ТОП 10:

Понятие и предмет экологического права.



Понятие и предмет экологического права.

Предмет экологического права – совокупность общественных, волевых, экологических правоотношений, возникающих в области взаимодействия общества и природы. Все общественные отношения подразделяются на: комплексные и отраслевые. Отраслевые – земельные, водные, лесные, звукоохранные, фаунистические и др. Это те, которые возникают по поводу отдельной природной области. Комплексные – это отношения, регулирующие использование и охрану отдельных природных территорий и комплексов (заповедник, заказник, национальный парк). Отношения: регулятивные (регулируют использование) и охранительные (регулируют охрану природной среды и объектов природной среды). Есть и другие основания. По содержанию: 1) Отношения собственности на природные ресурсы, получили развитие (формы и виды собственности, прекращение права собственности.) 2) Отношения в сфере управления: предоставление и изъятие природных объектов – мониторинг, планирование охраны, осуществление контроля. 3) Отношения по использованию природных объектов. 4) Охранительные – возникают при нарушении экологического законодательства. Отношения делятся на: материальные и процессуальные. Материальные – складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под охраной. Процессуальные – отношения по поводу обеспечения порядка природоресурсной и природоохранной деятельности. Метод – способы воздействия на участников общественных отношений. Особенности: для регулирования экологических отношений используется комплексный метод, включающий элементы административно-правового метода и гражданско-правового метода. Большинство ресурсов принадлежит государству. Административно-правовым методом регулируются отношения по предоставлению природных объектов по их изъятию, контролю за их использованием по применению мер юридической ответственности. Есть гражданско-правовые отношения (обмен, купля-продажа). Субъекты равны. Гражданско-правовым методом регулируются отношения частной собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по возмещению вреда, причинённого в результате нарушения экологического законодательства. Метод экологизации – установление политических, организационных, юридических и экономических гарантий, исполнение экологических правовых требований при осуществлении хозяйственной деятельности.

Понятие и виды источников экологического права.

Право собственности на обьекты экологического права.

Понятие права собственности. Субъекты и формы собственности.

Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих правомочие собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения природными объектами. Не все природные объекты являются объектами собственности. Природные ресурсы, которые могут быть объектами права собственности – это земля, её недра, воды, леса, растительный мир, животный мир. Не могут быть объектами – атмосферный воздух, энергетические ресурсы ветра, климатические ресурсы, солнечная радиация. В РБ две формы собственности: государственная и частная. Государственная: земли, за исключением переданных в частную собственность, недра, леса, воды, животный мир. Частная собственность (у граждан и юридических лиц): земельные участки.

Субъектами права собственности является государство (органы), физические лица (граждане РБ, постоянно проживающие на её территории, либо приравниваемые к ним); юридические лица (могут приобретать земельный участок).

 

Природа как обьект экологического права.

Экологический кантроль.

Контроль (экологический) – это деятельность компетентных и общественных органов, направленная на организацию контроля за рациональным природопользованием, охраной окружающей среды и соблюдением экологического законодательства.

Цель – охрана окружающей среды путём предупреждения и устранения нарушений в деятельности субъектов экономических отношений.

Контроль делится на:

1) Информационный – сбор и обобщение информации для передачи её компетентным органам с целью принятия предупредительных и карательных мер. 2) Предупредительный - направлен на предотвращение вредных последствий связанных с невыполнением обязанностей и несоблюдением законодательства.

Методы : 1) Наблюдение за состоянием объектов контроля 2) Выдача разрешении лицензий на природопользование Выбросы сбросы захоронение вредных веществ 3) Установление нормативов качества окружающей среды и привлечение к ответственности нарушителей

Объекты : 1) Состояние окружающей среды и её отдельных природных объектов 2) Выполнение обязательных мероприятий по охране окружающей среды 3) Соблюдение экологического законодательства 4) Работа министерств и ведомств по охране окружающей среды. 5) Деятельность предпнриятий и граждан по соблюдении эк законодательства.

Виды в зависимости от органов контроля:

1) Госконтроль - специально уполномоченный комитет по проблемам преодоления последствий аварии на ЧАЭС промэнергоатом комитет по стандартизации метрологии и сертификации Органы управления: и Минприроды комитеты по ресурсам

Полномочия государственных органов:

1 Право посещения подконтрольных объектов знакомство с документацией

2 Требовать устранения недостатков и проведение профилактических мер

3 Выдавать разрешения на природопользование и назначение государственной экологической экспертизы

4 Принимают решение об ограничении преостановке и прекращении деятельности экологически вредных объектов

5 Налагать административный штраф за нарушение экологического законодательства

6 Право предъявления исков о возмещении.

