ТОП 10:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

планы и методические указания к семинарским занятиям и СРС

 

 

Для студентов I курса

всех направлений и специальностей

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

 

Составители: В.В. Гермизеева, канд. ист. наук, доцент; А.Ф. Букин, канд. ист. наук, доцент; Т.В. Глазунова, ст. преп.; М.Т. Когут, канд. ист. наук, доцент; М.И. Машкарин, канд. ист. наук, доцент; Л.Д. Прохорова, канд. ист. наук, доцент; А.В. Рычков, канд. ист. наук, доцент; Н.И. Хроменкова, канд. ист. наук, доцент.

Методические указания содержат планы семинарских занятий, темы рефератов, проверочные тесты, предназначенные для самостоятельной работы студентов 1 курса всех направлений и специальностей.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

Введение

Дисциплина «История России» («История», «Отечественная история» – в соответствии с Основной образовательной программой конкретного направления бакалавриата или специалитета) входит в обязательный минимум содержания федерального компонента по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» ФГОС ВПО. Ее основная цель состоит в том, чтобы показать место истории в обществе, дать представление об истории как науке, рассмотреть основные этапы и содержание истории России с древнейших времен и до наших дней, воспитать и развить чувства патриотизма и любви к своей Родине.

К темам семинаров даны подробные методические указания и вопросы проблемного характера, которые помогут подготовиться к занятиям, научат работать с источниками и литературой.

В процессе освоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа студентов, которая связана с написанием рефератов, подготовкой к семинарским занятиям и проработкой лекций. Это дает возможность выработать и закрепить навыки самостоятельного изложения материала, способствует углубленному изучению отдельных исторических событий.

Тестирование является эффективной формой самопроверки знаний. Отвечая на вопросы, можно оценить степень готовности к семинарскому занятию, рубежному или семестровому контролю в форме зачета или экзамена.

Текст методического пособия составлен авторским коллективом: В.В. Гермизеева (семинары 4,8); Т.В. Глазунова (семинары 2,3); М.Т. Когут (семинары 5,7); М.И. Машкарин (семинары 6,9 – в соавторстве с М.Т. Когут); Л.Д. Прохорова (семинар 1); А.В. Рычков (семинар 10,11); Н.И. Хроменкова (семинар 12); А.Ф. Букин, В.В. Гермизеева (тестовые задания для самоконтроля)

 

Семинар 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

План

1. «Повесть временных лет» о создании Древнерусского государства. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

2. Российские историки (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) об основных предпосылках и становлении Древнерусского государства.

3. Древнерусское государство: территория, органы публичной власти, налоговая система. Крещение Руси.

4. Феодальные отношения в Древней Руси (по «Русской правде»).

Основная литература

История России в документах и материалах (IХ-ХIХ вв.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1993 – Кн. 1. – С. 4-8, 16-24, 37-43, 48, 62-74.

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. –

С. 3-8, 12-27.

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 5-6, 14-33.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 13-23, 45-55.

Прохорова Л.Д. История исторической науки: конспект лекций. / Л.Д. Прохорова – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – С. 47-49.

Прохорова Л.Д. История средних веков: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С. 7-10.

 

Дополнительная литература

Историографияистории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – С. 130-159.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 32-60, 63-68.

Когут М.Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): конспект лекций / М. Т. Когут. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 12-29.

Темы рефератов

1. Роль природно-географического фактора в истории Руси.

2. «Повесть временных лет» как исторический источник.

3. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский – выдающиеся российские историки.

4. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

5. Л.Н. Гумилев о взаимоотношениях Древней Руси и степных народов. (Русь и Степь).

6. Древняя Русь и Византия.

7. Политическое устройство Древнерусского государства.

8. Культура Древней Руси.

9. Крещение Руси.

10. Православная церковь и ее роль в жизни Древней Руси.

11. Экономическая жизнь Древней Руси.

12. «Русская правда» как исторический и юридический источник.

13. Община в системе социальных отношений на Руси.

14. Древнерусский город в системе социальных отношений.

 

Методические указания

Цель семинара – определить закономерности и специфику образования Древнерусского государства и формирования феодальных отношений на Руси.

