Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Теоретические основы бе3опасности жи3недеятельности↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОМОНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Студента _____________________________________ Фамилия, имя, отчество
Институт___________________________________ курс __________ группа_________________
Ставрополь – 2014 год Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина ''Безопасность жизнедеятельности'' представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе'' человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации''. Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера. Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций. Воздействие человека на окружающую среду за последние годы по своим масштабам, интенсивности и сложности сравнивают со стихийными бедствиями. В этих условиях всё более необходимым становится формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, как условия обеспечения устойчивой безопасной жизни. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» началось в российских вузах в 1990-х годах. И это далеко не случайно. В условиях социальной нестабильности, перманентных экономических неурядиц, морального и физического износа производственных фондов и техники, ухудшения экологической ситуации обостряется проблема выживания человека, возникает настоятельная необходимость обеспечения его безопасности. Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина связана с изучением закономерностей возникновения и развития угроз и опасностей и способов эффективной защиты от них социума (человека, его сообществ, человечества) и окружающей его среды в любых условиях жизнедеятельности. В этом проявляется ее социальная направленность, поскольку объектом опасностей и угроз выступает социум, хотя субъектами могут быть и природа, и техногенная сфера, и экология. Однако есть и непосредственно социальная сфера безопасности жизнедеятельности, когда и объектом, и субъектом опасностей и угроз выступает сам социум. Ведь не секрет, что именно человеческая жизнедеятельность нередко становится причиной многих опасных и чрезвычайных ситуаций.
ХОД ЗАНЯТИЯ Жизнедеятельность – это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах – мире природы, к сожалению, неуклонно сжимающимся и уменьшающимся под влиянием человеческой деятельности, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным и неожиданным образом взаимодействуют между собой и требуют к себе пристального внимания. Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно констатировать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство. Дайте определения: Безопасность жизнедеятельности – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Жизнедеятельность – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остаётся зависимым от окружающей его среды. Именно за счёт неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т.п. Среда обитания – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Человек и среда обитания – непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания». Биосфера – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворить свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и главным образом на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятых техносферой. Техносфера – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, посёлками и сёлами, промышленными зонами, промышленными предприятиями. К техносферным относятся: Заполнить схему:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различают опасности: Заполните схему: Дайте понятие определениям: Вредный фактор – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Травмирующий (опасный) фактор – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Происшествие – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чрезвычайное происшествие (ЧП) – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Авария – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Катастрофа – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Стихийное бедствие – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Производственная среда – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Травмирующие и вредные факторы подразделяют на: Заполните схему:
Физические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Химические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Биологические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Психофизиологические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В быту на человека могут негативно воздействовать повышенный шум и вибрации, электромагнитные поля, ядохимикаты, недоброкачественная пища и вода, загрязнённый воздух и ряд других факторов. Источником загрязнения воздуха в доме может быть все – от одежды, возвращённой из химчистки, до обычных дезинфицирующих средств. Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3адачи науки о БЖД сводятся к: 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ Цель БЖД как науки – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характер взаимодействия человека со средой обитания определяют потоки энергии, веществ и информации, поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - это путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы, ибо неприемлемой является на сегодня оценка последствий от воздействия негативных факторов на среду обитания по конечному результату. Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени - главная задача науки о БЖД. Анализ реальных ситуаций, событий и фактов позволяет сформулировать ряд постулатов (аксиом) науки о БЖД: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ 7)_________________________________________________________________________ 8)_________________________________________________________________________ 9)_________________________________________________________________________ 10)________________________________________________________________________
Начиная с середины XX века заметно ухудшается качество среды обитания, а также резко возросло воздействие на людей региональных негативных факторов крупных городов и промышленных центров. Некоторые негативные воздействия имеют уже глобальное влияние. Нарастает воздействие негативных факторов техногенного происхождения, действующих в чрезвычайных ситуациях. Радикальный путь к снижению действия вредных факторов на человека и окружающую его среду - это уменьшение отходов технических систем при их эксплуатации, совершенствование этих систем для снижения травмоопасности и реализации допустимого риска при жизнедеятельности людей. Объект изучения в БЖД - комплекс явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", негативно воздействующих на человека и природную среду. В жизненном цикле человека состояние системы "человек - среда обитания" многовариантно. Наиболее характерными являются системы: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ Во всех вариантах системы "человек - среда обитания" постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором. Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль. Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: Чрезвычайная ситуация (ЧС) – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей. Дайте понятие определениям: Зона чрезвычайной ситуации – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Стихийные бедствия – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально‑энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека. Авария – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально‑бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв. Катастрофа – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Экологическая катастрофа – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Все ЧС классифицируются по трем признакам: 1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации; 2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация; 3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.
