10. 3. Волкогонов, Д. Триумф и трагедия. И.В.Сталина. Кн.1. Гл.2. - М.,1989. С. 5 - 79, 99 - 178, 193 - 292.; Кн.2. Ч.1. С. 5 - 125, С.149 - 243.; Кн.2. Гл.2 С. 5 - 88, 111 - 221. 4. Гимпельсон, Б. Формирование советской политической системы: 1917-1922гг. - М., 1995. 5. Дети Гулага. - М., 2002. (Документы: № 72, 78, 79, 80, 128, 129, 130, 139, 143-153, 199, 200, 202, 208, 234, 235, 253, 264). 6. Рабочее движение Кузбасса. Документы и материалы. / Л.Н. Лопатин и др. - Кемерово, 1993. 7. Лопатин, Л.Н. История рабочего движения в Кузбассе. - Кемерово, 1995. 8. Папков, С.А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941 гг. - Новосибирск, 1997. 9. Снегирева, Л., Агибалова, М. Отечественная история. Курс Лекций. Лекция 3. - Томск, 2006. 10. История России. Учебник для вузов (под ред. М. Зуева и А. Чернобая) - М., 2003. Литература (дополнительная): 1. Бруке, Д. Спасибо, товарищ Сталин! Кумиры советского общества от революции до холодной войны. //Отечественная история. - 2004. - № 4. 2. Бутенко, А.П. О социально-классовой природе сталинской власти.// Вопросы философии. – 1989. - № 3. 3. Гертер, М. Судьба Хрущева. История одного неусвоенного урока //Октябрь. – 1989. - № 1. 4. Максименков, Л. Кто Вы, мистер Хрущев? Субъективные заметки на фоне протоколов Политбюро. //Родина. - 2004. - № 3. 5. Медведев, Ж.А. Сталин и дело врачей. //Вопросы истории. - 2003. - № 1. 6. Павлова, И.В. Понимание сталинской эпохи и позиция историка. //Вопросы истории. - 2002. - № 10. 7. Пихоя, Р. Советский Союз: история власти 1945-1991. - М., 1998. 8. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал - М.,1997. Т.1, Т. 2. 9. Сопельняк, Б. Профессия - убивать. Палачи сталинской эпохи.// Родина. - 2003. - № 9. 10. Сопельняк, Б. Пуля для Михаила Ефимовича. //Родина. - 2004. - № 6. 11. Таубман, У. То взлет то падение. Личность Хрущева в истории. //Родина. - 2004. - № 3. - С.10 - 19. 12. Химеры темного царства. «Стукачество» полувековой давности. //Родина. - 2003. - № 9. 13. Черкашин, Н. Бетонные доспехи вождей. Попытка сравнительного бункероведения. //Родина. - 2003. - № 5, № 6.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.008 с.) |