Первый вопрос. Прочтите отрывок из древнейшего письменного источника по истории нашего государства – летописи «Повесть временных лет». При знакомстве с источником обратите внимание на даты событий. Учтите, что расхождение между современным календарем и календарем летописца составляет 5508 лет. Обратите внимание на описание автором жизни восточных славян и их ближайших соседей. Установите по тексту отношение летописца к факту призвания варягов в Новгород, его трактовку термина «русь».

Переходя ко второй части вопроса, целесообразно познакомиться с деятельностью немецких историков XVIII в. Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, приглашенных для работы в Академию наук России. (См.: Прохорова Л. Д. История исторической науки: конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. С. 47-49.) Каков, по вашему мнению, смысл созданной ими норманнской теории возникновения Древнерусского государства? Сопоставьте их точку зрения с позицией М.В. Ломоносова.

Второй вопрос. Изучите отрывки из работ российских историков о происхождении Древнерусского государства. Определите отношение каждого из них к норманнской теории (цель призвания варягов, происхождение термина «русь», степень влияния варягов на ход русской истории).

Видел ли Н.М. Карамзин предпосылки образования Древнерусского государства? Какие два объединенных центра он выделял, и с каким событием связывал завершение образования государства?

Какие предпосылки образования государства выделял С.М.Соловьев? Обратите внимание на описание им роли географического фактора в истории России, как шла борьба государственного и родового начала после призвания варягов. Каковы были взаимоотношения внутри великокняжеского рода? Какое событие, по мнению С.М. Соловьева, знаменовало победу государственного начала над родовым?

Соглашался ли с норманнской теорией В. О. Ключевский? Какие предпосылки образования государства называет он? Охарактеризуйте основные стадии становления государства, выделяемые В. О. Ключевским: городовая область – варяжское княжество – Киевская Русь.

Третий вопрос следует рассмотреть на основе карты, «Повести временных лет», учебной литературы. Проследите, как складывались основные признаки государства: 1) территория, 2) органы публичной власти, 3) налоговая система, 4) законодательтво.

Какую роль в истории государства сыграло принятие христианства по греческому образцу?

Четвертый вопрос. Прежде всего, вспомните, что такое феодализм и как шло складывание системы феодальных отношений в Западной Европе и мире (краткая характеристика генезиса и развития феодального строя дана в учебнике, а также в работе: Прохорова Л. Д. История средних веков: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 7-10.).

Проанализируйте «Русскую Правду» как источник по истории социально – экономических отношений Древней Руси. Дайте характеристику хозяйственного строя восточных славян, используя ст. 9, 15, 42, 43, 45, 54, 57, 81 Пространной редакции.

Какие статьи данного документа говорят о формах собственности на землю? Дайте характеристику княжеского домениального владения (ст. 1, 19-28, 34, 38 Краткой редакции). Обратите внимание на ст. 46 Пространной редакции, в которой названы основные формы земельной собственности в Киевской Руси.

Изучите ст. 13, 19, 20 и 38 Краткой «Правды» и ст. 3–8 , 34, 40 Пространной. Как зарождалось общинное мировоззрение, складывался менталитет русского общинника?

Какие группы населения называют обе редакции «Русской Правды»? О чем свидетельствуют различные размеры штрафа за убийство в Краткой и Пространной редакциях?

Какое заключение о характере общественного строя Древней Руси можно сделать на основании «Русской Правды»? Дает ли содержание этого источника основание говорить об особом варианте русского феодализма и если да, то в чем его отличительные черты?

 

Контрольные вопросы

1. Когда и кем была составлена летопись «Повесть временных лет»? Каково историческое значение этого памятника древнерусской литературы?

2. Определите политический смысл норманнской теории.

3. Какие аргументы использует М.В. Ломоносов в своей критике норманнской теории?

4. Каковы взгляды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского на природу древнерусского государства? Определите отношение каждого из них к норманнской теории.

5. Дайте характеристику сущности феодализма и назовите его основные черты.

6. На основании текста «Русской правды» охарактеризуйте основные категории населения Древней Руси.

7. Какие можно выделить особенности исторического процесса в период существования Древнерусского государства?

 

Семинар 2

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.)

 

План

1. Предпосылки и особенности образования централизованного государства на Руси. Объединительные центры и альтернативы развития.

2. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

3. Завершение централизации страны. Реформы Ивана IV.

Основная литература

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 69-85.

