Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ссср в 1953-1964 гг. : десятилетие Н. С. Хрущева. Реформы в экономике, политике, управлении и культуре. «оттепель».↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: Противоречия экономического, социального и политического развития. Причины экономического кризиса. 3. Международное положение СССР. «Холодная война» и ее влияние на развитие Советского Союза.
Основная литература История России в контексте мировой цивилизации: учеб пособие / Сост.: М.Т. Когут, С.А. Мордвинцева, С.В. Новиков, В.Д. Полканов, Э.Ш. Хазиахметов, Л.Д. Хлапечкова, Н.И. Хроменкова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 71-72. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 512-539. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С.380-421. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 427-453. Дополнительная литература Ершов В.Н. Премьер, оставшийся в памяти (из воспоминаний о А.Н. Косыгине) // Отечественная история. – 2004. – №5. – С.152-161. Реформы Косыгина и причины их неудач. Воспоминания. // Вопросы истории. – 2009. – №1. – С.36-53;№2. – С.81-90. Томилин В.Н. Кампания по освоению целинных и залежных земель 1954-1959 гг. //Вопросы истории. – 2009. – №9. – С.81-93. Щербаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации // Отечественная история. – 2006. –№6. –С.106-119.
Темы рефератов 1. Политический портрет Н.С. Хрущева. 2. Внешняя политика СССР в хрущевское время. 3. Студенческое движение в СССР (50-60-е гг.). 4. Омская целина. 5. Политический портрет Л.И. Брежнева. 6. «Холодная» война. 7. Октябрь 1964 г.: «тихий переворот». 8. Развитие науки в СССР в послевоенное время. 9. Сибирь научная: формирование новых научных центров на востоке страны. 10. Материальное положение советских людей в период «застоя».
Методические указания Цель семинара – определить основные тенденции развития СССР в 1950-1980-е гг. Первый вопрос. Покажите объективную необходимость реформ после смерти И.В. Сталина. Раскройте меры по либерализации партийной и государственной жизни в 1953-1955 гг. Определите место ХХ съезда КПСС в формировании внутренней политики КПСС и Советского государства. Раскройте содержание реформ 1953-1963 гг. в области сельского хозяйства, в промышленности и строительстве, в управлении, в образовании и культуре. Почему реформы начались с аграрного сектора экономики, какова роль освоения целины в решении продовольственной проблемы? Чем объясняется непоследовательность в реформаторской деятельности Хрущева? Каковы итоги реформ к середине 60-х гг.? Рассмотрите изменения в идеологии партийно-государственного руководства и общественном мнении в изучаемый период. Насколько курс на развертывание коммунистического строительства в СССР, определенный третьей Программой КПСС (XXII съезд КПСС), соответствовал реальной ситуации? Выясните изменения в общественных настроениях, вызванных «оттепелью». Покажите причины нарастания оппозиции в обществе и в партийно-государственном руководстве деятельности Н.С. Хрущева и его отставки в октябре 1964 г. Второй вопрос. Покажите, чем была вызвана экономическая реформа середины 1960-х гг. Раскройте основные положения реформы, назовите ее результаты. Каковы были социально-экономические достижения СССР на рубеже 60-х – 70-х гг. Обоснуйте объективные и субъективные, внешние и внутренние причины, вызвавшие смену экономических приоритетов в развитии страны в 1970-е гг., связанную с увеличением экспорта сырьевых и энергетических ресурсов. Выделите основные периоды в экономическом развитии страны в 1965-1985 гг., выделите их качественные особенности и общие черты. Оцените результаты экономического развития страны в указанный период, его влияние на социальную сферу. Назовите причины социально—экономического кризиса в стране в начале 1980-х гг. и его содержание. Насколько социально-экономический кризис был связан с политическим развитием нашей страны. Третий вопрос. Дайте определение понятию «холодная война». Как долго она продолжалась и каковы были ее проявления? Какие военные блоки были созданы в мире после окончания второй мировой войны? Когда СССР добился военно-стратегического паритета, какова его цена и влияние на социально-экономическое развитие страны. Назовите просчеты Советского Союза в области внешней политики, осложнившее внешнеполитическое и внутреннее положение страны. Контрольные вопросы 1. Почему хрущевский период получил название «оттепель»? 2. Какие мероприятия были проведены Н.С.Хрущевым по развитию сельского хозяйства? 3. Какую роль сыграло освоение целины в решении продовольственной проблемы в нашей стране? 4. Назовите горячие точки «холодной» войны. 5. Дайте объяснение термина «застой». 6. Какие попытки предпринимались властью для интенсификации экономики и насколько они были успешны? 7. Назовите достижения и просчеты советской внешней политики в указанный период. Семинар 11 ПЕРЕСТРОЙКА В СССР
План 1. Понятие «перестройка». Исторические предпосылки реформирования общества в СССР. 2. Формирование идеологии перестройки и ее основные положения. Экономические и политические реформы и их характер и результаты. 3. Кризис перестройки и разрушение СССР. Изменение геополитического положения страны.
