ТОП 10:

Тема 23. Закономерности возникновения и развития конфликтов,



способы их разрешения: природа конфликтов...……………………...……. 35

Тема 24. Закономерности возникновения и развития конфликтов,

способы их разрешения: метод преодоления разногласий Д. Дэна..……… 40

 

 

Тема 20. Проблема манипуляции в человеческих взаимоотношениях

(Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек - манипулятор./ Э. Шостром - Мн., 1992.- 128 с.

Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться

успеха / Автор сост. Р.Р. Кашапов. - Ижевск, 2002. - 448 с.

Шейнов, В.П. 12 секретов успеха./ В.П. Шейнов. - М., 2001.- 416 с.

Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком./ В.П. Шейнов. - Мн., 2001).

· Актуализация

Актуализацией называется процесс личностного роста, основанный на расширении внутренней свободы, формировании уверенности в себе и установки на эффективное управление обстоятельствами. Актуализированная личность - личность, обладающая более высокой степенью внутренней свободы, нежели принятая в обществе.

· Понятие манипуляции

«Manipulus» - латинский термин "манипуляция" – имеет два значения: а) пригоршня, горсть (mаnus - рука + ple - наполнять); б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pl - слабая форма корня). Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске. В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия. Например, в медицине – это освидетельство-вание, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

Вплотную к указанному значению (в результате расширения сферы употребления) примыкает использование термина "манипуляция" в технике. В первую очередь, это искусные действия с рычагами, производимые руками. Сами рычаги и рукоятки нередко называются манипуляторами.

В переносном значении Оксфордский словарь определяет манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка". В этом смысле слово "манипуляция" заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин "макиавеллианизм". (Имя итальянского политика Никколо Макиавелли стало нарицательным для обозначения нравственной позиции "цель оправдывает любые средства»).

В психологической литературе термин "манипуляция" имеет три значения. Первое полностью заимствовано из техники и используется преимущественно в инженерной психологии и психологии труда. Во втором значении используется в этологии ("активное перемещение животными компонентов среды в пространстве"). В этих двух значениях термин "манипуляция" можно встретить в психологической литературе, начиная с 20-х годов. А с 60-х годов он стал использоваться еще и в третьем значении, на этот раз заимствованном из политологических работ. Постепенно - уже практически без доработки - слово "манипуля-ция" начало использоваться в контексте межличностных отношений. Примеры:

1. Внучка просит бабушку показать, как выкроить фартук кукле (задание на уроках труда). Бабушка объяснила, но через пять минут снова вопрос, затем еще и еще. Наконец, наивный консультант не выдерживает, берет и заканчивает работу самостоятельно. Внучка внутренне торжествует.

2. Вы известны как хороший специалист в своей сфере деятельности. Кроме того, вы охотно рассказываете о собственном опыте работы, чем снискали благосклонное к себе отношение со стороны коллег. Однако нередко, расспрашивая вас о том, как можно решить ту или иную проблему, с вас удается выудить еще и сведения, которые считаются коммерческой тайной и которые принято оплачивать.

3. Подчиненный приходит с вопросом, который сам не может решить ввиду отсутствия полномочий. Начальник, чтобы не выдать своего нежелания решать его, начинает постепенно "распалять" подчиненного - журить за действительные и мнимые недочеты. Тот наконец взрывается, переходит на повышенные тона, обижается. Развязка следует немедленно: "Научитесь сначала держать себя в руках - тогда и приходите".

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого. Причём развивает эту способность бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций - таков удел манипулятора. Основную свою задачу он видит в том, чтобы производить некоторое "должное впечатление". Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляции - это все то в нас, что сознательно, подсознательно и неосознанно применяет обманные трюки, которые позволяют нейтрализовать, приглушить нашу подлинную человеческую природу, низведя себя и наших близких до уровня вещей, подвластных управлению и контролю.

· Причины и проблема манипуляции

К основным причинам относят:

1. Конфликт между опорой на себя и опорой на внешнюю среду, что порождает проблему доверия себе и другим.

2. Истинная сущность человека - любовь. Но многие люди не знают, как любить, что порождает замену любви властью. Надо полюбить самих себя.

