В-четвертых, одной из важных форм социальных изменений и развития общества является революционный прогресс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-четвертых, одной из важных форм социальных изменений и развития общества является революционный прогресс.



 

Революция – это резкие и глубокие изменения во всей общественной жизни, в результате которых общество переходит из одного качественного состояния в другое.

 

Социальные революции ломают общество «через колено», в корне переворачивая всю его жизнь. Обычно они сопровождаются:

- грубым насилием

- гибелью людей

- массовыми бедствиями населения

- беззаконием

- беспорядками в обществе

Поэтому большинство социологов видят в них аномалию, нежелательное отклонение от естественного хода истории.

 

Революции могут концентрироваться в отдельных сферах, но при этом они изменяют и другие стороны жизни людей.

Революционные преобразования, далее, могут быть кратковременными, могут касаться одного или нескольких обществ, или быть глобальными («компьютерная революция»). Когда же они в корне меняют все общественное устройство в целом, имеет место социальная революция, т.е. когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей, например военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция – это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, другими словами, были заменены основы существующего строя.

Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот- штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.

Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. Течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.

Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию 18-19 веков. Она также сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако всегда они приводят к качественному изменению общества.

К типу глобальных революций следует отнести и другие, менее значительные события. Так, в середине 20 века произошла «менеджерская революция», после которой во всех развитых странах, прежде всего – в США, класс капиталистов-собственников (в старом понимании – как единоличных собственников) был вытеснен с ключевых позиций в обществе классом профессиональных менеджеров – лиц наемного труда. В 70-е годы в научный оборот вошел термин «молчаливая революция», которым обозначали отход западной молодёжи от ценностей труда к ценностям досуга и кризис «трудового общества». Оба типа социальной революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.

Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 года, охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.

Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 года вовлекла в процесс и другие страны – одни добровольно (Германия и Венгрия в 1918 году), а другие принудительно (например, Польша и Чехословакия в 1945 году). К 1950 году сформировался «социалистический лагерь», к которому присоединились Польша, Чехословакия, Болгария, Албания, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее их следует считать глобальной революцией, изменившей существующий социальный строй.

Таким образом, революция – одна из главных форм социального изменения и развития общества.

 

В-пятых, кроме эволюции, революции основной формой социального развития общества является реформа – это комплекс мероприятий направленных на преобразование, изменение переустройство тех или иных сторон общественной жизни.

Крестьянская реформа 1861 года в России отменила крепостное право и определила новые условия хозяйствования для освобожденных от феодальной зависимости крестьян.

Практическое осуществление реформ происходит через принятие и обеспечение выполнения государственной властью соответствующих законов, постановлений, указов, других решений и мер. Бывает, правда, что такие решения остаются лишь на бумаге, а сами реформы не идут.

Пример: так, к сожалению, случалось не раз в Советском Союзе в 1960-х – 1980-х гг. с «реформами» образовательной системы, хозяйственного механизма страны, отдельных отраслей производства, а в современной России, особенно в период правления Б.Ельцина.

Обычно реформы связаны с прогрессивными нововведениями. К примеру, начавшаяся в России в конце 1990-х гг. реформа жилищно-коммунального хозяйства призвана освободить государство от неэффективных расходов и неоправданного вмешательства в частный сектор жилья, прекратить порочную практику финансовой поддержки богатых владельцев шикарных квартир и перевести ремонтно-эксплуатационное обслуживание жилья на конкурентно-рыночную основу, повысив качество и снизив стоимость услуг.

Однако не исключен и регрессивный характер реформ. Так, принятие в 1994 г. «закона о гражданстве» в Латвийской Республике разделило население этой страны на «граждан» и «неграждан», что вряд ли способствует согласию и прогрессу латвийского общества. «Неграждане», оказавшиеся апатридами (Апатриды – лица, оказавшиеся без гражданства; подчиняются законам страны проживания, но ограничены в правах) в стране, где они привыкли жить, ущемлены во многих правах. В мае 1997 г. без латвийского гражданства было примерно 700 тыс.живущего в Латвии русскоязычного населения (более 26% всех жителей страны). Правда, около одной пятой из них имеют право на натурализацию (Натурализация – предоставление государством своего гражданства иностранцу или другому лицу без гражданства данной страны), но, по мнению латвийских властей, сами не спешат этим правом воспользоваться. Тем не менее в стране, видимо, растет понимание несправедливости «закона о гражданстве»: в октябре 1998 г. большинство населения проголосовало за смягчение некоторых его требований при получении латвийского гражданства.

Совет Европы в 2002 году осудил Латвию, признал нарушения прав человека. В октябре 2003 года Европейский суд в Гаге удовлетворил иск русскоязычной семьи к властям Латвии и обязал:

- вернуть квартиру,

- устроить на работу,

- выдать 10 тысяч евро компенсации за моральный ущерб.

 

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам – образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными выделяют экономические, политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система – примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике – примеры политических реформ. Употребляется также выражение «законодательные реформы», но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.

Таким образом, реформы – частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.

 

В-шестых, важную роль в социальных изменениях и развитии общества играет модернизация (от английского – обозначает усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям, которые отказываются от старых форм, ищут новые).

 

Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.

Она подразумевает кардинальное изменение:

 социальных институтов;

 образа жизни людей;

 все сферы общества, и в частности:

- рыночных отношений;

- рациональных ценностей;

- расчетливости;

- ориентации на прибыль, бизнес

т.е. это приобщение данной страны к культуре, технологии, научным достижениям капитализма.

