Общие понятия, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия, классификация



Дайте определение понятий:

Природные опасности

Стихийные бедствия (СБ) — ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осуществляя хозяйственную деятельность, следует заботиться о сохранении природ­ного равновесия — это позволит сократить количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) при­родного характера.

Перечислите общие закономерности стихийных бедствий

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

Об угрозе возникновения СБ население должно оповещаться. В информации указы­ваются предполагаемый характер бедствия, его масштабы, время и место возникновения, возможные последствия, а также рекомендуется, что необходимо делать до и после СБ.

Катастрофа

По локализации ЧС природного характера делят на несколько групп:

Заполните схему:

 

___________ ____________ ___________ ___________ __________ ___________

___________ ____________ ___________ ___________ ___________ ___________

___________ ____________ ___________ ___________ ___________

 

Рис.6. Классификация ЧС природного характера (по локализации)

Опасности литосферные или геологические

Землетрясение

 

Дайте определение понятий:

Землетрясение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сейсмология — _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Очаг землетрясения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Центр очага_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпицентр_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плейстосейстовая область_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ежегодно на земном шаре регистрируются сотни тысяч землетрясений. Однако боль­шинство из них слабые, и мы их не замечаем. Силу землетрясений оценивают по интенсив­ности разрушений на поверхности Земли. Существует несколько сейсмических шкал интен­сивности. Одна из них предложена профессором Калифорнийского технологического инс­титута Ч. Рихтером в 1935 г.

Шкала Рихтера ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Магнитуда землетрясения — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Природа землетрясений до конца не раскрыта. Землетрясения происходят в виде серии толчков.

Форшоки (от англ. fore — перед и shock — удар) — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Афтершоки (от англ. after — после и shock)___________________________________________________________________________

Число толчков и промежутки вре­мени между ними могут быть различными. Главный толчок характеризуется наибольшей силой. Продолжительность главного толчка — несколько секунд, но субъективно людьми он воспринимается как очень длительный.

Заполните таблицу:

Сила землетрясений

Вид землетрясения Сила землетрясения Последствия
Незаметное сотрясения почвы      
Умеренное        
Сильное      
Разрушительное      
Катастрофическое      

Заполните таблицу:

Землетрясения ХХ- ХХI в.

Место землетрясения Дата Сила Число погибших
Баллы Магнитуда
           
           
           
           
           
           

В ходе землетрясения в горах возможны камнепады, обвалы, оползни. При подводном землетрясении возникают морские гравитационные волны (цунами), скорость их распрост­ранения — от 50 до 1000 км/ч. Цунами производят опустошительные разрушения на суше.

Перечислите признаки близкого землетрясения:

 

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________________

 

Алгоритм поведения при землетрясении

Мероприятие Действия человека
Подготовка к землетрясению  
Поведение во время землетрясения 1.Вы находитесь дома:   2.Вы находитесь на улице   3.Вы находитесь в общественном транспорте   4.Вы находитесь в машине
Действия после землетрясения:    

Вулканическая деятельность

Дайте понятие определениям:

Вулканиз м — ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вулкан — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Магма — _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лава — _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тефра — ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите основные части вулкана:

1)___________________________________ 3)________________________________

2)___________________________________ 4)________________________________

 

Заполните схему:

Типы вулканов

 

           
     
 
     
 
     
 
     

 


Рис.7. Типы вулканов

Поражающими факторами при извержении вулканов являются: 1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)________________________________________________________________________

Вторичные поражающие факторы:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

Наиболее часто люди и животные в районах извержения вулканов гибнут от травм, ожогов верхних дыхательных путей, асфиксии (кислородного голодания), поражения глаз. Долгое время после извержения вулкана среди населения наблюдается повышение забо­леваемости бронхиальной астмой, бронхитами, обострение ряда хронических заболеваний. В районах извержения вулканов устанавливают эпидемиологический надзор.

Между вулканической деятельностью и землетрясениями существует взаимосвязь. Сейсмические толчки, как правило, обозначают начало извержений. При этом опасность представляют лавовые фонтаны, потоки горячей лавы, раскаленные газы. Взрывы вулканов могут повлечь оползни, обвалы, лавины, а на морях и в океанах — цунами.

Опишите алгоритм действия при извержении вулкана:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

 

Оползни и сели

Дайте понятие определениям:

Оползень

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оползни не являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, но ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен: разрушаются жилища, поврежда­ются коммуникационные тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети.

Причины возникновения оползней:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________________

7)_________________________________________________________________________

При появлении признаков приближающегося оползня (заклинивание дверей и окон зданий, просачивание воды на оползнеопасных склонах) сообщите в ближайший пост оползневой станции. Отключите электрические и газовые приборы, водопроводную сеть, приготовьтесь к эвакуации. После смещения оползня в уцелевших сооружениях проверьте состояние стен, перекрытий, линий электро-, газо- и водоснабжения.

Дайте понятие определениям:

Сель

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это смесь воды, грязи, камней, деревьев и других предметов. Объем перемещаемой породы — миллионы ку­бических метров. Длительность селевых потоков достигает 10 ч при высоте волны до 15 м.

Причины возникновения селей:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________________

К профилактическим противоселевым мероприятиям можно отнести строительство гидротехнических, селезадерживающих, селенаправляющих сооружений, спуск талой во­ды, закрепление растительного слоя на горных склонах, лесопосадочные работы, регули­рование рубки леса. В селеопасных районах создают автоматические системы оповещения о селевой угрозе.

Алгоритм действия при селевом потоке.

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________________

Снежные лавины

Дайте понятие определениям:

Лавина

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лавины обладают огромной разрушительной силой. Если со склона сполз пласт снега размером 25 х 30 м и толщиной 20 см, то лавина будет иметь объем 150 м3.

Возникновение лавин обусловлено несколькими факторами:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

Лавины образуются на безлесных склонах крутизной от 15° и более. Оптимальные условия для образования лавин — склоны в 30-40°. При крутизне более 50° снег осыпается к подножию склона, и лавины не успевают сформироваться. Сход лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см, а старого — более 70 см. Скорость схода лавины в среднем 20-30 м/с, но может достигать 100 м/с. Точный прогноз времени схода лавин невоз­можен.

Различают лавины:

Заполните таблицу:

Классификация лавин

Тип лавин Особенности
   
   
   
   
   
   
   

Противолавинные профилактические мероприятия делят на

пассивные и активные.

Алгоритм действия при сходе лавин:

Пассивные:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

Активные:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.059 с.)