Основная литература История России в контексте мировой цивилизации: учеб. пособие. / Сост.: М.Т. Когут, С.А. Мордвинцева, С.В. Новиков, В.Д. Полканов, Э.Ш. Хазиахметов, Л.Д. Хлапечкова, Н.И. Хроменкова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – Омск, 1997. – С. 71-72, 83-110. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 540-553. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. –С.422-440. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, –2007. – С. 454-467. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. 1917-1987. –М., 1987. –С. 31-42.
Дополнительная литература Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. –2003. –№5. –С. 3-20. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг.: Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз // Отечественная история. –2003. –№4. –С.112-121; №5. – С.119-129. Новиков С.В. Общественно-политические движения, пресса, избиратель Западной Сибири, проблемы взаимовлияния, 1988-1991 гг. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999 (по выбору). Поляков Ю.А. О социальной природе коррумпированности и вырождения элиты // Новая и новейшая история. – 2009. – №2. –С. 85-91. Согрин В.В. 1985 – 2005: Три превращения современной России // Отечественная история. – 2005. – №3. – С. 4-9.
Темы рефератов 1. М.С. Горбачев – политический портрет. 2. Б.Н. Ельцин – политический портрет. 3. Эволюция понятия «перестройка». 4. Изменений взглядов М.С. Горбачева на смысл и содержание перестройки. 5. Этносепаратизм на территории СССР в перестроечные годы и его причины. 6. Роль внешнего фактора в ликвидации СССР. 7. Члены ГКЧП: предатели или герои? 8. Возникновение многопартийности в СССР. 9. Общественно-политическая жизнь в Омске в период перестройки. 10. Перестройка: взгляд через десятилетия.
Методические указания Цель семинара – определить содержание, смысл и значение перестроечных процессов для нашей страны. Первый вопрос. Что понимается под термином «перестройка», какова эволюция этого понятия? Выявите объективные и субъективные причины перестройки, покажите их соотношение. Какие факторы сыграли главную роль в определении руководством СССР курса на радикальные преобразования? Какие современные оценки содержания и смысла перестройки? Второй вопрос. Когда был взят курс на экономическую реформу? В чем заключалась ее сущность? Какие мероприятия проводились в стране в 1985-1991 гг. в экономике и чем они завершились? Предотвратила ли реформа экономический кризис или ускорила его назревание? Обоснуйте свой вывод. Осветите различные этапы политической реформы, раскройте ее содержание и результаты. Покажите процесс формирования в стране общественного движения. Обратите внимание на обострение идейно-политической борьбы по вопросу о путях развития страны. Насколько обоснованным являлось одновременное проведение экономических и политических реформ? Какие процессы в это время происходили в союзных республиках? Покажите причины обострения межнациональных отношений в СССР во второй половине 80-х гг. Третий вопрос. Выделите причины глубокого кризиса, охватившего все сферы жизни общества на заключительном этапе перестройки. Обоснуйте проявления кризиса в социально-экономической сфере, в области государственного управления, в межнациональных отношениях, в духовно-идеологической сфере, в области международных отношений. Какие цели ставил перед собой Государственный комитет по чрезвычайному положению? Покажите итоги путча для страны. Объясните, почему перестал существовать Советский Союз, несмотря на результаты референдума весны 1991 г., когда большинство высказалось за сохранение СССР? Какое влияние оказывал международный фон на развитие ситуации в нашей стране?
