Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Она считает своим первым, осознанным ею опытом педагогической деятельности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Однажды у неё в квартире раздался звонок и в дверях стояла соседская девочка-школьница. У неё не получалась задачка по математике, и ей была нужна помощь. Студентка была занята своими делами, но девочке не отказала. Она быстро решила ей задачку, девочка ушла довольная, а студентка вернулась к своим делам. Будучи вдумчивым человеком, ответственным за свои поступки, студентка интуитивно почувствовала на душе какой-то неприятный осадок. Что-то бы было не так, что-то было неправильно. Проанализировав ситуацию, она поняла, что, быстро справившись с задачкой, подтвердила свой авторитет и этим довольна, однако ничего хорошего для девочки не сделала, потому что в её знаниях и умениях изменений не произошло. Это была обычная манипуляция, в которой студентка выступила в роли манипулятора «защитник (сочувствие сверх меры)». Осознав это, студентка в следующий раз изменила поведение на актуализационное. Движущей силой её действий явился искренний интерес к девочке и желание помочь ей преодолеть возникший у неё барьер непонимания условий задачи. В другой раз студентка выступила уже в роли «проводника (мягко помогает найти свой путь)»: девочка сама решала задачу, а студентка помогала ей рассуждать с помощью наводящих на мысли вопросов. В последующем девочка научилась самостоятельно анализировать условия задачи и находить решение. Теперь подлинный выигрыш был и у «учителя» (первый ценный педагогический опыт) и у «ученика» (самостоятельность действий).
Тема 21. Трансакционный (трансактный) анализ - концепция Осознания людьми cвoиx скрытых психологических Игр и жизненных сценариев. (Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы./ Э. Берн - СПб., 1992.- 400 с.; Харрис, Т. Я хороший, ты хороший./ Т. Харрис.- М., 1993.- 176 с.; Крупенин, А.Л. и др. Эффективный учитель./ А.Л. Крупенин - Р.н/Д, 1995. - 480 с.; Дерябо, С.Д. и др. Гроссмейстер общения./ С.Д. Дерябо.- М., 1998, - 192 с. Шейнов, В.П. 12 секретов успеха./ В.П. Шейнов. - М., 2001. - 416 с.)
· Основная идея Структуру человеческой психики составляют три основных элемента: 1) «Ребёнок, или Дитя» - чувства и желания детей до шести лет; 2) «Родитель» - родительские ценности, традиции, нормы поведения; 3) «Взрослый» - подход к самостоятельному восприятию мира. Любое из названных «эго-состояний» может ситуативно или постоянно преобладать в человеке и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого преобладающего «эго-состояния». Переход от одного состояния к другому проявляется в манерах, выражении лица, словах и жестах. · Характеристика основных «эго-состояний» Д (Дитя) - эмоциональное начало в человеке; включает в себя все импульсы, естественно присущие ребенку (доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и др.; ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки в отношении к себе и другим («Я хороший, другие ко мне придираются»). Внешне проявляется как детски непосредственное отношение к миру, с одной стороны, (творческая увлеченность, наивность гения), и как архаичное детское поведение в виде упрямства, легкомыслия - с другой стороны. Вербальные индикаторы: Я хочу…; Я буду...; Когда я...(вырасту, окончу вуз, стану начальником); самый лучший...(игра «Мое лучше чем твоё). Невербальные признаки: дрожащие губы; слезы в глазах; гримасничанье; «бегающие глаза»; надутые губы; почесывания; пожатие плечами и др. Р (Родитель) - источник социальной преемственности; социальные установки и поведение, усвоенное из внешних источников, преимущественно oт родителей и других авторитетных лиц; с одной стороны - это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений. Внешне проявляется как критичное воспитательное поведение по отношению к другим, «отеческие» замечания, а также оказание покровительства, зашиты и протекционизма. Вербальные индикаторы: надо; должен; нельзя; никогда; сколько можно; всегда; оценочные высказывания - нелепый; чушь; ерунда; нет-нет, не надо! Невербальные признаки: нахмуренные брови; поджатые губы; указующий перст; нетерпеливые вздохи; покачивание головой; поза «руки на бедрах»… В (взрослый) - источник реалистического поведения; это «эго-состояние» не связано с возрастом, оно ориентировано на объективный сбор информации, адаптивно, действует хладнокровно оценивая вероятности и · Основные понятия Трансакция - единица общения, обмен поглаживаниями. Поглаживание - любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Трансакционный стимул (Ст.) - демонстрация осведомленности о присутствии другого человека. Трансакционная реакция (Ре.) – ответ на трансакционный стимул. · Виды трансакций Цель анализа трансакций (разбора ходов ): научиться определять, какая из трёх составных частей «Р-В-Д» человека ответственна за те или иные ходы. Характерными приметами при этом являются и слова, и интонации голоса, и жесты, и выражение лица. 1. Дополнительные трансакции: 1). Р - Р: «сплетни» = Стимул: Её долг - это дом и дети. Реакция: Очевидно, у неё нет никакого чувства долга. 2). Д - Д или Р - Д: «игра вместе» = Стимул: Как я устала… Реакция: Сейчас я о тебе позабочусь. 3). В - В: «решение реальных задач» = Стимул: Который час? Реакция: На моих часах 9.00.