3. Риск и неопределенность вокруг столь велики, что современный человек чувствует себя беспомощным, «игрушкой» среды.

4. Велика потребность получать одобрения везде и от всех.

Проблема манипуляции весьма серьёзна и может быть сформулирована так: современному человеку очень трудно понять и принять тот факт, что он мертв, подобен кукле; что он фальшив, имитируя личные переживания при фактическом равнодушии к окружающим; что он упускает возможность быть живым и человеч­ным. Застывая в качестве манипулятора, мы играем роли, в которых не участвуют ни наши сердца, ни наша жажда жизни. Мы опускаемся до уровня «озабоченных автоматов», не способных открыто и спонтанно выражать свои чувства.

· Цель изучения проблемы манипуляции

Помочь человеку обрести большую уверенность в себе, осознанную ответственность за свое поведение, спонтанность и радость свободной творческой жизни. Чело­век может вновь ощутить вкус жизни, рискуя раскрыть себя ей и перейдя тем са­мым из состояния безразличия и преднамеренной манипуляции в состояние спон­танного самопроявления, актуализации.

· Основные характеристики манипулятора и актуализатора

Манипулятор Актуализатор
1. ложь (фальшь, мошенничество) 2. неосознанность (апатия, скука) 3. контроль (закрытость, намеренность) 4. цинизм (безверие)   1. честность (прозрачность, искренность) 2. осознанность (отклик, полнота жизни, интерес) 3. свобода (спонтанность, открытость) 4. доверие (вера, убеждение)

· Портреты манипулятора и актуализатора

Манипулятор Актуализатор
- это неблагополучная личность, которая в целях самозащиты стремится управлять собой и окружающими, причем относится к людям как к вещам и не осознает свою фальшивость, неискренность; - это очень занятой человек: он занят тем, что контролирует других, и поэтому не видит и не слышит много из того, что происходит вокруг; манипулирование незаметно делает его слепым; \ • •• \ - это многогранная личность с антаго-нистическими противоположностями в душе; - не осознавая действительного богатства бытия, он использует целый арсенал масок, убивая отведённое ему время на постоянные попытки сохранить прошлое и застраховать будущее; - это искусный игрок в жизни, постоянно стремится скрыть свою пустую карту; - не имея своего лица, основную свою задачу видит в том, чтобы производить некое «должное впечатление», желаемый эффект. - это цельная личность, исходная позиция которой сознание самоценности; - это многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями; - личность, которая рассматри- вает себя и других в качестве личностей или субъектов, рас-полагающих возможностью вы- разить своё действительное Я; - понимает ценность своей неповторимости; - проявляя себя, он исходит из полноценности себя и других, принимает себя и других; - считает, что задача каждого человека - проявление своих неповторимых потенций, а не воспроизведение того, что достиг кто-то другой.    

· Психологический анализ манипулятивного поведения

Манипулятор, которому не удалось продвинуться по службе или получить прибавку к жалованию, на которую он рассчитывал, придя домой умудряется переложить половину ответственности на давно умершего родителя, который его тиранил, на же­ну, которая утром плохо приготовила кофе или на кого-либо ещё. Теперь он может напиться или заболеть, обернуться подобострастным приставалой, стать мрачным, продолжать пассивную забастовку против себя, человечества, своего глупого шефа.

В течение многих сотен лет люди ищут и некий авторитет, который бы решил за них, что такое хорошо и что такое плохо. Парадокс в том, что это ведет к определению «хорошего» как приятного авторитету, а «плохого» как неприятного авто­ритету. Моральные концепции добра и зла ведут к психологии отвержения, посколь­ку индивид должен решить, какие части его хороши, и в дальнейшем стараться быть этими частями, он должен решить также, какие его части плохи, и отвергнуть их. Такие решения порождают непрерывную «гражданскую войну» в индивиде, - он никогда не уверен до конца, что есть зло и что есть добро. Альтернативу психологии отвержения можно определить как естественный контроль. Отвергать какую-то часть себя неэффективно. Следует уважать все человеческие тенденции. Неразумно было бы отрубать нерадивую левую руку и пользоваться только правой рукой. Столь же неразумно было бы ампутировать любую часть своей личности. Однако поскольку все части могут проявляться либо бестолково, либо творчески встает проблема выбора ответственности. Свобода в этом смысле - выбор и ответственность, полагаемые индивидом как стиль самовыражения. Этот подход связан не с отвержением или устранением части личности, но скорее с осознанием того, что происходит, когда мы проявляем себя самоуничтожительным образом.