Контрольные вопросы 1. Что понимается под термином «перестройка»? 2. Назовите объективные и субъективные факторы перестройки, определите их соотношение. 3. Определите основные направления экономической реформы. 4. По каким направлениям проводилась реформа политической системы? 5. Что означал лозунг «Вся власть Советам!» в условиях перестройки? 6. Какими причинами был вызван этносепаратизм на территории СССР. 7. Почему перестал существовать Советский Союз? Семинар 12
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
План 1. Противоречия политического развития России в начале 1990-х гг. Формирование новой политической системы. 2. Экономическая политика в 1990-2000-е гг.
Основная литература Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 554-560. Конституция Российской Федерации (принятая 12 декабря 1993 г.). М., 1993. История России: учеб. / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 468-475, 478-485. Россия на этапе современной модернизации. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С.17- 31.
Дополнительная литература Моисеев В.В. История государственного управления России: учеб. пособие / В.В.Моисеев. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: КНОРУС, 2010. – С. 326-426. Согрин В.В. Политическая история современной России, 1985-2001: от Горбачева до Путина /В.В. Согрин. –М.: Весь мир: ИНФОРМ-М, 2001. – С. 103-250. Смолин О.Н. Три трагедии российской демократии. – М.: ООО ИПТК «Логос», 1999. – С. 6-12, 82-89, 109-111, 182-191, 249-259. Ельцин Б.Н. Записки президента. – М.: Изд-во «Огонек», 1994. – 234 с. Куцилло В.И. Записки из Белого дома. –М.: «Коммерсантъ», 1993. – 160 с.
Темы рефератов 1. Политические партии и движения (по выбору студентов). 2. Политические портреты руководителей современной России и лидеров политических партий (по выбору студентов). 3. Конституция 1993 г.
Методические указания Цель семинара – показать процесс политических и экономических преобразований в России начала 1990-х гг., особенности её развития на современном этапе. Первый вопрос. На основе анализа литературы покажите причины октябрьского кризиса власти 1993 г. Как развивались события в Москве в сентябре-октябре 1993 г.? Как Вы думаете, что стало причиной этих событий? Говорят ли действия президента о демократичности его власти? Чем завершился октябрьский кризис? Дайте характеристику Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., и современной политической системы. Какие изменения были внесены в нее в 2000-е гг.? Является ли Российская Федерация социальным правовым государством? С точки зрения некоторых современников, в России сложилась плебисцитарная демократия. Что это такое? Согласны ли Вы с подобным утверждением? Мотивируйте свой ответ. Второй вопрос. Как изменилась экономическая политика российского руководства после распада СССР? Покажите содержание экономических преобразований, начатых в 1992 г. Кто являлся их автором? Что такое «шоковая терапия»? Как шел процесс либерализации цен и приватизации государственной собственности? Каковы социально-экономические последствия рыночных преобразований? Назовите актуальные проблемы социально-экономической политики современной России. Дайте характеристику антикризисной программы правительства и Концепции социально-экономического развития России до 2020 г. Контрольные вопросы 1. Когда были утверждены основы новой российской государственности? 2. В чем состоит значение Конституции РФ 1993 г.? 3. Каковы направления государственно-правовых реформ Президента РФ В.В.Путина? 4. Каковы цель и значение реформ государственного управления, проводимых в 2000-е гг.? 5. В чем состоит ошибочность методов проведения «шоковой терапии» и ваучерной приватизации? 6. Каковы социальные последствия передачи государственной собственности в частные руки? 7. В чем значение приоритетных национальных проектов в повышении жизненного уровня граждан? 8. Каковы основные антикризисные меры государства?