История России в документах и материалах (IX-XIX): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова – Омск: ОмГТУ, 1993. – Кн. 1. – С. 25-31, 43-49.

История России в контексте мировой цивилизации: учеб. пособие /Сост.: М. Т. Когут и др. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 16-17, 19-20.

Хрестоматия по истории России : учеб. пособие / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 83-84, 99-108, 101-105, 110-131.

 

Дополнительная литература

Борисов Н.С. Иван III / Николай Борисов – 2-е изд., испр. – М. : Молодая гвардия, 2003. – С. 5-50.

Карамзин Н.М. История Государства Российского: в 12 т., в 3 кн. / Н.М. Карамзин – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005 – Кн. 1. Т. I-IV. – 2005. – С. 555-599.

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории / В.О. Ключевский – М. : Рассвет - 1992. – С. 58-66, 79-96.

Когут М.Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): конспект лекций / М. Т. Когут – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 36-56.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст] : учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров ; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М. : Юрайт, 2011. – С.114-178, 181-187, 195-200.

Пчелов Е.В. Правители России от Юрия Долгорукого до наших дней: история династии / Е.В. Пчелов и др. – 3-е изд., испр. и доп. М. : Грантъ, 1999. – С. 22-41.

Царь Иван IV Грозный. Самодержавный и самовластный. Свидетельства прижизненные. Да ведают потомки… / Изд. подг. С.В. Перевезенцев. – М. : Русский мир, 2005. – 720 с.

 

Темы рефератов

1. Политический портрет московского князя (по выбору студента).

2. Церковь во второй половине XII–XV вв.

3. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

4. Церковь и государство во второй половине XV – начале XVI в.

5. Деятели Избранной Рады и их судьба: А. Адашев, А. Курбский, митрополит Макарий (по выбору студентов).

6. Русская культура в XV-XVI вв.

7. Внешняя политика Московского государства.

 

Методические указания

Цель семинара – рассмотреть особенности процесса объединения русских земель, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы и проследить территориальные изменения в результате объединительного процесса и методы, которыми осуществлялся вышеназванный процесс.

Первый вопрос. В первую очередь свой ответ необходимо начать с раскрытия предпосылок к объединению русских земель. Особое внимание следует обратить на рассмотрение влияния внешнеполитического фактора на объединение земель на Руси.

Раскройте сущность политической системы Владимирского княжения на рубеже XIII–XIV вв. Важно понимать, как протекал объединительный процесс в Северо-восточной Руси, какую роль в нем играла борьба за обладание ярлыком на великое княжение Владимирское, и почему именно Москва и Тверь стали основными соперниками. Определите факторы, повлиявшие на возвышение Москвы, способствовавшие превращению ее в лидера объединительного процесса, усилению ее политического и экономического могущества. Необходимо объяснить принципы политики первых московских князей и причины возвышения Москвы, опираясь на сочинения В.О. Ключевского. Кроме того, процесс объединения русских земель следует рассматривать в неразрывной связи с борьбой русского народа против Золотой орды – особое внимание при этом нужно обратить на Куликовскую битву, ее военное и политическое значение. Какие возможные пути развития государства существовали в данный период?

Второй вопрос. Отвечая на данный вопрос важно помнить, что объединение самостоятельных русских княжеств в единое государство заняло почти два века.

Следует обратить внимание, что во внешней политике Московского государства в рассматриваемый период можно выделить три основных направления: 1) борьба с Ордой с целью свержения ига; 2) борьба за возвращение русских земель, вошедших в состав Великого княжества Литовского, и воссоединение с украинскими и белорусскими землями; 3) борьба с Ливонским орденом.

Наиболее важной из внешнеполитических задач для Руси было избавление от ига Орды. При этом необходимо вспомнить, что в первой половине XV в. золотоордынское государство распалось на ряд самостоятельных ханств. Эти ханства и орды враждовали между собой, чем и воспользовался Иван III. Необходимо знать, как развивались дальнейшие события, вошедшие в историю под названием «Стояния на реке Угре» и явившиеся символическим завершением монголо-татарского ига.