7. Право о возмещении вреда, причинённого окружающей среде и направление материалов для привлечения виновных к уголовной ответственности.

2) Производственный контроль осуществляется службами охраны окружающей среды отдельного предприятия.

3) Общественный контроль – осуществляется общественными организациями. Они могут предоставлять иски о возмещении вреда, о запрете размещения экологически-вредных объектов.

Нормативная база – закон «О государственной экологической экспертизе». Государственная экологическая экспертиза – установленный государством и обязательный для всех порядок предварительной проверки, соответствие хозяйственных проектов, решений и мероприятий, требований экологической безопасности общества.

Цель – предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды и здоровья человека.

Задачи – оценка степени воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

 

Правовая охрана вод.

По показателю удельной водности РБ занимает одно из последних мест в СНГ. Отсюда следует важность охраны вод.

Под правовой охраной понимается совокупность правовых средств, направленных на сохранение восстановление и улучшение состояния природных запасов вод. ВК содержит основные принципы и положения охраны вод от вредных воздействий. В настоящее время охрана водных ресурсов осуществляется главным образом путем установления запретов и ограничений вместо развития системы мер профилактического характера, предотвращающих ухудшение качества вод.

Правовая основа охраны вод-ст.94 ВК РБ, по которой все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинять вред здоровью населения, вызвать уменьшение рыбных запасов.

Под загрязнением вод понимается насыщение природных запасов воды посторонними веществами растворимых или удерживаемыми в воде в виде взвесей. Уровень - опасность для здоровья людей и т.п. Засорение вод - насыщение водоёмов различными нерастворимыми в воде предметами, отходами и отбросами. Истощение вод - сокращение воды в водном объекте. Водопользователи обязаны проводить согласованные с ГК по экологии МСНД по предупреждению и ликвидациии вредного воздействия вод,а именно: - наводнений, затоплений, подтоплений - разрушение берегов, защитных дамб и др. сооружений - заболевание и засоление почв; эрозии

Конкретные меры по охране вод в РБ содержатся в "Основных направлениях оздоровления и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов в РБ на 1991-95 до 2000 года" от 21.03.89г. К 2000 году сократить удельный расход воды не менее чем на 25%, прекратить сброс сточных вод в водоёмы.

Понятие и предмет экологического права.

Предмет экологического права – совокупность общественных, волевых, экологических правоотношений, возникающих в области взаимодействия общества и природы. Все общественные отношения подразделяются на: комплексные и отраслевые. Отраслевые – земельные, водные, лесные, звукоохранные, фаунистические и др. Это те, которые возникают по поводу отдельной природной области. Комплексные – это отношения, регулирующие использование и охрану отдельных природных территорий и комплексов (заповедник, заказник, национальный парк). Отношения: регулятивные (регулируют использование) и охранительные (регулируют охрану природной среды и объектов природной среды). Есть и другие основания. По содержанию: 1) Отношения собственности на природные ресурсы, получили развитие (формы и виды собственности, прекращение права собственности.) 2) Отношения в сфере управления: предоставление и изъятие природных объектов – мониторинг, планирование охраны, осуществление контроля. 3) Отношения по использованию природных объектов. 4) Охранительные – возникают при нарушении экологического законодательства. Отношения делятся на: материальные и процессуальные. Материальные – складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под охраной. Процессуальные – отношения по поводу обеспечения порядка природоресурсной и природоохранной деятельности. Метод – способы воздействия на участников общественных отношений. Особенности: для регулирования экологических отношений используется комплексный метод, включающий элементы административно-правового метода и гражданско-правового метода. Большинство ресурсов принадлежит государству. Административно-правовым методом регулируются отношения по предоставлению природных объектов по их изъятию, контролю за их использованием по применению мер юридической ответственности. Есть гражданско-правовые отношения (обмен, купля-продажа). Субъекты равны. Гражданско-правовым методом регулируются отношения частной собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по возмещению вреда, причинённого в результате нарушения экологического законодательства. Метод экологизации – установление политических, организационных, юридических и экономических гарантий, исполнение экологических правовых требований при осуществлении хозяйственной деятельности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.007 с.)