Тестовые задания для самоконтроля Семинар 1 1. К какому времени относится зарождение государственности у восточных славян?
а) X – XI вв. в) XI – XII вв. б) IX – X вв. г) VI – VII вв.
2. Согласно «Повести временных лет», Рюрик во второй половине IX в. правил в:
а) Киеве в) Смоленске б) Новгороде г) Чернигове
3. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» было результатом:
а) деятельности княгини Ольги в) крещения Руси б) принятия «Русской правды» г) походов Святослава
4. К какому году относится крещение Руси?
а) 882 г. в) 945 г. б) 988 г. г) 962 г.
5. Русь приняла христианство из:
а) Рима в) Польши б) Литвы г) Византии
6. Крещение Руси произошло при князе:
а) Рюрике в) Владимире б) Олеге г) Ярославе
7. Родовые владения бояр на Руси назывались: а) вотчинами в) уездами б) уделами г) слободами 8. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке: а) Калке в) Угре б) Неве г) Воже
9. Первая русская летопись называлась: а) «Повесть временных лет» в) «Слово о погибели русской земли» б) «Слово о полку Игореве» г) «Задонщина»
10. Какое из перечисленных событий произошло раньше:
а) Любечский съезд в) Крещение Руси б) начало политической г) убийство князя Игоря древлянами раздробленности
Семинар 2 1. К какому веку относится первое упоминание о Москве?
а) X в) XII б) IX г) ХVI
2. Какое из событий относится ко второй половине XVI в.? а) Ледовое побоище в) Ливонская война б) битва на реке Калке г) разорение Москвы Тохтамышем
3. Как называлась река, на берегах которой решался вопрос о независимости Руси в 1480 г.? а) Дон в) Угра б) Волга г) Нева
4. Княжение Ивана III – государя Всея Руси – относится к веку: а) XII – XIII в) XV – XVI б) XIV г) XVI
5. Какое из событий относится ко второй половине XV в.? а) Куликовская битва в) стояние на реке Угре б) Невская битва г) Ледовое побоище
6. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием:
а) «Судебник» в) «Соборное Уложение» б) «Русская правда» г) «Указ об урочных летах» 7. К причинам возвышения Московского княжества в XIV в. относится:
а) выгодное географическое поло- в) союз московских и тверских кня- жение зей б) союз Москвы с Новгородом г) союз Москвы и Киева
8. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?
а) вотчина в) кормление б) десятина г) поместье
9. В какие годы Иваном Грозным проводилась опричная политика? а)1325-1340 гг. в) 1565-1572 гг. б) 1462-1505 гг. г) 1606-1610 г.
10. Местничество – это порядок:
а) подчинения органов в) перехода крестьян от одного местного самоуправления помещика к другому б) складывания поместной г) занятия должностей по знатности системы землевладения происхождения
Семинар 3 1. В результате военной реформы XVI в. в России появились:
а) рекруты в) драгуны б) стрельцы г) гвардейцы
2. Земский собор – это:
а) собрание представителей сословий в) вечевой сход б) церковный собор на Руси г) совещание бояр и духовенства
3. Понятия «мануфактура», «всероссийский рынок», «новоторговый устав» характеризуют экономическое развитие России в:
а) XV в. в) XVII в. б) XVI в. г) XVIII в.
4. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева относится к царствованию:
а) Петра I в) Елизаветы б) Екатерины I г) Екатерины II
5. Какое название получило восстание в Москве в 1662 году?