В период правления Ивана III на Руси происходит очень важное событие: вследствие объединения большинства русских земель вокруг Москвы образуется единое русское государство, получившее название Московского государства. В связи с этим необходимо проследить, как протекал процесс собирания земель при Иване III. Следует обратить внимание на то, как проходило присоединение к Москве Новгородской земли, закончившееся в 1478 г., и Тверской земли (1485 г.).

Как шел процесс присоединения северо-восточных и северо-западных русских земель при Василии III? Именно при нем к Москве были присоединены Псков и Рязанское княжество, а на карте Европы появилось новое мощное государство – Россия.

Обращаясь к характеристике формирования общероссийских органов управления и особой формы государственности, нужно отметить концентрацию власти, выразившуюся, в частности, в служебно-подданических отношениях (византийское наследство); создании общероссийской системы управления (Боярская дума, Казна, Войско, Судебник).

Покажите, чем было предопределено и как шло утверждение самодержавной тенденции, какие факторы повлияли на ее становление. Проиллюстрируйте отношения церкви и власти в этот период.

Третий вопрос. Эпоха Ивана IV Грозного была временем сложным и противоречивым. Тем не менее, в этот период началось осуществление крупных преобразований, проведенных в масштабах единого Российского государства.

Десятилетие реформ было связано с деятельностью Избранной рады. Вспомните, кто входил в ее состав, и откуда происходит такое название? Покажите, как реформы, проводимые Избранной радой, способствовали оформлению централизованного государства? Как складывалась самодержавная монархия? Каковы, на Ваш взгляд, причины падения правительства Избранной рады?

Период с 1565 г. по 1572 г. именуется опричниной Ивана Грозного. Что означает это понятие? Подумайте над сущностью опричнины. Сравните точки зрения историков XIX в., 1920-30-х годов и современных исследователей на роль, смысл и значение опричнины. Выскажите свое суждение. В заключение подведите итоги внутренней политики Ивана IV.

 

Контрольные вопросы

1. Какие существовали предпосылки для объединения русских земель?

2. Как проходила борьба русского народа против Золотой Орды?

3. Как протекал процесс собирания земель?

4. Охарактеризуйте сформировавшиеся общероссийские органы управления, систему управления.

5. Как происходило формирование государства Российского при Иване III и Василии III?

6. Раскройте, как реформы Избранной Рады способствовали оформлению централизованного государства?

7. Раскройте понятие «ополчение». Объясните его значение.

 

Семинар 3

 

План

1. Смутное время в России: причины, ход и итоги.

2. Основные направления внутренней политики первых Романовых. Начало европеизации России.

3. Реформы Петра I и их значение.

4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: характерные черты, особенности и противоречия.

Основная литература

История России в документах и материалах (IX-XIX): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1993 – Кн. 1. – С. 14-16, 34-37, 49-56.

История России в контексте мировой цивилизации: учеб. пособие / Сост.: М. Т. Когут и др. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 21-26.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 133-151, 155-186, 200-220.

История России : учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 85-98, 128-145, 154-178.

 

Дополнительная литература

Валишевский К. Петр Великий: ист. исслед. / К. Валишевский. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 474 с.

Великая русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI-XVII вв. – М. , 2007. – 671 с.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века: опыт целост. анализа / А. Б. Каменский – М. : Изд-во РГГУ, 2001. – С. 59-154, 315-472.

Павленко Н.И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. – М. : Молодая гвардия, 2004. – 493 с.

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров ; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М. : Юрайт, 2011. – С.220-241, 253-266, 314-355, 417-435.

Российские государи: 1598-1917 / Авт.-сост. М. Г. Давыдов. – Смоленск : Русич, 2004. – 250-322, 322-365, 453-487.

Сочинения Екатерины II / Сост. О.Н.Михайлов. – М. : Совет. Россия, 1990. – 382 с.

Ульяновский В.И. Смутное время / Василий Ульяновский. – М. : Европа, 2006. – 438 с.

 

Темы рефератов

1. Самозванцы в России.

2. Внешняя политика России в XVII в.

3. К. Минин и Д. Пожарский.

4. «Птенцы гнезда Петрова» (биографии выдающихся деятелей петровского времени – по выбору студентов).

5. Особенности сословно-представительной монархии в России.

6. Реформы в России в начале XVIII в.

7. Дворцовые перевороты: социально-политическая сущность, последствия.

