Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендуемая политика курса.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Обязательное посещение занятий (студент может пропустить не более 2-х занятий); 2. Активность во время практических (семинарских) занятий; 3. Обязательное выполнение в срок домашних заданий и СРС. Недопустимо: - опоздание и уход с занятий; - пользование сотовыми телефонами во время занятий; - обман и плагиат; - несвоевременная сдача заданий и др. Контактные часы и СРСП проводятся в классическом формате: лекции, семинары и в интерактивном формате: дискуссии, деловые игры, ролевые тренинги, «кейс-стади», видео-класс. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются вопросы, требующие дополнительной углубленной работы Контактные часы проводятся в классическом формате: лекции, семинары и в интерактивном формате: дискуссии, деловые игры, ролевые тренинги, «кейс-стади», видео-класс, супервизии. СРСП проходят в форме индивидуальных консультаций, консультаций в малых группах, а также в креативном групповом формате (1 из указанных далее видов в процессе изучения курса в рамках СРС – СРСП) – в форме семинаров, интеллектуальных и ролевых игр, кейс-стади, видеоаналитических тренингов, познавательных викторин и научных конференций. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются вопросы, требующие дополнительной углубленной работы. Именно эти вопросы изучаются в процессе самостоятельной работы студента – СРС Основная литература по курсу “Социология”: 1. Бектурганов К.Б., Биекенов К.У. Основы социологии. Курс лекций. - Бишкек-Алматы 2002. 2. Бектурганов К.Б., Ильин Н.Ф., Меликов И.М. Введение в социологию. Учебное пособие. - Санкт-Петербург 2008. 3. Бектурганов К.Б., Бектурганова Б. Общественное мнение как социальный институт. - Бишкек 2009. 4. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранное произведение. - М.: Прогресс, 1990. С 602-644. 5. Комаров М.С. Введение в социологию. – М., 1994. 6. Кравченко А.И. Социология. - М., Прогресс, 1993. 7. Смелзер Н. Дж. Социология - М.,1994. 8. Сорокин П. Общая социология: Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992. 9. Тишин А.И. Курс кратких лекций по социологии - Б., 1998. 10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Владос, 1995. 11. Давидюк. Г.П. Введение в прикладную социологию. - Минск, 1975. 12. Волков. Ю.Г. Социология. - М., 1998. 13. Гидденс Э. Социология. - Челябинск, 1992.. 14. Капитанов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов на Дону, 1996. 15. Кошбакова Б.М. Социология. – Бишкек, 2009 г. 16. Рабочая книга социолога. - М. 1996. - С. 11-154, 269-346. 17. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. - М., 2002. 18. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций - М., 1995. 19. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. 20. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. - М., 1999. 21. Гидденс Ф.Г. Основания социологии. - Киев – Харьков, 1998. 22. Социология: Основы общей теории. Отв. ред. Осипов Г.В. - М., 1998. 23. Смелзер Н. Социология - М., 1998. 24. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М., 1998. 25. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. 26. Гумплович Л. Основы социологии. - СПб., 1999. 27. Миллс Р. Социологическое воображение. - М., 1998. 28. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. - М., 1965. 29. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. 30. Сорокин П. Система социологии в 2-х т. - М., 1993. 31. Спенсер Г. Основания социологии. - СПб., 1998 32. Осипов Г.В. Социология. - М., 1990. 33. Рабочая книга социолога. - М., 1983. 34. Современная западная социология. Словарь.- М., 1990 35. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1980. 36. Как провести социологическое исследование. под. ред. Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э. - М., 1990. 37. Ноэль Э. Массовые опросы. - М., 1978. Дополнительная литература 38. Социология: словарь - справочник. Т.4. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика /Отв. Ред. Г.В. Осипов. М., 1991. 39. Российская социологическая энциклопедия М., 1998г. 40. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995. 41. Краткий словарь по социологии. М.: 1988. 42. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование. М., 2000. ГЛОССАРИЙ Абстракция (абстрактное) — форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — результат процесса абстрагирования; синоним мысленного, понятийного. Акторы — субъекты социального действия. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»: вводная часть (введение в проблему), основная часть (вопросы по проблеме), заключительная часть (социальная). Аномия — беззаконие, отсутствие норм. Бихевиоризм — направление в методологии социальных наук первой половины ХХ в., представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Вариация — разброс значений. Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам. Вероятность — числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Воспроизводимость гипотезы — требование независимости гипотезы от того, кто ее проверяет. Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Выборочное обследование — способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Генеральная совокупность — все население или та его часть, которую социолог намерен изучить. Географический детерминизм — признание того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные черты характера, образ жизни народа, его поведение и т.д. Гносеология — теория познания. Гуманицизм — признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д. Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования, ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п. Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм действия человека, нарушение их. Дедуктивный вывод — процесс установления логической связи между двумя и более переменными при помощи пропозициональной функции. Динамика общества — любые изменения, превращения, переходы, процессы и т.п., которые затрагивают большие социальные группы и отражаются на социальной структуре либо социальной системе общества. Достижительная мотивация — ориентация человека на социальное продвижение, благополучие, карьеру, повышение творческой отдачи. Единица наблюдения — элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Единица отбора — элемент, предназначенный для отбора в выборочную совокупность. Зависимые переменные — переменные, на изменение которых влияют другие переменные. Закон больших чисел — закон, гласящий, что совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. Закономерность — мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи. Знание — 1) в широком смысле: любого рода информация; 2) в узком смысле: информация, подтвержденная научными средствами. Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Имидж — сложившийся в массовом сознании, в общественной психологии, имеющий характер стереотипа, всегда эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Интеллект — мыслительные способности, уровень умственного развития; Интеллигент — мыслящий, высоконравственный человек, носитель традиций духовной культуры народа; Интенсивное — углубленное, появляющееся за счет внутренней организации теоретического знания. Интеракция — взаимодействие. Интерпретация — истолкование, объяснение. Интроспекция — самонаблюдение. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное. Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Исследовательские вопросы — гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем. Исследовательский проект — концептуальный аппарат процедуры сбора и анализа данных. Истина — отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта. Категориальный — высший социально-философский уровень знаний в социологии. Категории — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Квантификация — перевод на уровень количественного измерения. Когортные исследования — изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени. Количественная методология — идеология научного исследования, гипертрофирующая роль статистических и математических методов в социологии. Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей и определение на основе этого ошибки выборки и ее уменьшение. Концептуализация — наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии — совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Концептуальное определение переменной (понятия) — словесная расшифровка или дефиниция, позаимствованная, как правило, из словаря. Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования. Концептуальный — понятийный. Корреляция (correlation) — статистический термин, характеризующий степень взаимной зависимости двух случайных величин. Лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности лиц. Макроуровень - фундаментальные концепции развития общества (либеральная концепция развития Макса Вебера). Междисциплинарная матрица социологии — вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция. Менталитет — психическое отражение действительности, социума, этноса, процесса деятельности, активности субъекта; Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. Методика — совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием. Методология — 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования. Монографическое исследование — 1) в узком смысле: обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле: любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Моральная статистика — сбор и анализ количественных данных о нравственных и интеллектуальных характеристиках различных слоев населения с целью разработки решений в области социальной политики и социального управления. Мотив — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл; Мотивация — вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели; Натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы. Научная дисциплина — сложно организованное, многоуровневое знание, характеризующееся наличием собственного предмета, объекта, методов и традиций; синоним отдельной науки (социология, экономика и др.) Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Научная картина мира (НКМ) — совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. Научная проблема — теоретическое суждение, содержащее внутри себя противоречие, способное служить источником научной гипотезы (или серии гипотез), а также могущее быть конкретизировано на основе проведенного эмпирического исследования. Научная школа — 1) совокупность последователей ведущего ученого или сторонников одного из методологических направлений; 2) форма кооперации ученых и закрепление исследовательских традиций; 3) разновидность парадигмы. Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные. Нравственность — совесть, мораль, вера; совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении. Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Общая теория — совокупность социолого-философских категорий, структурно связанных между собой и описывающих общество в целом, его динамику, изменение человеческой цивилизации. Общение — поддержание взаимных отношений, межличностное взаимодействие, психологическая реальность. Общность гипотезы — количество реальных явлений и объектов, на которых предположительно должна распространяться сфера ее действия. Общество — постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы, и тесно с ней связанная часть материального мира. Отраслевая социология - средний уровень. Социология культуры, политики, личности, социология связей с общественностью(PR), медицины, молодежи, семьи и т.д. Объект исследования — 1) в широком смысле: носитель той или иной социальной проблемы; 2) в узком смысле: люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности. Объяснение — знание связи абстрактных объектов модели. Обыденная картина мира (ОКМ) — совокупность общих представлений о социальной реальности, которыми обладает простой человек (не специалист). Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками. Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах. Отрасль социологии — совокупность специализированных в одной предметной области социологии исследований, например, социология города, экономическая социология и др. Прикладная социология - низкий уровень. Собирает и обрабатывает информацию, отношение общества к вопросам и проблемам этого общества в настоящий момент времени. Программа социологического исследования - научный документ методологических и процедурных основ исследования социального объекта. Программа социологического исследования по сути и является теория и методология конкретного изучения, освещения отдельного эмпирического объекта или явления. В программе практически реализуются общетеоретические и методологические принципы философии как обще-социологической теории и специальных теорий исследования. Соответственно с назначением программа социологического исследования реализует три функции: методологическую, методическую и организационную. Парадигма — единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода. Перспектива — это определенный способ понимания социальной реальности, угол зрения на устройство социальной вселенной. Плеонаксия — у греков — чрезмерное увлечение чем-либо. Поведенческие дисциплины — науки, изучающие поведение людей: психология, социальная психология, социология, экономика, политология, антропология. Позитивизм — социально-философское и социологическое направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из позитивного (данного, фактического, устойчивого, несомненного), создать позитивную социальную теорию, свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам. Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Поллстеры (pollsters) — социологи, специализирующиеся на массовых опросах избирателей. Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Предмет науки — выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения, модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением. Предмет социологии — это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований. Прикладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. Проблематизация — 1) процедура, означающая, что отдельный фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами; 2) процедура сомнения в положениях, которые до сих пор казались несомненными. Проблемное поле науки — тематическое поле науки, совокупность всех тем и проблем, изучаемых текущей, существующей в данный момент, наукой. Проект выборки — принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом. Проектируемый объект — совокупность доступных исследователю единиц. Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание. Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования. Психоанализ — (сознательное и бессознательное) — направление, которое было основано З. Фрейдом: 1) способ исследования психологических процессов, иначе недоступных; 2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; 3) ряд возникающих в результате этого психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину (З. Фрейд, 1922 г.). Психологическая защита — система психологических контрольно регуляторных иммунных механизмов, которые направлены на устранение негативных воздействий. Рациональное (логическое) познание — высшая ступень познания, осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий. Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Респондент — тот, кого опрашивает социолог. Рефлексия — обращение назад — принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание собственных предпосылок и действий, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Роль — модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса. Сase study — исследование случая — глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена с использованием качественной методологии. Самосознание — индивидуально осознанное отношение субъекта к своим целям, задачам, потребностям, влечениям, желаниям и мотивам поведения, а также осознание их. Санкции — вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний. Символический интеракционизм — теоретико-методологическое направление, сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании. Систематические ошибки — неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений. Сложность гипотезы — количество переменных, из которых состоит гипотетическое предложение. Сознание — свойственное человеку восприятие и понимание окружающего, свойство высокоорганизованной материи, психология поведения, особая высшая ступень отражения. Социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальная гигиена — эмпирическое описание санитарных условий труда и быта городских промышленных рабочих, классификация социальных показателей здоровья населения на основе опросов, интервью и наблюдения с целью выработки практических рекомендаций для последующего проведения благотворительных социальных реформ. Социальная группа — совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. Социальная мобильность — изменение индивидом или группой своего статуса, переход в другую группу. Социальная проблема — существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Социальная система — относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов. Социальная статистика — приложение статистического метода к изучению общественных явлений. Социальная физика — эмпирические количественные исследования физических характеристик человека и установление статистических закономерностей общественных явлений с применением сложных математических процедур (понималась как теоретическая дисциплина). Социальная философия — философское исследование социальной жизни. Социальное взаимодействие — взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого. Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека. Социология (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. Социальное исследование — исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные, междисциплинарное исследование, изучение одного случая (предприятия, общины, города, группы). Социальное развитие — прогрессивный сдвиг или изменение, накопление положительных качеств в системе, явлении, институте, обществе и др. Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Социальные отношения — отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.). Социальный процесс — серия случайных явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями. Социальный факт — это описание в терминах социологической теории тех событий, о которых накануне мы получили числовые характеристики. Социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами. Социологические перспективы — теоретико-методологические направления, идейные позиции в социологии, представляющие крупные единицы или блоки организации научного знания (феноменологическая социология, структурный функционализм, марксизм и др.), иногда — синоним направления в социологии. Социологическое исследование — исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение. Специальная теория — уровень знания, представляющий собой результат деятельности одного (редко — группы ученых) исследователя, логически связанная система теоретических утверждений, проверенных на опыте и описывающих узкий сегмент реальности. Статистика мнений — информация об ориентациях населения, о его потребностях и оценках ситуации. Статистический вывод — индуктивное обобщение, построенное на основе математической обработки и обобщения некоторого множества единиц исследования. Статистический факт — типические сводные числовые характеристики, полученные в ходе массового наблюдения. Статус — позиция (положение) человека в группе или обществе. Структура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность. Структурно-функциональный подход — теоретико-методологическое направление в социологии, исходящее из приоритета системного видения социальной реальности, установления ее структуры и изучения функциональной связи составляющих эту структуру элементов. Сфера действия (область определения) гипотезы — круг явлений или групп населения, на которые она распространяется. Телезис — целенаправленное творческое воздействие людей на общественные явления (термин Л. Уорда). Тенденция — возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении. Теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ) — совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования. Теоретическое знание — знание, лишь косвенно опирающееся на реальность, созданное из каких-либо абстрактных понятий. Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[4]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной. Технология сбора данных — методика и методы сбора данных, отвечающие на вопрос, как получены данные, а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос, что получено в исследовании. Точечное (разовое) исследование — сбор информации о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Трендовые исследования — исследования, проводимые на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Устойчивость гипотезы — возможность многократного эмпирического подтверждения одной и той же гипотезы, дающего надежное проверяемое знание. Утилитаризм — принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. Факты — события, которые можно непосредственно (эмпирически) наблюдать. Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Функция — предназначение, значение, выполняемая роль. Частные (специальные) теории — обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов. Чувственное познание — низшая ступень познания — осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений. Экстенсивное определение предмета социологии — совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом. Экстенсивное — расширительное, связанное с увеличением, сбором и распространением фактов. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой. Эмоции — психические процессы, состояния, чувства, переживания человека (стресс, страх и др.). Эмпирическая схема объекта исследования (ЭСОИ) — описание экспериментальной ситуации, разработка и описание инструмента исследования, операциональное определение переменных и указание эмпирических признаков (референтов), составление выборочной совокупности и многое другое. Эмпирические исследования — сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания. Эмпирические референты — реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства (например, удовлетворенности трудом) у объекта и выступающие в виде значения переменной. Эмпирический факт — единичное суждение о конкретном событии. Эмпирическое знание — знание, полученное опытным путем. Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией или прикладной социологией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии. Эмпирическое статистическое распределение (Frequency Distribution) — объединение эмпирически полученных цифровых данных по категориям (0—99, 100—199, 200—299 и т.д.) и подсчет частоты данных в каждой категории (30% в первой категории, 20% во второй категории). Этнометодология — направление в социологии, использующее методы этнографии и социальной антропологии.
Методические рекомендации по проведению конкретного социологического исследования. Темы семинарских занятий 3, 13. Формулировка проблемы и обоснование ее актуальности – важнейший и исходный пункт исследования. Здесь формулируется основной вопрос исследования. При этом важно сконцентрировать внимание на одном вопросе и попытаться избежать выдвижения проблем общего плана. Определение целей и задач исследования – здесь исследователь задается вопросом, для ответа на который и проводится исследование. Таким образом, цель должна быть ориентирована на конечный результат исследования. А задачи должны способствовать достижению цели, раскрывать различные ее аспекты. Определяя цель исследования необходимо исходить из ее выполнимости, не стоит ставить цели общего характера. Пример неправильной постановки цели пилотажного исследования: найти выход из экономического кризиса – очевидно, что в ходе пилотажного исследования невозможно решить проблему экономического кризиса. Необходимо определить объект исследования, то есть определить какая группа будет исследована для ответа на поставленный в исследовании вопрос. При описании объекта исследования важно уточнить его основные характеристики. В некоторых исследованиях важным может оказаться образование респондентов и сфера их деятельности, в других – район проживание и частота пользования какими-либо услугами. Так же важно определить географические границы объекта исследования, например, будет ли это население всего города, только определенного его района или студенты определенного вуза. Если в качестве объекта исследования определяется какой-либо другой источник социальной информации, например, интернет сайт, необходимо также обозначить его основные характеристики. Для интернет сайта это может быть целевая аудитория, дата открытия, количество посещений и т.д. Описывая объект исследования, важно уточнять только те характеристики, которые окажутся важными для исследования. Например, исследуя мотивы заключения церковного брака нецелесообразно опрашивать людей, которые такой брак не заключали, так как они не смогут предоставить полноценную информацию Необходимо также и определить предмет исследования – это проявление объекта, на которые должен быть обращен взгляд исследователя для ответа на поставленный в исследовании вопрос. Например, если исследователь пытается понять как организовано попрошайничество в современных российских городах. Объектом его исследования могут стать люди, которые профессионально занимаются попрошайничеством, а предметом, практики попрошайничества, то есть то, какие роли выполняют просящие, какие средства ими при этом используются. Уточнение основных понятий, которые будет использованы в исследовании. Дело в том, что множество понятий имеют неоднозначную трактовку. Поэтому важно заранее определить какое именно определение вы используете. Так, например, понятие «гражданский брак» может определяться как брак, зарегистрированный в государственных органах, то есть не церковный брак. Но с точки зрения государства он может определяться как официально не зарегистрированный союз людей, ведущих совместное хозяйство. При уточнении основных понятий важно также продумать систему индикаторов, которые позволят наполнить эмпирическим со<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.089 с.) |