· Потенциал преобразования поведения в актуализационное

Актуализационное поведение - поведение творческое. Любой человек в той или иной степени манипулятор, однако творчески выраженное манипулятивное поведение превращается в актуализационное. Самоуничто-жительное манипулятивное поведение может быть переосмыслено и изменено к лучшему для личности. Для этого необходимо способствовать нашему самопознанию, самопомощи и саморазвитию.

Объективно в человеке существуют две стороны личности:

1. «Собака сверху», или «Пристройка сверху» (попирающая сторона) – активная сторона, выраженная в стремлении командовать, подчинять, давить авторитетом.

2. «Собака снизу», или «Пристройка снизу» (попираемая сторона) - пассивная сторона, выражающая потребность подчиняться, соглашаться, слушаться.

Каждая из этих сторон может проявляться либо манипулятивно, либо творчески. Изучение проблемы манипуляции позволило выявить основные манипулятивные системы (игровые стереотипы), которых придерживаются люди в построении своих взаимоотношений:

1. Активный манипулятор = стремится главенствовать и властвовать.

2. Пассивный манипулятор = старается не вызывать раздражения.

3. Соревнующейся манипулятор = старается выигрывать любой ценой.

4. Безразличный манипулятор = предпочитает отвергать заботу.

Различают также основные манипулятивные типы людей и возможности их преобразования в направлении актуализации:

1. Диктатор (доминирует) … Руководитель (скорее ведет, нежели диктует условия).

2. Тряпка или слабак (роль жертвы, пассивно молчит) ... Сочувствующий (умеет понять).

3. Вычислитель (контролирует, стремится перехитрить ) ... Внимательный (уважает).

4. Прилипала (жаждет быть предметом забот) … Признателъный (высоко ценит других).

5. Хулиган (агрессивность, недоброжелательность) … Напористый (прям, откровенен).

6. Славный парень (преувеличивает заботливостъ) … Заботливый (искренняя забота).

7. Судья (преисполнен обвинений) ... Выразитель (твердо выражает свои убеждения).

8. Защитник (сочувствие сверх меры) ... Проводник (мягко помогает найти свой путь).

В манипуляторе гипертрофирован какой-то один из манипулятивных типов, либо их комбинация. Мы проецируем его противоположность на окружающих нас людей и делаем их своими целями. Например, жена – «Тряпка» нередко выбирает мужа – «Диктатора», а затем управляет им с помощью всякого рода подрывных методов. Использование манипулятивного потенциала творчески придает жизни полноценность, возвращает радость, благодаря интеграции сил и слабостей.

Пример. «Случай из жизни студентки».

· «Плохие» и «хорошие» манипуляции

Скрытое управление представляет интерес в двух отношениях.

1. Манипуляция против воли управляемого, при которой

манипулятор получает одностороннее преимущество или выгоду за счёт управляемого, служит источником конфликтов. Это психологическое воздействие, призванное обеспечить манипулятору негласное получение собственных преимуществ так, чтобы у жертвы сохранилась иллюзия самостоятельного принятия решения.

2. «Альтруистическое» управление служит цели бесконфликтного

решения возникающих проблем. Например, жена с помощью женских хитростей отучает мужа от какой-нибудь из вредных привычек (пристрастие к спиртному, курению); руководитель вместо прямого принуждения действует методами скрытого управления и получает важные для всех результаты, эффективно направляя силы и эмоции подчинённых в русло интересов дела; преподаватель включает ученика в активную деятельность, которая косвенно формирует у него нужные знания и познавательную мотивацию.

