Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Год: альтернативы исторического развития РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Февральская буржуазно-демократическая революция. Образование двоевластия и его сущность. 2. Борьба социальных групп [классов] и партий в марте-июне 1917 г. за альтернативы развития революции. Политические кризисы Временного правительства. 3. Июльские события 1917 г. в Петрограде. Перегруппировка социальных и политических сил в стране, конец двоевластия и альтернативы развития революции. 4. Корниловский мятеж. Возможность коалиции социалистических партий в России. 5. Октябрьское вооруженное восстание: предпосылки, подготовка, события в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов и его решения. Основная литература История России в мировой цивилизации: документы и материалы (1917-1920): учеб. пособие / сост. М. Т. Когут, С. А. Мордвинцева, В. Д. Полканов, Н. И. Хроменкова: под ред. М. Т. Когут. – Омск: ОмГТУ, 1999. – С. 4-111,185. Ленин В.И. Политические партии России и задачи пролетариата // Поли собр. соч. – Т. 31. – С. 194-206. Хрестоматия по истории СССР, 1917 - 1945: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «История»/ Сост.: С. И. Дегтев и др.; Под ред. Э. М. Щагина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 8-21, 36-37,42-54. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 328-346. Новейшая отечественная история. XX век: учеб. для вузов: В 2 кн. / Э.М. Щагин, В.Г. Тюкавкин, А.И. Вдовин; Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. – М.: ВЛАДОС, 2004 –. Кн. 1. – 447 с.
Дополнительная литература Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 г. в Петрограде. / А. Рабинович. – М.: Прогресс, 1989. – С. 21-26, 28-30,44-56,113-122,142-144, 150-153,164-175, 189-192,330-333. Спирин, Л.М. Россия, 1917 г.: Из истории борьбы полит, партий / Л.М. Спирин. – М.: Мысль, 1987. – С. 56-74,97-197. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? [Текст] / Под ред. П. В. Волобуева. – М.: Политиздат, 1991. – 239, [1] с. Темы рефератов 1. Н. Н.Суханов (по выбору: П.Н.Милюков, Шляпников, Ф. Раскольников, Деникин и др.) о революции. 2. В.И. Ленин - выдающийся теоретик и практик революции (от Февраля к Октябрю 1917 года). 3. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. 4. Временное правительство и Петроградский Совет весной 1917 г. 5. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов в 1917 году. 6. Взлет и падение А.Ф. Керенского. 7. Установление Советской власти в регионах России (октябрь1917 г.-март 1918 г.). 8. Омские Советы и коалиционный комитет: борьба альтернатив в 1917 г. 9. Октябрь 1917 г.: величайшее событие века или национальная катастрофа? 10. Октябрь и развитие мировой цивилизации. Методические указания Цель семинара – показать, что вследствие расстановки политических сил в России в 1917 г. реально возможной исторической альтернативой оказалась победа социалистической революции в стране, которую осуществило политически активное большинство при поддержке большинства социальных групп нации. Первый вопрос. В.И. Ленин, оценивая Февральскую революцию, подчеркнул: «Эта восьмидневная революция была, если позволительно так метафорически выразиться, «разыграна» точно после десятка главных и второстепенных «репетиций»: «актеры» знали друг друга, свои роли, свои места, свою обстановку вдоль и поперек, насквозь, до всякого сколько-нибудь значительного оттенка политических направлений и приемов действия» (25, Т.31, С. 12.). Почему В.И. Ленин так выразился? Кого он называл «актерами»? Назовите основные политические силы, боровшиеся в революции. Как развивались события в Петрограде? Почему монархия Романовых, существовавшая более 300 лет, так легко пала в феврале 1917 г.? Что такое двоевластие, почему оно возникло и в чем проявлялось? Какова роль Февральской буржуазно-демократической революции в истории России? Завершилась ли революция 3 марта 1917г.? Возможна ли была в России победа буржуазно-демократической революции как победа буржуазии [Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 11. С. 35-49, 82-104; Т. 34. С. 155-159,180-199, 296-300 и др.]? Как этот вопрос решали Э. Карр, Д. Рид, П.Н. Милюков, А Рабинович, советские историки? Ваша точка зрения. Второй вопрос. Как сложилось соотношение сил в стране после февраля? Каковы были позиции ведущих политических партий по основным вопросам революции: устройство государственной власти, отношение к учредительному собранию и Временному правительству, аграрный и рабочий вопросы, война и мир? Как менялась позиция классов и партий весной и летом 1917 г.? Почему время правления Временного правительства было периодом следующих один за другим политических кризисов? О чем они свидетельствовали? Выявите их общие черты, своеобразие и значение. В литературе называют несколько альтернатив развития России в 1917 г.: буржуазно-помещичий путь, буржуазная демократия (власть умеренных социалистов), анархия, диктатура пролетариата. Какая из них была наиболее реальна и почему? Какие политические силы их олицетворяли? Кто и когда выдвинул лозунг «Вся власть Советам!». Третий вопрос. Назовите три политических лагеря в России в феврале 1917 г. В чем состоял классовый сдвиг летом 1917 г.? Можно ли в связи с перегруппировкой классовых сил считать меньшевиков и эсеров основными врагами рабочего класса? Почему историки считают, что окончилось двоевластие? Как изменились альтернативы развития России? Судьба лозунга «Вся власть Советам!». Четвертый вопрос. Какую альтернативу развития России представлял Корнилов? Почему Керенский отрешился от него и поддержал Петроградский совет? Лидер большевиков В. В. Ленин увидел возможность компромисса: коалиции социалистических партий в России, и тогда гражданская война стала бы невозможной. Почему не была осуществлена идея создания однородного социалистического правительства и опять была упущена возможность мирного перехода власти к советам? Пятый вопрос. Охарактеризуйте ситуацию в стране осенью 1917 г. Что преобладало в качестве предпосылок: зрелость русского капитализма или политическая обстановка 1917 г.? Созрела ли экономика, культура и другие общественные элементы для социалистического общества? Каковы критерии такого созревания? Как эту проблему оценивал В.И. Ленин? Что такое общенациональный революционный кризис? Действительно ли России грозила национальная катастрофа, как её предвидел В.И. Ленин? Могла ли экономическая политика Временного правительства вывести страну из кризиса? Каково соотношение понятий «революционная ситуация» и «революционный кризис»? Почему Временное правительство оказалось в социальной и политической изоляции? Почему осенью 1917 г. массы пошли за большевиками? Эволюция лозунга «Вся власть Советам!». Как шла подготовка вооруженного восстания? Раскройте ход событий в Петрограде 24-25 октября. Какое значение имело провозглашение Советской власти в Петрограде для победы социалистической революции в стране? Раскройте сущность и значение для судеб революции решений II Всероссийского съезда Советов.
Контрольные вопросы 1. Почему монархия Романовых, существовавшая более 300 лет, так легко пала в 1917 году? 2. В чем суть двоевластия и почему оно возникло? 3. Проследите эволюцию лозунга «Вся власть Советам!» 4. В чем состоял классовый сдвиг в июне–начале июля 1917 г.? 5. Возможен ли был союз большевиков с другими социалистическими партиями: меньшевиками и эсерами? 6. Могла ли экономическая политика Временного правительства вывести страну из кризиса? 7. Какое значение имело провозглашение Советской власти в Петрограде для победы социалистической революции в регионах? 8. Когда был принят Декрет о мире и его значение? Семинар 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.009 с.) |