а) «Смута» в) «поход за зипунами» б) «Медный бунт» г) «холерный бунт»
6. Место, куда свозились товары со всей России называлось:
а) ярмаркой в) посадом б) мануфактурой г) станом
7. Во время царствования Петра I появились:
а) коллегии в) министерства б) земства г) приказы
8. В результате реформ Петра I в России:
а) усилилась роль Земских соборов в) усилилась роль Боярской Думы б) утвердился абсолютизм г) усилилась роль церкви
9. Дочь Петра I Елизавета оказалась на престоле:
а) по завещанию Петра I в) по жребию б) в результате выборов г) в результате дворцового переворота
10. Названия «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота городам» связаны с царствованием:
а) Петра I в) Елизаветы Петровны б) Алексея Михайловича г) Екатерины II
Семинар 4 1. Восстание декабристов произошло в:
а) 1816 г. в) 1825 г. б) 1820 г. г) 1855 г.
2. Какой орган государственной власти должен был по проекту М.М. Сперанского соединять в себе высшую законодательную, исполнительную и судебную власть?
а) Государственная Дума в) Государственный Совет б) Боярская Дума г) Верховный Совет
3. Название одной из организаций декабристов:
а) «Священный Союз» в) «Союз русского народа» б) «Союз Благоденствия» г) «Профсоюз»
4. Какой строй должен был установиться в России по проекту П. И. Пестеля?
а) конституционная монархия в) абсолютная монархия б) демократическая республика г) сословно-представительная мо- нархия
5. «Конституция» Н.Муравьева предполагала установление в России
а) парламентской республики в) абсолютной монархии б) новой царской династии г) конституционной монархии
6. Согласно «Русской правде» высшим исполнительным органом в России должен был стать:
а) Государственный Совет в) Верховный Совет б) Державная Дума г) Дворянское собрание
7. Автором «Философических писем» являлся:
а) П. И. Пестель в) А. И. Герцен б) П. Я. Чаадаев г) Ф. М. Достоевский
8. Кто из нижеперечисленных был славянофилом?
а) Н. Г. Чернышевский в) М. М. Сперанский б) К. С. Аксаков г) А. И. Герцен
9. Кто первым из русских социалистов утверждал, что основой социализма в России станет крестьянская община?
а) А. И. Герцен в) В. И. Ленин б) М. В. Петрашевский г) С. Г. Аксаков
10. Автором теории «официальной народности» являлся:
а) А. Х. Бенкендорф в) Н. М. Карамзин б) С. С. Уваров г) Ф. М. Достоевский
Семинар 5 1. С крестьянской реформой 1861 г. было связано понятие:
а) вольноотпущенные крестьяне в) хутора б) выкупные платежи г) отруба
2. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в:
а) 1857 – 1895 гг. в) 1863 – 1906 гг. б) 1861 – 1883 гг. г) 1894 – 1905 гг.
3. Промышленный переворот в России начался:
а) до отмены крепостного права в) после отмены крепостного права б) в ходе буржуазных реформ г) после революции 1905 – 1907 гг.
4. Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало:
а) отмена крепостного права в) сохранение временнообязанного состояния крестьян б) существование крестьянской г) распространение отработок общины
5. Причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России в 70-е гг. XIX в. являлось:
а) высокие выкупные платежи в) крепостная зависимость крестьян б) право крестьян на предпринима- г) ликвидация помещичьего земле- тельскую деятельность владения 6. Экономика России 80-90-х гг. XIX в. характеризовалась:
а) подъемом в) кризисом б) спадом г) застоем
7. Промышленный переворот привел к образованию в России классов:
а) буржуазии и пролетариата в) рабовладельцев и рабов б) помещиков и крестьян г) банкиров и лавочников
8. Один из путей развития капитализма в сельском хозяйстве назывался:
а) русский в) баварский б) прусский г) французский
9. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось в:
а) 1891 г. в) 1896 г. б) 1894 г. г) 1897 г.