«Хорошей» манипуляцией можно назвать действия человека с внутренней установкой на «выигрыш/выигрыш», когда каждая взаимодействующая сторона получает важный для неё результат при минимально возможных затратах времени, эмоций, усилий, материальных средств. Проявления человеком высочайшего профессионализма в любой области деятельности можно отнести к «хорошим манипуляциям» (вспомните: «Продавец дилетант продаёт товар, а профессионал – решение проблемы»).

· Технология скрытого управления

В общем случае скрытое управление включает следующие этапы:

Сбор информации об адресате Обнаружение мишеней воздействия и приманок Аттракция Понуждение адресата к действию Выигрыш инициатора воздействия

Сбор информации об адресате производится с целью получить сведения, которые позволят скрыто управлять объектом (восприятие ситуации и отношение к управляющему субъекту; определение состояния управляемого объекта; доминирующий канал восприятия объекта –аудиал, визуал, кинестетик; тип познавательной деятельности по К. Юнгу - эмоциональный, аналитический, интуитивный или ощущающий).

Мишени воздействия – это те особенности личности, её слабости, потребности и желания, на которые воздействует инициатор, чтобы подтолкнуть объект к принятию нужного решения. В качестве мишеней могут выбираться универсальные побудители – чувство собственного достоинства индивида, его стремление к успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым, иметь благополучную семью и т.д. Мишени могут формироваться и инициатором (неадекватная самооценка, чувство вины). Мишенью воздействия нередко является страх, осознание своей слабости перед превосходящей силой.

Приманка – это то, что облегчает инициатору достижение своей цели, помогает привлечь внимание объекта к выгодной для него стороне дела и, тем самым, отвлечь его от истинной цели инициатора. Это может быть захват воображения (Остап Бендер и любители шахмат Васюков), разговор о том, что интересует объект, или о предмете его беспокойства, или о том, что он желал бы услышать и т.д.

Аттракция – это «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа. Аттракция включает в себя и привлечение, и удержание внимания, и интерес к субъекту, и расположение к нему. Наличие аттракции значительно облегчает скрытое управление объектом, хотя и не всегда присутствует в явном виде.

Пример. Поступок императора Наполеона. Поступок адмирала Нельсона.

Аттракция стимулируется многими приёмами: тонким комплиментом, умением слушать, уважительным отношением, дружескими проявлениями, «отзеркаливанием» собеседника, позитивными невербальными проявлениями, комфортным для собеседника взаимным расположением в пространстве.

Понуждение адресата к действию. Все предыдущие этапы являются подготовительными к этому действию, завершающему начатую комбинацию. Используются приёмы убеждения, уловки, риторические приёмы, методы нейролингвистического программирования.

Пример. Почтовый ящик. Попутчики.

· Защита от манипуляций

Поскольку всякое скрытое управление производится по единой схеме, рассмотренной ранее, то, несмотря на все различия между конкретными манипуляциями, возможно выстроить надёжную систему защиты от них по следующей универсальной блок-схеме:

  Не показывайте своих слабостей  
     
  Осознайте, что Вами манипулируют    
         
  Пассивная защита   Активная защита  
     
  Контрманипуляция   Расставьте точки над i
                                 

Блок «Не показывайте своих слабостей». В основе манипуляции чаще всего лежит использование каких-то слабостей собеседника. Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, ощущать своё превосходство, значимость, хорошо выглядеть, получить похвалу и т.д. Знание своих слабостей позволяет упреждающими ходами обезопасить себя не только от манипулирования, но и от критики.

Блок «Осознайте, что Вами манипулируют». Признаком манипуляции является чувство неудобства: не хочется что-то делать, говорить, а приходится – иначе неудобно, будете «плохо выглядеть». Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!» или что-то в этом роде, но содержащее слово «манипуляция». Именно оно действует отрезвляюще – вы осознаёте, что это нарушение вашей независимости, насилие над личностью. Этого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и подумать о защите.

Блок «Пассивная защита». Ею рекомендуется воспользоваться, например, тогда, когда не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли. Или начните расспрашивать о всевозможных деталях услышанного. Заговорите о чём-либо другом. Или, посмотрев на часы, скажите, что торопитесь, и предложите договорить в следующий раз. Единственное, что при этом требуется, - проявить выдержку!