По сфере возникновения Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС. Заполните схемы:
Рис. 1. Классификация ЧС природного характера
Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера
Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера В зависимости от источника чрезвычайные ситуации подразделяются на: (рис. 4). Заполните схему:
Рис. 4. Классификация ЧС (по источнику возникновения)
По ведомственной принадлежности различают ЧС: Перечислите: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ Цель занятия: познакомить студентов с многообразием природных опасностей и разработать практические рекомендации по правилам провёдения и действиям населения в условиях природных катастроф. Вопросы для теоретической подготовки: 1. Понятия природных опасностей и стихийных бедствий. 2. Характерные особенности природных опасностей. 3. Классификация ЧС природного характера и ин взаимосвязь. 4. Характеристика ЧС геологических: землетрясение; вулканическая деятельность, снежная лавина, оползни и сели. 5. Характеристика ЧС гидрологических: наводнения, цунами, нагоны, заторы, зажоры. 6. Характеристика ЧС метеорологических: ураган, буря, смерч; пурга, гроза, туман, гололед. 7. Природные пожары: понятие, классификация, способы тушения. 8. Биологические опасности. 9. Космические опасности. 10. Признаки, предшествующие возникновению ЧС природного характера, активные пассивные меры по их предупреждению. 11. Действия населения в зоне ЧС во время и после стихийного бедствия.
Материальное оснащение занятия: иллюстративные материалы, тематические видеофильмы, МД презентации. ХОД ЗАНЯТИЯ Землетрясение
Дайте определение понятий: Землетрясение — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сейсмология — _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Очаг землетрясения — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Центр очага — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Эпицентр — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Плейстосейстовая область — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ежегодно на земном шаре регистрируются сотни тысяч землетрясений. Однако большинство из них слабые, и мы их не замечаем. Силу землетрясений оценивают по интенсивности разрушений на поверхности Земли. Существует несколько сейсмических шкал интенсивности. Одна из них предложена профессором Калифорнийского технологического института Ч. Рихтером в 1935 г. Шкала Рихтера — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Магнитуда землетрясения — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Природа землетрясений до конца не раскрыта. Землетрясения происходят в виде серии толчков. Форшоки (от англ. fore — перед и shock — удар) — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Афтершоки (от англ. after — после и shock) — ___________________________________________________________________________ Число толчков и промежутки времени между ними могут быть различными. Главный толчок характеризуется наибольшей силой. Продолжительность главного толчка — несколько секунд, но субъективно людьми он воспринимается как очень длительный. Заполните таблицу: Сила землетрясений
Заполните таблицу: Землетрясения ХХ- ХХI в.
В ходе землетрясения в горах возможны камнепады, обвалы, оползни. При подводном землетрясении возникают морские гравитационные волны (цунами), скорость их распространения — от 50 до 1000 км/ч. Цунами производят опустошительные разрушения на суше. Перечислите признаки близкого землетрясения:
1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________
Вулканическая деятельность Дайте понятие определениям: Вулканиз м — ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вулкан — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Магма — _________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лава — _________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тефра — ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите основные части вулкана: 1)___________________________________ 3)________________________________ 2)___________________________________ 4)________________________________
Заполните схему: Типы вулканов
Рис.7. Типы вулканов Поражающими факторами при извержении вулканов являются: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)________________________________________________________________________ Вторичные поражающие факторы: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ Наиболее часто люди и животные в районах извержения вулканов гибнут от травм, ожогов верхних дыхательных путей, асфиксии (кислородного голодания), поражения глаз. Долгое время после извержения вулкана среди населения наблюдается повышение заболеваемости бронхиальной астмой, бронхитами, обострение ряда хронических заболеваний. В районах извержения вулканов устанавливают эпидемиологический надзор. Между вулканической деятельностью и землетрясениями существует взаимосвязь. Сейсмические толчки, как правило, обозначают начало извержений. При этом опасность представляют лавовые фонтаны, потоки горячей лавы, раскаленные газы. Взрывы вулканов могут повлечь оползни, обвалы, лавины, а на морях и в океанах — цунами. Опишите алгоритм действия при извержении вулкана: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________