10. Временнообязанное состояние помещичьих крестьян было отменено при императоре:
а) Николае I в) Александре III б) Александре II г) Николае II
Семинар 6 1. Развитие революции летом 1905 г. характеризовалось:
а) всеобщей политической стачкой в) вооруженным восстанием в Москве б) началом революционных высту- г) спадом рабочего движения плений в армии и на флоте
2. Какая политическая партия бойкотировала выборы в I Государствен- ную думу:
а) трудовики в) эсеры б) большевики г) октябристы
3. Где в 1905 г. впервые были созданы Советы рабочих депутатов в:
а) Иваново-Вознесенске в) Красноярске б) Москве г) Петербурге
4. Кто являлся лидером партии кадетов:
а) А. И. Гучков в) П. Н. Милюков б) В. М. Чернов г) В. М. Пуришкевич
5. Какая партия в своей программе провозглашала социализацию земли:
а) эсеры в) октябристы б) кадеты г) черносотенцы
6. К периоду I русской революции относится
а) Всероссийская Октябрьская политическая стачка б) издание первой газеты «Ведомости» в) создание Временного правительства г) отречение Николая II от престола
7. По характеру революция 1905-1907 гг. является:
а) национально-освободительной в) социал-демократической б) социалистической г) буржуазно-демократической
8. Результатом революции 1905-1907 гг. не являлось:
а) создание Государственной думы б) провозглашение свободы совести, слова, собраний в) создание профсоюзов г) безвозмездная передача части помещичьих земель крестьянам
9. По закону о выборах в I Государственную думу для рабочих были установлены:
а) прямые тайные выборы в) трехстепенные выборы б) четырехстепенные выборы г) двухстепенные выборы
10. Какой вопрос был центральным в I Государственной думе:
а) аграрный в) национальный б) введение российской конституции г) изменение политического строя Семинар 7 1. О нарастании общенационального кризиса в России в годы I мировой воины свидетельствовало
а) рост недовольства всех категорий населения б) укрепление самодержавия в) восстание на броненосце «Потемкин» г) Кронштадский мятеж
2. Кто возглавил Временный комитет Государственной думы, созданный в феврале 1917 г.:
а) М.В. Родзянко в) А.И. Гучков б) М.И. Терещенко г) А.Ф. Керенский
3. Выстройте события октября 1917 г. в хронологическом порядке:
а) установление контроля над стратегическими объектами Петрограда б) принятие «Декрета о земле» в) открытие II Всероссийского съезда Советов
4. Когда Россия была провозглашена республикой:
а) 2 марта 1917 г. в) 25 августа 1917 г. б) 1 сентября 1917 г. г) 24 июля 1917 г.
5. Решение о создании выборных солдатских комитетов и об уравнении в правах солдат и офицеров было принято в марте 1917 г:
а) Временным правительством в) Государственной думой б) Петроградским советом г) Директорией
6. Правительство, созданное после Октября 1917 г., называлось:
а) Временное революционное пра- в) Исполнительный вительство Комитет б) Совет Народных Комиссаров г) Военно-революционный комитет
7. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» была принята в:
а) октябре 1917 г. в) марте 1917 г. б) январе 1918 г. г) сентябре 1917 г.
8. Укажите правильное соответствие между датой и событием первых лет Советской власти
1) Брестский мир А. октябрь 1917 г. 2) принятие Декрета о мире Б. март 1918 г. В. декабрь 1917 г.
9. Функции Всероссийской чрезвычайной комиссии, созданной в де- кабре 1917 г.
а) следствие в) суд б) исполнение приговора г) верно все
10. Какой из декретов был принят на II съезде Советов:
а) декрет о мире в) декрет «О социализации земли» б) декрет о национализации про- г) декрет о введении продразвер- мышленности стки на хлеб
Семинар 8 1. Опорой советской власти в деревне весной 1918 г. являлись:
а) колхозы в) комитеты бедноты б) советы уполномоченных г) совнархозы
2. Экономическая политика 1921-1928 гг. была новой по отношению к политике:
а) военного коммунизма в) индустриализации б) коллективизации г) столыпинской агарной реформе
3. Основная форма обобществления индивидуальных крестьянских хо- зяйств в период коллективизации:
а) коммуна в) община б) колхоз г) совхоз
4. О переходе в новой экономической политике было объявлено в
а) апреле 1918 г. в) мае 1920 г. б) августе 1922 г. г) марте 1921 г.