Блок «Активная защита». Главное в ней – психологический настрой: не следует стесняться говорить то, что думаете. Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства» (щедрость, возможности, способности). Активная защита неуместна, когда объект манипуляции находится в зависимости (служебной, материальной и т.д.) от манипулятора, поскольку активная защита обнажает эгоистичность намерений манипулятора. Кроме случаев прямой зависимости есть ещё и моральные тормоза, происходящие от воспитанности, привычки соблюдать определённые этические нормы, которые удерживают от всякого высказывания, могущего обидеть собеседника.

«Расставьте точки над I». Решившись на активную защиту, не стесняйтесь, скажите, что Вас беспокоит в предложении партнёра. Помогают «расставить точки на i » уточняющие вопросы.

Пример. «Вопрос академика Вавилова Н.И.». «Я сам академик».

Блок «Контрманипуляция». Смысл контрманипуляции – сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить её словами или действием, ставящим манипулятора в проигрышное положение, показав, кто в действительности владеет ситуацией.

Пример.«Чёрный и белый камешки». «Предложение Луи Пастера».

«Шутка М. Бернеса».

  • Примеры (Шейнов, В.П. 12 секретов успеха./ В.П. Шейнов. - М., 2001.- 416 с.)

«Поступок императора Наполеона» (с. 59).

Великие полководцы, будучи прекрасными психологами, мастерски

управляли огромными массами людей, действуя при этом и методами скрытого управления. Желательная для этого аттракция достига­лась подчас неординарными поступками.

Однажды ночью Наполеон наткнулся на уснувшего на посту часо­вого. По законам военного времени это каралось расстрелом перед строем. Но армия была измучена, солдаты еле держались на ногах, и наказание в этих условиях еще более снизило бы боевой дух. Наполеон поднял ружье и встал на место часового. Подъехавший вскоре разво­дящий лишился дара речи, увидев императора, стоявшего за часового. Назавтра вся армия говорила о поступке императора, о его доброте к солдату и понимании трудностей солдатской службы. Настроение поднялось. В начавшемся сражении с криком «Виват, император!» они сломили сопротивление превосходящих сил неприятеля.

«Поступок адмирала Нельсона» (с. 59).

С именем великого английского флотоводца адмирала Нельсона связывают следующий эпизод. От его эскадры за день до сражения отошел фрегат, на котором в метрополию отправлялись письма. Когда фрегат уже отплыл, обнаружилось, что молодой моряк, собиравший письма товарищей и отправлявший их, в спешке забыл положить в мешок собственное письмо. С обескураженным видом он держал письмо в руке, стоя перед дежурным офицером. Офицер резко отчитал мат­роса. Случайно поблизости оказался Нельсон. «В чем дело?» - спросил он офицера. - «Пустяк, недостойный вашего внимания, милорд». Ад­мирал же, поняв в чем дело, приказал срочно вернуть фрегат. Письмо было отправлено. Все это происходило на глазах сотен моряков, и назавтра этот эпизод обсуждала вся эскадра. Подобные поступки принесли Нельсону любовь и привязанность моряков. И, может быть, именно преданность командиру была одной из составляющих много­численных побед адмирала. Благодарные англичане воздвигли ему мо­нумент в центре Лондона.

«Почтовый ящик» (с. 60).