 

Методические указания

Цель семинара – рассмотреть развитие России, для которой XVII-XVIII вв. было временем решительных перемен во всех сферах общественно-политической жизни; проследить, как утверждение и укрепление абсолютизма сочеталось с процессом начала модернизации России.

Первый вопрос. Свой ответ необходимо начать с анализа причин возникновения Смуты, которые следует искать в прекращении династии Рюриковичей (1598 г.), сложной экономической и социально-политической обстановке в стране, сложившейся в конце XV– начале XVII вв.

Подробно дайте характеристику этапов Смутного времени. Постарайтесь объяснить, почему этот период отечественной истории характеризуют как первую гражданскую войну в России.

В заключение этого вопроса следует рассказать о воцарении династии Романовых (1613 г.), возрастании роли Земских соборов в условиях ослабления государственной власти, Столбовском мире со Швецией (1617 г.) и Деулинском перемирии с Речью Посполитой (1618 г.), которыми завершается Смутное время.

Особое внимание следует уделить альтернативам выборов Земского собора. Почему выбор пал на семью Романовых?

Второй вопрос. В ответе на данный вопрос, необходимо дать характеристику развития России при первых Романовых – Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Следует объяснить изменения в государственном строе России, постепенный переход от сословно-представительной монархии в абсолютную, и упомянуть, чем этот процесс отличался от западноевропейского.

Рассматривая становление российской государственности при первых Романовых, нужно обратить внимание на развитие русского законодательства и на особую роль в нем Соборного Уложения 1649 г. Важно иметь представление о социальных и экономических изменениях, произошедших в XVII в.: процессе закрепощения крестьян, формировании единого сословия дворянства, складывании всероссийского рынка. Дополнительно следует осветить вопрос об отношениях церкви и государства в XVII в., уяснить причины раскола русской православной церкви и его последствия. Необходимо также знать основные направления внешней политики России при первых Романовых.

Обратите внимание на государственное реформирование в период правления первых Романовых (стабилизация положения в стране и восстановление народного хозяйства). Подчеркните, что политическая линия Алексея Михайловича также была направлена на стабилизацию социально-экономических и политических отношений. Из кого состояло окружение царя Алексея Михайловича? В чем проявилась преобразовательная атмосфера этого периода? В чем сущность Соборного Уложения 1649 г.? Подчеркните, что это был первый законодательный памятник России, действовавший до 1832 г. Соборное Уложение юридически окончательно оформило крепостничество.

Охарактеризуйте внутреннюю политику первых Романовых. Подчеркните, что одной из главных сфер, упорядоченных Алексеем Михайловичем, была налогово-финансовая. Вспомните, какие прямые и косвенные налоги взимались в XVII в.? В чем заключался протекционистский характер Торгового и Новоторгового уставов? Чем была обусловлена такая политика?

В 1682 г. было отменено местничество. Почему? Что означает этот термин? Еще ранее, в конце 70-х гг., была проведена налогово-финансовая реформа, суть которой сводилась к переходу от поземельной формы налогообложения к подворной. Подумайте, что давала новая система налогообложения?

Раскройте суть военно-административной реформы. Подчеркните, что в годы правления Федора Алексеевича были созданы все условия для будущего государственного реформирования. В заключение дайте оценку времени правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Третий вопрос. Нужно иметь в виду, что при реформировании России у Петра I не было какого-то заранее задуманного плана. Важнейшими и непосредственными стимулами преобразовательной деятельности Петра I были необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.

Охарактеризуйте реформы государственного аппарата, военную, церковную. Расскажите о преобразованиях в экономической сфере. Поясните, что означают понятия «меркантилизм», «протекционизм». Сформулируйте итоги и значение петровской модернизации.

Обратите внимание, что систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Это общеевропейская форма, но в каждой из стран она имела свою специфику. В связи с этим нужно ответить на вопрос, в чем состоят особенности российского абсолютизма.

Четвертый вопрос. Для ответа на этот вопрос, необходимо понять смысл терминов «абсолютная монархия» и «просвещенный абсолютизм». Важно учесть, что время правления Екатерины II совпало с деятельностью западноевропейских просветителей и эпохой Великой французской революции, что наложило существенный отпечаток на политику императрицы.