Оползни и сели Дайте понятие определениям: Оползень — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оползни не являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, но ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен: разрушаются жилища, повреждаются коммуникационные тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети. Причины возникновения оползней: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ 7)_________________________________________________________________________ При появлении признаков приближающегося оползня (заклинивание дверей и окон зданий, просачивание воды на оползнеопасных склонах) сообщите в ближайший пост оползневой станции. Отключите электрические и газовые приборы, водопроводную сеть, приготовьтесь к эвакуации. После смещения оползня в уцелевших сооружениях проверьте состояние стен, перекрытий, линий электро-, газо- и водоснабжения. Дайте понятие определениям: Сель — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Это смесь воды, грязи, камней, деревьев и других предметов. Объем перемещаемой породы — миллионы кубических метров. Длительность селевых потоков достигает 10 ч при высоте волны до 15 м. Причины возникновения селей: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ К профилактическим противоселевым мероприятиям можно отнести строительство гидротехнических, селезадерживающих, селенаправляющих сооружений, спуск талой воды, закрепление растительного слоя на горных склонах, лесопосадочные работы, регулирование рубки леса. В селеопасных районах создают автоматические системы оповещения о селевой угрозе. Алгоритм действия при селевом потоке. 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ Снежные лавины Дайте понятие определениям: Лавина — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лавины обладают огромной разрушительной силой. Если со склона сполз пласт снега размером 25 х 30 м и толщиной 20 см, то лавина будет иметь объем 150 м3. Возникновение лавин обусловлено несколькими факторами: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ Лавины образуются на безлесных склонах крутизной от 15° и более. Оптимальные условия для образования лавин — склоны в 30-40°. При крутизне более 50° снег осыпается к подножию склона, и лавины не успевают сформироваться. Сход лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см, а старого — более 70 см. Скорость схода лавины в среднем 20-30 м/с, но может достигать 100 м/с. Точный прогноз времени схода лавин невозможен. Различают лавины: Заполните таблицу: Классификация лавин
Противолавинные профилактические мероприятия делят на пассивные и активные. Алгоритм действия при сходе лавин: Пассивные: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ Активные: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________
Наводнение Дайте определение понятий: Наводнение — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наводнения происходят в результате интенсивного таяния снега (ледников), выпадения обильных осадков, заторов и зажоров, разрушения гидротехнических сооружений, а также цунами. Затор — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Затор образуется при ледоходе и состоит из крупных и мелких льдин. Зажор — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зажоры образуются в реках в период формирования ледяного покрова. Половодье — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Паводок — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нагонные наводнения — __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нагонные наводнения часто происходят в __________________________________________________________________________. Наводнения уносят человеческие жизни и наносят огромный материальный ущерб: разрушают дома, повреждают автомобильные дороги, железнодорожные пути, линии связи, ЛЭП, уничтожают скот, сельскохозяйственные культуры, продукты питания, топливо, корма. Наводнение может сопровождаться разрывом водопроводных и канализационных труб, электрических и телеграфных кабелей, газо- и теплопровода. Все вышеперечисленное заставляет людей изучать наводнения и искать способы защиты от них. Сегодня большинство наводнений предсказуемо, что позволяет своевременно проводить подготовительные работы. Перечислить основные способы борьбы с наводнениями 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ 7)_________________________________________________________________________ Алгоритм действия во время наводнения: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ Помните: поиск людей на затопленной территории организуется немедленно. К тонущему человеку подходят на лодке против течения, а поднимают его с кормы. Алгоритм действия после наводнения: 1)_________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________________ 3)_________________________________________________________________________ 4)_________________________________________________________________________ 5)_________________________________________________________________________ 6)_________________________________________________________________________ Цунами Дайте понятие определениям: Цунами — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Высота волн в области их возникновения 0,1-5 м, у побережья — до 40 м, в клинообразных бухтах и долинах рек — свыше 50 м. Вглубь суши цунами могут распространяться до 3 км. Основной район, где проявляются цунами, — побережья Тихого и Атлантического океанов (80 % случаев), реже — Средиземное море. Естественный сигнал предупреждения о возможности цунами — землетрясение. Перед началом цунами вода отступает далеко от берега, обнажая морское дно на сотни метров или даже несколько километров. Отлив может длить
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.013 с.) |