5. Политика «военного коммунизма» предполагала:
а) всеобщее избирательное право в) разрешение найма рабочей силы б) уравнительность в оплате труда г) введение продналога
6. Переход к новой экономической политике начался с
а) введения золотого рубля в) введения продналога б) национализации собственности г) введения продразверстки
7. Когда в период нэпа разразился кризис, называемый «кризисом сбыта»:
а) осень 1927 г. в) лето 1922 г. б) весна 1925 г. г) осень 1923 г.
8. Сплошная коллективизация сельского хозяйства завершилась
а) допуском частной собственности на землю б) резким подъемом жизненного уровня крестьянства в) переходом к политике «военного коммунизма» г) ликвидацией индивидуального крестьянского хозяйства
9. Сколько союзных республик было в составе СССР к моменту приня- тия Конституции 1936 г.:
а) 8 в) 11 б) 15 г) 18
10. С какой целью после убийства С.М. Кирова ЦИК издал закон, вошедший в историю как «закон 1 декабря»:
а) с целью обоснования репрессий в) для укрепления позиций в деревне б) для осуждения убийц С. М. Кирова г) для ликвидации кулачества
Семинар 9 1. Назовите причину выведения СССР из Лиги наций в 1939 г.:
а) за репрессии против мирного в) за сотрудничество с Германией населения в 1937 г. б) за агрессию против Финляндии г) за оккупацию Польши
2. Как назывался план германского командования, разработанный для взятия Москвы:
а) «Барбаросса» в) «Тайфун» б) «Цитадель» г) «Смерч»
3. Укажите название деревни, у которой произошло крупное танковое сражение в ходе Курской битвы:
а) Неклюево в) Березняки б) Некрасово г) Прохоровка
4. Крупнейшая военная операция партизанских соединений в августе-сентябре 1943 г.
а) «Тайфун» в) «Смерч» б) «Багратион» г) «Рельсовая война»
5. Когда был открыт второй фронт во Второй мировой войне:
а) марте 1943 г. в) июле 1942 г. б) июне 1944 г. г) июне 1943 г.
6. Укажите кодовое название плана германского командования по за- хвату СССР:
а) «Тайфун» в) «Барбаросса» б) «Цитадель» г) «Багратион»
7. Началом периода коренного перелома в Великой Отечественной вой- не стало(а):
а) контрнаступление Красной ар- в) форсирование Днепра мии под Сталинградом б) снятие блокады Ленинграда г) открытие второго фронта
8. Назовите союзника Германии в годы Второй мировой войны:
а) Польша в) Швеция б) Италия г) Норвегия
9. Основным в работе Потсдамской конференции был вопрос: а) о послевоенном урегулировании в) об открытии второго фронта и судьбе Германии б) о создании антифашистской коалиции г) о плане экономических поставок в СССР
10. После окончания Второй мировой войны в СССР отошла часть территории:
а) Восточной Пруссии в) Закавказья б) Карелии г) Причерноморья
Семинар 10 1. Для внешней политики СССР в послевоенный период было характерно:
а) налаживание отношений с Югославией б) снижение влияния в мире в) прекращение дипломатических отношений с западными странами г) углубление разногласий с западными государствами
2. Основная организационная форма управления промышленностью и строительством во второй половине 50-х – начале 60-х гг.:
а) главк в) предприятие б) министерство г) совнархоз
3. Как решалась жилищная проблема в 50-60-е гг.:
а) за счет строительство пятиэтаж- в) за счет привлечения ных домов по типовым проектам иностранных фирм к строительству жилья б) за счет многоэтажного строи- г) за счет выдачи тельства кредитов на строительство коттеджей
4. Какое из перечисленных событий произошло при Л.И. Брежневе
а) Карибский кризис в) образование ОВД б) ввод войск ОВД в Чехословакию г) война в Корее
5. Характерная черта в развитии СССР в 1964-1965 гг.