Одно время повадился некто похищать из нашего почтового ящика газеты и журналы. Члены семьи практически целый день отсутство­вали, и у злоумышленника было в распоряжении сколько угодно време­ни для хищения. Перевести корреспонденцию на «до востребования» хлопотно, ведь тогда нужно ежедневно ходить за ней на почту. Надо было как-то воздействовать на неизвестного воришку. Проявив эмпатию, автор поставил себя на место злоумышлен­ника. Что ему облегчает задачу? - То, что днем жильцы в подъезде появляются редко и плохо знают живущих на других этажах сосе­дей. А тем более - кто имеет отношение к тому или иному ящику. Таким образом, даже случайная встреча с кем-нибудь из жильцов в момент хищения не очень опасна воришке - можно либо сделать вид, что достаешь из своего ящика, либо сказать, что ошибся им. Значит, первое, что нужно сделать - как-то лишить похитителя этих «удобств». Например, предать огласке факт хищений, чтобы жильцы знали о воровстве и помнили, что следующей жертвой может стать любой из них и, следовательно, были бы более внимательны, кто из какого ящика достает почту. И чтобы воришка об ­этом знал. Самый простой способ огласки - вывесить объявление. Второе - как-то воздействовать на психику похитителя. Характер похищаемых ими изданий говорил о наличии у него опредёленного интеллекта. Значит, он считает себя человеком не последним и наверняка усыпил свою совесть каким-то оправданием. Например: возьму почитать, верну - но возвратить не получалось. Ну и ничего страшного: подумаешь, газеты - такой пустяк, не обеднеют. (То есть это и не воровство вовсе, а как бы мелкая шалость ввиду малозначительности пропажи). Поэтому надо довести до него, что окружающие иначе воспринимают его действия, - имен­но как воровство. А то, что оно мелкое, - это еще позорнее. Так родился текст объявления: «Уважаемые соседи! В нашем подъезде завелся ВОР. Систематически обчищает он наши ящики, ценя свою совесть в стоимость украденных газет. Поймаем и проучим ВОРА!!» Слово ВОР было выделено красным цветом. Объявление это мы накрепко приклеили на настежь открытую дверь подъезда (дело было летом) - так, чтоб сорвать его было нелегко. Видно, объявление «жгло» воришку - во вторую ночь его со­скребли. Несколько похищенных ранее изданий были возвращены в наш ящик. Но главное - пропажи прекратились! И с тех пор более не по­вторялись.

«Попутчики» (с. 62).

Дорога до дачи включает у нас полтора часа езды на электричке. Можно с пользой провести это время - почитать и даже порабо­тать (править рукопись, готовиться к занятиям и т.д.). Можно, если не попадутся болтливые, да еще и громкоголосые соседи. Как избавиться от назойливо лезущих в голову чужих разглагольствований? Вежливые просьбы умерить громкость либо не действуют вовсе (а то и приводят к конфликту), либо имеют кратковременный эффект. Анализ показывает: люди занимают время тем, чем могут, то есть разговором. Будь у них другие возможности, многие из них не «сцепились бы языками». Значит, нужно предоставить им эту другую возможность. И мы с супругой, также большой любительницей чтения, стали брать «чтиво» с запасом - для попутчиков. Предложив им интересные журнал, газету, мы с тех пор почти всегда устраивали маленький «читальный зал» на все время пути.

Сразу оговорюсь, что данное средство действует не на всех. Есть среди нас люди, совершенно не читающие, все интересы которых сосредоточены на «перемывании» косточек знакомым или на всем, что связано с едой. Чтобы избежать таких соседей, мы теперь занимаем место для более интеллектуальных попутчиков.

 

«Вопрос академика Вавилова Н.И.» (с. 74).

Блестящий пример «расставить точки над i» с помощью уточняющих вопросов дал академик Н.И. Вавилов в бытность его Президентом Академии наук. Пришёл посетитель с предложением издавать журнал, каких нет даже в США. «Вы уверены, что таких нет в Америке?» - уточнил Вавилов у посетителя. «Уверен», - ответил тот. «Ну, тогда и нам не надо», - было резюме.

«Я сам академик» (с. 74).

Во время гонений на академика А.Д. Сахарова генсек Л.И. Брежнев

вызвал Президента Академии наук М.В.Келдыша с предложением исключить опального правозащитника из Академии. На отказ Президента Л.И. Брежнев съязвил: «Боишься академиков?» - «Я сам академик»,- ответил М.В. Келдыш

«Чёрный и белый камешки» (с. 74).

