Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Реформы и контрреформы в России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.
П л а н
1. Предпосылки реформ Александра II. 2. Отмена крепостного права. 3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы. 4. Итоги и значение реформ. 5. Контрреформы: причины, идеология, последствия.
Уясните содержание следующих понятий: земство, конституция, курия, модернизация, реформа, контрреформы в России. Земство (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914-1918гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918г. декретом Советского правительства. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. Избирательные курии — особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а так же сами избиратели, составляющие эти разряды. Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами; взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, ростом бюрократии, формированием политических институтов современного типа и т.д. Реформа (лат. reformo) — преобразование, вводимое законодательным путем.
Контрреформы в России — принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., означавших пересмотр основных положений реформ 1860-х гг., а именно: восстановление предварительной цензуры (1882г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884г.), введение института земских начальников (1889г.), установление бюрократической опеки над земским (1890г.) и городским (1892г.) самоуправлением.
Хронология Запомните следующие даты:
1855-1881гг. – время правления Александра II 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России 1864г. – судебная, земская, городская реформы 1877-1878гг. – русско-турецкая война 1881-1894гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ
Литература к первому вопросу
1. Захарова, Л.Г. Самодержавие и реформы в России 1861 – 1874. К вопросу о выборе пути / Л.Г. Захарова // Великие реформы в России 1856 – 1874. – М.: МГУ, 1992. 2. Заичкин, И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго / И.А. Заичкин. – М.: Мысль, 1994. 3. Крымская война: 1853 – 1856 (неизвестные страницы) // Родина. – 1995. – № 3, 4. 4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003. 5. Шестопалов, А.П. Николай Алексеевич Милютин / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2004. – №12. 6. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4. 7. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с. 8. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с. 9. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалов // Отечественная история. –2008. – №5. 10. Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/ 11. http://lichm.narod.ru/ 12. http://www.hronos.km.ru/ 13. http://hist0rical.ru
Методические советы
Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?
Литература ко второму вопросу
1. Великие реформы в России. 1856 - 1874. / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: МГУ, 1992. – 336с. 2. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003. 3. Крепостное право и его отмена. История и современность / Serfdom in Russia and Its Abolition: History and Present-Day Issues. – М.: Эйдос, 2005. – 164 с. 4. Шестопалов, А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг. / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2005. – №4. 5. Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с. 6. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm 7. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html 8. http://hist0rical.ru 9. http://www.hrono.info/dokum/19_02_1861.html
Методические советы
Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии? Манифест 19 февраля 1861 года. Какими были условия выхода крестьян из крепостной зависимости? Как решался вопрос о земле? Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?
Литература к третьему вопросу
1. Абрамов, В.Ф. Земство, народное образование и просвещение / В.Ф. Абрамов // Вопросы истории. – 1998. – № 8. 2. Сигиферова, Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В.Головине (60-е годы ХIX в.) / Е.Л. Сигиферова // Отечественная история. – 1995. – № 5. 3. Хрестоматия по истории Отечества. – Челябинск: ЧГТУ, 1995. 4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003. 5. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4. 6. Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с. 7. Андреев, С.А. Экономическая деятельность земств Поволжья в середине XIX-начале XX в. / С.А. Андреев // Вопросы истории. – 2009. – №.4. 8. http://www.hronos.km.ru/ 9. http://hist0rical.ru
Методические советы
Снятие с деревни крепостнических оков неизбежно вело к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней характер, судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования. Раскройте цель, структуру и задачи земских учреждений. Почему правительство стремилось ограничить полномочия гласных и свернуть их деятельность? Почему традиционно считается, что в кругу реформ 1860 – 70-х годов наиболее демократичный характер обрело преобразование суда и судебных учреждений? В чем состояли изменения судебной системы? Как изменился порядок организации армии и военной повинности? В чем состояли демократические преобразования народного образования? Чем можно объяснить непоследовательность, половинчатость «Великих реформ»?
Литература к четвертому вопросу
1. Искандеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция / А.А. Искандеров // Вопросы истории. – 1999. – № 11, 12. 2. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003. 3. Захарова, Л.Г. Александр II и польский вопрос / Л.Г. Захарова // Новая и новейшая история. – 2005. –№4-5. 4. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4. 5. Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии / Н.Г. Королева // Отечественная история. – 2007. – №4. 6. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалова // Отечественная история. – 2008. – №5. 7. Шуляк, Е.В. Земства и земская медицина в Уфимской губернии в конце XIX - начале ХХ в. / Е.В. Шуляк // Вопросы истории. – 2009. – №2. 8. Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова – http://www.perspektivy.info/ hisrory/velik_ reform_1860-1870.htm 9. http://students.chemport.ru/materials/history.htm 10. http://lichm.narod.ru/
Методические советы
Известный писатель и историк Н.Я.Эйдельман назвал реформы 60-х годов ХIX века в России «революцией сверху». Но ряд виднейших специалистов по истории России не поддерживает это мнение. Каковы их аргументы? Каким было состояние сельского хозяйства в 70 – 90-х годах ХIX в.? Как это отражалось на экономике в целом? В чем выразился политический кризис конца 1870-х годов? Раскройте процесс разрушения традиционной структуры общества, появление новых слоев и групп населения. Как формировались и что собой представляли российская буржуазия и пролетариат? Каким образом происходила постепенная утрата дворянством экономического могущества и монополии на власть?
Литература к пятому вопросу
1. Собко, Е.М. Государственный совет и контрреформы / Е.М. Собко // Вопросы истории. – 1995. – № 11. 2. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003. 3. Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4. 4. Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с. 5. Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/ 6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html 7. http://scepsis.ru/library/id_1537.html 8. www.portal-slovo.ru/rus/history/86/107/&part=2
Методические советы
Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты?
Р е ф е р а т
1. Политический портрет Александра II.
Литература
1. Долбилов, М.Д. Александр II и отмена крепостного права / М.А. Долбилов // Вопросы истории. – 1998. – № 10. 2. Степанова, А.В. Князь А.И. Урусов - личный враг Александра II / А.В. Степанова // Вопросы истории. – 2008. – №11. 3. Ляшенко, Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств / Л.М. Лященко — М.: Молодая гвардия, 2002. 4. Сафонов, А.П. Александр II. Имя Россия. Исторический выбор 2008. / А.П. Сафонов. — М.: АСТ, 2009. 5. Татищев, С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование / С.С. Татищев — М.: Эксмо, 2009. 6. http://hronos.km.ru/biograf/alexand2.html 7. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm 8. http://hist0rical.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.01 с.) |