Следует понять сущность и содержание «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, а также усвоить, что главной целью ее политики было расширение жестких рамок петровского варианта модернизации, укрепление абсолютистского государства и всемерная поддержка его опоры – дворянства.

Характеризуя реформы Екатерины II, необходимо остановиться, прежде всего, на указах первых лет правления, «Наказе» депутатам, Уложенной комиссии, губернской реформе, «Жалованных грамотах» дворянству и городам, а также на преобразованиях в области экономики и культуры.

Составьте таблицу «Сравнительная характеристика абсолютизма Петра I и «просвещенного абсолютизма» Екатерины II».

 

Вопросы для сравнения (сферы деятельности) Абсолютизм Петра I «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

 

Вопросы, которые необходимо сравнить: внутренняя политика, экономика, духовная жизнь, внешняя политика.

Нужно осмыслить результаты и последствия политики «просвещенного абсолютизма», которая, несмотря на либеральные идеи, отличалась социально-политическим консерватизмом.

Подумайте о причинах усиления крепостного права в России во второй половине XVIII в.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику причин возникновения смуты, ее этапов (экономическая, социальная, политическая).

2. Что способствовало окончанию Смутного времени? Итоги Смуты.

3. Каковы основные направления внутренней политики первых Романовых?

4. Каковы причины распада русской православной церкви и его последствия?

5. Каковы причины преобразовательской деятельности Петра I?

6. Охарактеризуйте реформы государственного аппарата, военные и церковные реформы. Их значение.

7. Дайте характеристику «абсолютной монархии» и «просвещенного абсолютизма» (особенности, противоречия)?

8. Дайте характеристику реформ Екатерины II?

9. Каковы результаты и последствия политики Екатерины II?

Семинар 4

План

1. Конституционные проекты М.М. Сперанского, Н.М. Муравьева,

П.И. Пестеля.

2. Теория «официальной народности».

3. Западники и славянофилы.

4. А.И. Герцен и теория «общинного социализма».

 

Основная литература

История России в документах и материалах (IX-XIX вв.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова – Омск: ОмГТУ, 1993. – Кн. 1. – С. 81-102.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 243-257.

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 223-236.

Дополнительная литература

История России XVIII-XIX веков / Под ред. Л.В. Милова – М.: Эксмо, 2006 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist116.htm, свободный.

История России XIX – начала ХХ в.: учеб. / В.А. Георгиев, Н.Д. Ерофеев [и др.] / отв. ред. В.А. Федоров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 79-89, 153-169.

Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО Изд-во АСТ», 2004. – С. 239-254, 335-360.

Некрасова, М.Б. Отечественная история: учеб. пособие / М.Б. Некрасова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – С. 163-167, 176-186.

Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 578-599, 638-657.

Темы рефератов

1. Александр I: политический портрет.

2. Правительственный курс Александра I: программа либеральных реформ.

3. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева.

4. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

5. Отечественная война 1812 г. и её историческое значение.

6. П.И. Пестель о формировании своих политических взглядов.

7. Движение декабристов.

8. Декабристы в Сибири.

9. Российское общество во второй четверти XIX в.

10. Деятельность кружка Н.В. Станкевича

11. Россия при Николае I.

12. П.Я. Чаадаев.

13. Петрашевцы.

14. «Мрачное семилетие» 1848-1855 гг.

15. Русская культура первой половины XIX в.

 

Методические указания

Цель семинара – проследить основные этапы развития русской общественной мысли первой половины XIX в.

Первый вопрос. Обратите внимание на начальный период правления Александра I, первые административные преобразования (создание министерств, реформирование Сената).

Александр I в 1809 г. поручил М.М. Сперанскому разработать проект коренных реформ. Проанализируйте проекты преобразований, разработанные М.М. Сперанским. Что в них могло способствовать утверждению конституционной монархии? Почему они остались нереализованными?

Почему в конце царствования Александра I вместо реформ наступило укрепление абсолютизма и крепостничества?

Проанализируйте программные документы «Южного» и «Северного» обществ.

«Русская правда» П.И.Пестеля (программа установления республиканского правления, структура верховных властей, отношение к частной собственности, гражданским правам, крепостному праву и пр.)

«Конституция» Н.М. Муравьёва (программа государственного устройства России, функции основных органов власти, преобразование судебной системы, отношение к сословиям и крепостному праву).