а) усиление централизации и бюрократизации в управлении б) курс на «омоложение кадров» в) углубление критики сталинизма г) переход к перестройке
6. С решения проблем в какой сфере Н. С. Хрущев начал реформы:
а) тяжелая промышленность в) сельское хозяйство б) военно-промышленный комплекс г) космическая промышленность
7. Что стало причиной массовых выступлений в Новочеркасске в 1962 г.:
а) повышение цен на мясные про- в) Карибский кризис дукты б) проведение денежной реформы г) увеличение цен на промышленные товары 8. Понятие «оттепель» ассоциируется с политикой:
а) Ю. В. Андропова в) М. С. Горбачева б) Н. С. Хрущева г) Л. И. Брежнева
9. Какое из перечисленных событий произошло раньше:
а) начало освоения целины в) смерть И. В. Сталина б) отстранение Н. С. Хрущева от власти г) начало реформы А. Н. Косыгина
10. Каковы были основные результаты освоения целины в 50-60-е гг.:
а) временно улучшилось положение по в) на освоенных землях были снабжению населения хлебом, но созданы фермерские хозяйства экстенсивная экономика сохранялась б) появилась возможность перей- г) удалось резко повысить ти к интенсификации в сель- урожайность зерновых ском хозяйстве культур
Семинар 11 1. Первоначально синонимом горбачевского курса было:
а) ускорение в)перестройка б) гласность г) модернизация
2. К периоду перестройки относится
а) принятие новой Конституции б) укрепление однопартийной системы в) политика неосталинизма г) всенародный референдум о сохранении СССР
3. Перемены в общественно-политической жизни страны начались с проведения политики:
а) обновления в) гласности б) «лучшего социализма» г) международного сотрудничества
4. Статья 6 Конституции о руководящей роли КПСС была отменена в:
а) марте 1990 г. в) апреле 1985 г. б) июне 1988 г. г) сентябре 1991 г.
5. Назовите одного из авторов антикризисной программы «500 дней»:
а) Г.А. Явлинский в) Н.И. Рыжков б) Е.Т. Гайдар г) Л.И. Абалкин
6. Закон «О государственном предприятии» (1987 г.) предлагал: а) перевод предприятий на хозрасчет в) свободу торговли б) введение рыночных механизмов г) приватизацию
7. Какое событие произошло 19-21 августа 1991 г.
а) Антигосударственный путч в в) проведение Москве Всероссийского референдума б) Отставка М. С. Горбачева с по- г) Выборы в ста президента Государственную думу
8. Событие, произошедшее в октябре 1990 г., связано с объединением
а) Польши в) Чехословакии б) Югославии г) Германии
9. Какое из ниже перечисленных событий произошло раньше других:
а) начало реформы А. Косыгина в) отстранение Н. Хрущева от власти б) приход к власти М.С. Горбачева г) распад СССР
10. Внешнеполитический курс М.С. Горбачева с 1987 г. символизировал термин:
а)гласность в)Новое мышление б) ускорение г) разрядка
Семинар 12 1. Государственная политика либерализации цен проводилась под ру- ководством:
а) Н. С. Хрущева в) Е. Т. Гайдара б) А. Н. Косыгина г) М. С. Горбачева
2. Какое из событий произошло в октябре 1993 г.:
а) принятие Конституции РФ в) начало работы Федерального собрания б) проведение референдума о со- г) противостояние хранении СССР исполнительной и законодательной власти
3. Действующая в настоящее время Конституция РФ 1993 г. была принята:
а) решением Федерального собрания в) указом президента б) решением Конституционного суда г) всенародным голосованием
4. Ваучер – это
а) документ, содержащий инди- в) приватизационный чек видуальный налоговый номер б) сп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.017 с.) |