Дополнительные трансакции имеют также следующие образные названия, позволяющие сориентироваться в их целевой направленности. Пристройки рядом: Р - Р = «Демагог»; В - В = «Коллега»; Д - Д = «Шалун»; Пристройки сверху: Р- В («Профессор»); Р - Д («Босс»); В - Д («Воспитатель»); Пристройки снизу: В - Р («Парламентёр»); Д - Р («Недотёпа»); Д - В («Почемучка»). 2. Пересекающиеся трансакции:
Стимул: В – В = Ты не знаешь, где мои очки? Реакция: Д – Р = Вечно я у тебя во всём виновата!
1 тип Стимул: В – В = Ты не знаешь, где мои очки?
твои вещи?
П тип Вариант изменения пересекающейся трансакции на дополнительную: Стимул: В – В = Ты не знаешь где мои очки? Реакция: В – В = Очки лежат на журнальном столике. 3. Скрытые трансакции:
Ситуация 1. Продавец – Покупатель: - Эта модель получше, но она вам не по карману. - Вот её-то я и возьму (покажу наглецу, что он не прав!) Анализ трансакции: соц.ур. Участвуют три эго-состояния. (Продавец = В; Покупатель = В и Д). пс.ур. Социальный уровень: Стимул: В – В. Реакция: В – В. Угловая скрытая Психологический уровень: Стимул: В – Д. трансакция Реакция: Д – В. Вариант изменения ситуации: Стимул: В – В = Эта модель получше, но она вам не по карману. Реакция: В – В = Вы безусловно правы и в том, и в другом.
Ситуация 2. Ковбой – Девушка (флирт, заигрывание) - Не хотите ли посмотреть конюшни? соц.ур. - Ах, я с детства обожаю конюшни. Анализ трансакции: Участвуютчетыре эго-состоянияпс.ур. (Ковбой = В и Д; Девушка = В и Д) Социальный уровень: Стимул: В – В. Двойная скрытая Реакция: Д – Д. трансакция Психологический уровень: Стимул: Д – Д. Реакция: Д – Д. Вариант изменения ситуации: Стимул: В - В = Не хотите ли посмотреть конюшни? Реакция: В - В = Я хотела бы сходить туда вместе с нашими друзьями. · Чем отличаются люди друг от друга? 1. Наполнение Р, В, Д у каждого человека особенное в силу уникальности личного опыта. 2. Сферы деятельности Р, В, Д, т.е. их функции у разных людей неодинаковы. · Возможные функциональные нарушения в личности
Идеальная личность Человек с чрезмерно Человек без Человек, развитым чувством совести страдающий долга (властный (в детстве психозом родитель; нет грубо и (отсутствует записей радостных жестоко связь с ощущений). обращались реальностью; или потакали ослабленный во всём). взрослый). Заражение – заражающее влияние «Р» или «Д» на эго-состояние «В» человека, т.е. заражение взрослого происходит, когда РВД- части нашей личности не отделены друг от друга, они перекрываются. Иногда во Взрослом оказываются непроверенные Родительские данные, безоговорочно принимаемые за истину. В этом случае говорят, что человек заражён предрассудками. С таким человеком особенно трудно спорить. Жёсткость его позиции обусловлена не логикой, а соображениями безопасности. Ему кажется безопаснее верить лжи, а не собственным глазам и ушам. Иногда Взрослый бывает заражён Ребёнком, тогда эго-состояние Взрослого, его чувства и ощущения отражают не сегодняшнюю реальность, а ситуацию давнего прошлого. Такое заражение проявляется, главным образом, в двух формах: в маниях (в основе - страх наказаний в детстве и настороженное отношение ко всему происходящему вокруг: этот мир ужасен)и галлюцинациях (в состоянии крайнего напряжения оживает то, что довелось испытать: унижения, оскорбления, отверженность). Подавление – подавляющее влияние властного «Р» на «Д» или подав-ляющее влияние капризного «Д» на «Р», когда «Д» или «Р» не проявляют
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.17 (0.007 с.) |