Определите, что объединяло, а что различало эти программные документы (государственное устройство: тип государственной власти; законодательная, исполнительная, судебная власти, гражданские права и свободы, избирательная система, местное управление, аграрный вопрос (отношение к крепостному праву, дворянскому землевладению, наделению крестьян землей: размер и условия). Какой вопрос являлся центральным в конституционных проектах декабристов?

Каково историческое значение восстания декабристов? Рассмотрите, как к нему относились представители различных течений русской общественной мысли второй четверти XIX в.?

Составьте сравнительную таблицу:

Вопросы для сравнения М.М.Сперанский Н.М. Муравьев П.И. Пестель

Вопросы для сравнения: государственное устройство, гражданские права и свободы, избирательная система, местное управление, аграрный вопрос.

Второй вопрос. Охарактеризуйте личность Николая I и его политические воззрения. Какие факторы оказывали влияние на внутреннюю политику? Как кризис крепостнической системы повлиял на общественное движение 30-50-х гг. XIX в.?

Рассмотрите развитие русского общества после подавления восстания декабристов. С чем была связана необходимость идеологического обоснования самодержавия?

Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырев и др. Это направление опиралось на положения, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права.

В начале 1830-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официальной народности». Проанализируйте основные положения теории. Какие три принципа составляли ее основу? Социальная направленность и критика теории «официальной народности».

Третий вопрос. Рассмотрите какую роль сыграла публикация первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева в журнале «Телескоп» (1936 г.) в развитии общественного движения. Как правительство отреагировало на эту публикацию?

Проанализируйте его основные идеи. Как П.Я. Чаадаев объяснял и оценивал особенности исторического развития России?

Проследите в каких условиях развивалось общественное движение 30-50-х гг. XIX в. Оформление каких общественных течений и концепций происходит в этот период?

Выделите особенности общественного движения 30-50-х гг. XIX в. Какую роль играли художественная литература и литературная критика в общественной жизни России в эти годы?

Основные положения славянофильства и его идеологи (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.). Почему славянофилы считали Россию самобытной страной и в чем видели эту самобытность? Как они оценивали петровские реформы? Каким видели будущее России?

Основные положения западничества. Идеологи западничества (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков, Б.Н. Чичерин и др.). Как западники оценивали прошлое России? Как они относились к преобразовательной деятельности Петра I? Какие предлагали пути преобразования России?

Сравните взгляды славянофилов и западников на прошлое и будущее России. Какие вопросы оказались в центре идейных споров 30-50-х гг. XIX в.? Почему?

Какие факторы, на ваш взгляд, оказали существенное влияние на формирование специфики русской общественной мысли первой половины XIX в.

Четвертый вопрос. Рассмотрите особенности революционной демократии. Каковы были цели и методы этого идейного течения? Европейские революции 1848-1849 гг. и их влияние на формирование взглядов А.И. Герцена.

Рассмотрите деятельность А.И. Герцена за границей.

Основные положения теории «общинного социализма». Какое значение придавал А.И. Герцен сельской общине? Почему он считал, что русская община может стать основой развития социалистического общества?

Почему он был уверен, что Россия может сократить путь к социализму? Какие предлагал пути для проведения предлагаемых преобразований? Как А.И. Герцен относился к крепостному праву?

Какова роль теории «общинного социализма» А.И. Герцена в общественной мысли России.

 

Контрольные вопросы

1. Как и в какой степени личные качества Александра I влияли на его внутреннюю политику?

2. Почему проекты преобразований, разработанные М. М. Сперанским, не были реализованы?

3. Каково историческое место движения декабристов и в чем состоит его историческое значение?

4. К каким результатам привели меры, осуществленные Николаем I в целях укрепления государственного аппарата?

5. Какие три принципа составляют основу теории «официальной народности»?

6. Почему философские письма П.Я. Чаадаева стали вызовом официальной идеологии и всколыхнули всю общественную мысль России?

7. В чем проявилось усиление бюрократических тенденций в государственном устройстве и управлении во второй четверти XIX в.?

8. Каковы особенности и основные этапы общественного движения в России 30-50-х гг. ХIХ в.?

 

Семинар 5

План

1. Содержание крестьянской реформы 1861 г. и создание условий для б







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.75.58 (0.047 с.)