В прошлом столетии в Лондоне жил купец, задолжавший ростов­щику крупную сумму денег. Срок оплаты приближался, купец был не в состоянии расплатиться, ему грозили позор и тюрьма. Пользуясь си­туацией, старый и уродливый ростовщик предложил простить долг, если купец отдаст ему в жены свою юную дочь. Отец с дочерью при­шли в ужас. Видя это, ростовщик предложил бросить жребий: он положит в пустой кошелек два камешка : черный и белый. Девушка должна вслепую вытащить один из них. Если попадется белый, она остается с отцом, а тот - с прощеным долгом. Если черный - ста­нет женой ростовщика. Они вынуждены были принять предложение. Но девушка успела заметить, что ростовщик положил два черных камешка. Она сунула руку в кошелек, вытащила камешек, и, не взглянув на него, будто случайно уронила его на дорожку, где камешек затерялся среди других. «Ах, какая досада, - воскликнула девушка. - Ну, да это дело поправимое. Посмотрим, какого цвета оставшийся камешек и узнаем, какой вытащила я». Оставшийся камешек был черным, значит она вытащила белый: не мог же ростовщик со­знаться в мошенничестве при свидетелях.

«Предложение Луи Пастера» (с. 75).

Блестящую контрманипуляцию провёл выдающийся бактериолог Луи

Пастер: Он исследовал культуру бактерии оспы. В этот момент явился незнакомец и представился секундантом одного вельможи, которому показалось, будто ученый оскорбил его. И теперь он требует удов­летворения. Пастер ответил: «Раз меня вызывают; я имею право выбрать оружие убийства. Вот две колбы: в одной - бактерии оспы, в другой - дистиллированная вода. Если приславший вас согласится выпить одну из них на выбор, я выпью другую. Судьба нас рассудит». Дуэль не состоялась.

«Шутка М. Бернеса» (с. 75).

Контрманипуляцией может быть и ответная манипуляция пост­радавшего, построенная по тому же принципу и имеющая цель проучить манипулятора: «не рой яму другому - сам в нее свалишь­ся». Пример подобной контрманипуляции содержится в воспоми­наниях Иосифа Прута, опубликованных журналом «Столица». «Однажды Марк Бернес решил подшутить над автором юмористических рассказов Ве­ниамином Рискиндом. Поскольку он постоянно нуждался и не имел собственного жилья, то друзья снимали ему самый дешевый номер в гостинице «Националь». В час ночи, когда Рискинд, надев свою ста­ренькую полосатую пижаму, приготовился нырнуть под одеяло, вдруг зазвонил телефон: Что ты делаешь, Венчик? - спросил Бернес. - Что можно делать в такое время? Готовлюсь увидеть красивый сон. - А мы в 201 номере гуляем. Приехали ленинградцы. Заходи! Рискинд нехотя встал с кровати, набросил на плечи свой старый клетчатый пиджак и прямо в домашних тапочках пошел к 201 номе­ру, который находился на его этаже. Без стука распахнув дверь, он увидел хмурого человека с взъерошенными волосами и трубкой в зубах. Он что-то печатал на машинке и, как сказал бы подозрительный обыватель, «явно не в нашу пользу». Увидев полуодетого и возбужден­ного Рискинда, человек оторвал руки от машинки и устремил на во­шедшего вопросительный взгляд. - Довольно трепаться! Где ребята? - спросил Рискинд. Хозяин номера что-то пробормотал по-английски, и в его глазах появился неподдельный испуг. - Ну, выходите, жлобы, - сказал ночной гость, обращаясь к плотн­ым портьерам, закрывавшим широкое окно. И вдруг человек отчаянно закричал. Услышав крик, в номер ворвалась дежурная по этажу и, схватив Веню за руку, вытащила его в коридор. - Вы сошли с ума, товарищ Рискинд, - тихо, но грозно сказала она, - ночью врываться к иностранным гостям. Завтра утром обо всем доложу директору. Веня понял, что стал жертвой розыгрыша. Вернувшись в свой но­мер, он погасил настольную лампу, лег в постель, но сон не приходил. Ему казалось, что, он видит в темноте комнаты лукаво прищуренные глаза Марка. Часа в три ночи он позвонил Бернесу домой. - Кто? - сонно позевывая, спросил артист. Изменив голос, Рискинд сказал: - Попросите Рябцева, только побыстрее. - Какого Рябцева? - А того, что делает у вас обыск. - У нас нет никакого обыска, - в голосе Бернеса прозвучала яв­ная тревога. - Ах, так они еще не приехали, - сказал Рискинд и положил трубку. Теперь бессонница одолела и Бернеса».

«Случай из жизни студентки»

На педагогической практике студентка поделилась случаем, который







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.018 с.)