Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Реформы и контрреформы в России

Поиск

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Итоги и значение реформ.

5. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание следующих понятий: земство, конституция, курия, модернизация, реформа, контрреформы в России.

Земство (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914-1918гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918г. декретом Советского правительства.

Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Избирательные курии — особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а так же сами избиратели, составляющие эти разряды.

Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами; взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, ростом бюрократии, формированием политических институтов современного типа и т.д.

Реформа (лат. reformo) — преобразование, вводимое законодательным путем.

 

Контрреформы в России — принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., означавших пересмотр основных положений реформ 1860-х гг., а именно: восстановление предварительной цензуры (1882г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884г.), введение института земских начальников (1889г.), установление бюрократической опеки над земским (1890г.) и городским (1892г.) самоуправлением.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1855-1881гг. – время правления Александра II

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864г. – судебная, земская, городская реформы

1877-1878гг. – русско-турецкая война

1881-1894гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

 

 

Литература к первому вопросу

 

1. Захарова, Л.Г. Самодержавие и реформы в России 1861 – 1874. К вопросу о выборе пути / Л.Г. Захарова // Великие реформы в России 1856 – 1874. – М.: МГУ, 1992.

2. Заичкин, И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго / И.А. Заичкин. – М.: Мысль, 1994.

3. Крымская война: 1853 – 1856 (неизвестные страницы) // Родина. – 1995. – № 3, 4.

4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

5. Шестопалов, А.П. Николай Алексеевич Милютин / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2004. – №12.

6. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

7. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

8. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

9. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалов // Отечественная история. –2008. – №5.

10. Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/

11. http://lichm.narod.ru/

12. http://www.hronos.km.ru/

13. http://hist0rical.ru

 

Методические советы

 

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Великие реформы в России. 1856 - 1874. / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: МГУ, 1992. – 336с.

2. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Крепостное право и его отмена. История и современность / Serfdom in Russia and Its Abolition: History and Present-Day Issues. – М.: Эйдос, 2005. – 164 с.

4. Шестопалов, А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг. / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2005. – №4.

5. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

6. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

7. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html

8. http://hist0rical.ru

9. http://www.hrono.info/dokum/19_02_1861.html

 

Методические советы

 

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Манифест 19 февраля 1861 года. Какими были условия выхода крестьян из крепостной зависимости? Как решался вопрос о земле? Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

 

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Абрамов, В.Ф. Земство, народное образование и просвещение / В.Ф. Абрамов // Вопросы истории. – 1998. – № 8.

2. Сигиферова, Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В.Головине (60-е годы ХIX в.) / Е.Л. Сигиферова // Отечественная история. – 1995. – № 5.

3. Хрестоматия по истории Отечества. – Челябинск: ЧГТУ, 1995.

4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

5. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

6. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

7. Андреев, С.А. Экономическая деятельность земств Поволжья в середине XIX-начале XX в. / С.А. Андреев // Вопросы истории. – 2009. – №.4.

8. http://www.hronos.km.ru/

9. http://hist0rical.ru

 

Методические советы

 

Снятие с деревни крепостнических оков неизбежно вело к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней характер, судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования. Раскройте цель, структуру и задачи земских учреждений. Почему правительство стремилось ограничить полномочия гласных и свернуть их деятельность? Почему традиционно считается, что в кругу реформ 1860 – 70-х годов наиболее демократичный характер обрело преобразование суда и судебных учреждений? В чем состояли изменения судебной системы?

Как изменился порядок организации армии и военной повинности? В чем состояли демократические преобразования народного образования? Чем можно объяснить непоследовательность, половинчатость «Великих реформ»?

 

Литература к четвертому вопросу

 

1. Искандеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция / А.А. Искандеров // Вопросы истории. – 1999. – № 11, 12.

2. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

3. Захарова, Л.Г. Александр II и польский вопрос / Л.Г. Захарова // Новая и новейшая история. – 2005. –№4-5.

4. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

5. Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии / Н.Г. Королева // Отечественная история. – 2007. – №4.

6. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалова // Отечественная история. – 2008. – №5.

7. Шуляк, Е.В. Земства и земская медицина в Уфимской губернии в конце XIX - начале ХХ в. / Е.В. Шуляк // Вопросы истории. – 2009. – №2.

8. Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова – http://www.perspektivy.info/ hisrory/velik_ reform_1860-1870.htm

9. http://students.chemport.ru/materials/history.htm

10. http://lichm.narod.ru/

 

Методические советы

 

Известный писатель и историк Н.Я.Эйдельман назвал реформы 60-х годов ХIX века в России «революцией сверху». Но ряд виднейших специалистов по истории России не поддерживает это мнение. Каковы их аргументы? Каким было состояние сельского хозяйства в 70 – 90-х годах ХIX в.? Как это отражалось на экономике в целом? В чем выразился политический кризис конца 1870-х годов? Раскройте процесс разрушения традиционной структуры общества, появление новых слоев и групп населения. Как формировались и что собой представляли российская буржуазия и пролетариат? Каким образом происходила постепенная утрата дворянством экономического могущества и монополии на власть?

 

Литература к пятому вопросу

 

1. Собко, Е.М. Государственный совет и контрреформы / Е.М. Собко // Вопросы истории. – 1995. – № 11.

2. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

4. Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с.

5. Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html

7. http://scepsis.ru/library/id_1537.html

8. www.portal-slovo.ru/rus/history/86/107/&part=2

 

Методические советы

 

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты?

 

Р е ф е р а т

 

1. Политический портрет Александра II.

 

Литература

 

1. Долбилов, М.Д. Александр II и отмена крепостного права / М.А. Долбилов // Вопросы истории. – 1998. – № 10.

2. Степанова, А.В. Князь А.И. Урусов - личный враг Александра II / А.В. Степанова // Вопросы истории. – 2008. – №11.

3. Ляшенко, Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств / Л.М. Лященко — М.: Молодая гвардия, 2002.

4. Сафонов, А.П. Александр II. Имя Россия. Исторический выбор 2008. / А.П. Сафонов. — М.: АСТ, 2009.

5. Татищев, С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование / С.С. Татищев — М.: Эксмо, 2009.

6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand2.html

7. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

8. http://hist0rical.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.01 с.)