 

Ее значение и вместе с тем сложность в том, что она выводит общество из «полусонного» существования в уютной колее традиций и погружает в бурный поток деятельного и динамичного индустриального образа жизни. Далеко не все люди готовы к такому перевороту. Поэтому модернизация – процесс многосложный и часто длительный. Он предполагает перестройку всех сторон жизни общества.

Давайте выделим эти процессы:

1. Проведение индустриализации и переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;

2. Развитие свободного рынка, предпринимательства, конкуренции, демократии;

3. Обеспечение высокого качества жизни людей, прогресса образования, науки, культуры;

4. Изменение положения людей в обществе, их личностных ориентиров и условий жизни;

5. Перемены в семье, религии, политике и т.д.

6. В сельском хозяйстве – выращивание на небольших участках земли всего необходимого для собственного потребления сменяется созданием коммерческих сельскохозяйственных предприятий в широком масштабе;

7. В промышленности происходит замена использования силы людей машинами;

8. Происходит урбанизация сельских поселков. Главное значение приобретают города;

9. Семья перестает быть главной производственной ячейкой. Основой брака становится личный выбор (любовь), а не требования (выбор) родителей и др.

 

В зависимости от характера и времени осуществления различают два вида модернизации с условными названиями «первичная» (органическая) и «вторичная» (неорганическая).

 

 

«Первичная» модернизация относится к периоду промышленной революции, которая впервые началась в Великобритании в 60-х годах 18 века. Через несколько десятилетий за ней последовали США, Франция, Германия и другие передовые страны. Суть «первичной» модернизации в том, что она вызревала и происходила в этих странах естественным образом, органично вытекая из всей предшествующей эволюции общества и его подготовленности к серьёзным переменам.

«Вторичная» модернизация не является результатом собственного, внутреннего и естественного хода развития данного общества, поэтому большинство людей к ней не готово. Такая модернизация как бы искусственно «привносится» в общество извне и «сверху». Т.е. получается, что правящие круги отставших в своем развитии обществ, осознав необходимость модернизации, проводят ее «принудительно», широко привлекая помощь и опыт стран-первопроходцев (инвестиции, поставки оборудования, новейшие технологии, помощь специалистами и в подготовке национальных кадров, заимствование опыта социальных реформ, государственного строительства и т.п.). примерно таким путем своего рода «догоняющего» развития шли и идут многие прежде отсталые страны.

 

Сегодня у России особый путь. Весь комплекс реформ, необходимых для успешного завершения модернизации в целом, не осуществлен до сих пор. Россия, к сожалению, еще не достигла многих показателей развитого индустриального общества:

 нет полноценной частной собственности и свободного предпринимательства;

 нет полноценной конкуренции, рациональных налогов, поддержки малого бизнеса;

 нет эффективной, высокопроизводительной экономики (и особенно по-настоящему современного сельского хозяйства);

 не обеспечен высокий уровень качества жизни и социальной защиты людей;

 нет стабилизирующего общество среднего класса;

 нет эффективной судебной системы и надежной защиты прав потребителей;

 наконец, далеко не отлажен механизм реальной демократии и подлинного самоуправления народа.

 

 

При всей сложности и трудности Россия идёт по пути модерниазации, и надеемся, это приведет к прогрессу.

 

В-седьмых, в социальных изменениях общества важное место занимают и типы социального развития. Из их многообразия рассмотрим концепцию социальной конвергенции.

 

Социальная конвергенция – это постепенное сближение различных систем (капитализма и социализма) их структур на основе усиления и углубления взаимосвязей, взаимодействия взаимовлияния между ними, сглаживания их существенных различий и появления все больших общих черт в процессе развития научно-технической революции, роста обобществления производства, интернационализации и глобализации общественной жизни.

Понятие социальной конвергенции выдвинул П.А.Сорокин, а широкое распространение идеи приобрели с 50-х годов 20 века. Концепцию также разрабатывали Дж.Гелбрейт, У.Ростоу (США), Ф.Перру (Франция), О.Флехтгейм (Германия),представители «Римского клуба», а с 70-х годов и З.Бжезинский, Р.Хантингтон и др.

Суть теории социальной конвергенции состоит в утверждении, что объективные и не знающие национальных границ процессы развития современной научно-технической революции и интернационализации всех сфер общественной жизни, их глобальный характер неизбежно ведут к сближению двух социальных систем – капитализма и социализма – и в конечном счете приведут к появлению нового «смешанного общества», своего рода общества – гибрида, вобравшего в себя положительные как от той, так и от другой системы. На этой основе и предполагалось решать общечеловеческие, глобальные проблемы современности.

Среди сторонников социалистического идеала концепция социальной конвергенции получила признание в форме теорий «рыночного социализма» и «социализма с человеческим лицом» (Р.Гароди, О.Шик и др.).

Таковы основные проблемы темы социального развития общества. Видим, что социальные изменения и развитие играют важную роль в социальной жизни общества.

 

Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.)- Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном общест-вознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

· Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.

· Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).

· Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

· коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

· коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

· коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

· коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

· коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

· коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

Альтернативным индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень.

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы:

6.Что такое «социальная система»?

7.Каковы типы социальных систем?

8.В чем специфика анализа социальной структуры общества?

9.Каковы основные характеристики социальной жизни?

10.Как определяются критерии общественного прогресса?

6. Обосновать (и сдать преподавателю для проверки в письменном виде) рабочий вариант названия выбранной темы собственного социологического исследования по одной из проблем рекламной деятельности, определить актуальность этой темы и описать проблемную ситуацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.046 с.)