Теория политической системы Д.Истона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория политической системы Д.Истона.



Модель Истона даёт представление о том, как полит. система вырабатывает политику,с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

Модель «на входе»

«Вход» -любое событие, кот. по отношению к полит. системе явл. внешним, влияет на неё и способно изменить.

1)требования (направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определ. потребностей.)

Ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения

3)поддержка (выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация полит. системы. Поддержка может быть открытой (материализуется в действиях,участие в выборах,поддержка партий) и скрытой (внутренние установки и ориентация личности)

Функции на «входе»:

1) полит. социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.

2)заполнение ролей в полит. системе (полит. рекрутирование – выполнение личностями опред. полит. ролей)

3)артикулирование интересов – процесс, посредством кот. выражаются требования

4)агрегирование интересов – превращение требований в альтернативы гос политики

5) полит. коммуникации – обеспечивает связь между элементами полит. системы и средой.

Модель на «выходе»

«Выход» -ответная реакция на взаимодействие, преобразованное полит. системой в решения.

1) результаты работы полит. системы – обязывающие решения ( могут быть в форме законов)

2) внутрисистемная конверсия – процесс переработки требований в полит. решения.

3) вход и выход воздействуют друг на друга – «петля обратной связи». Обратная связь имеет значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции и устранении ошибок. Полит. система,игнорирующая обратную связь, - неэффективна.

Функции на выходе:

1) нормотворчества –процесс разработки законов, деят-ть соц. институтов.

2)функция применения правил и норм – приведение их в действие, в соц. практику.

3)контроль за соблюдением правил и норм – интерпретация законов, определение факторов их нарушения, применение санкций.

Типы политических систем.

Долгое время в полити­ческой литературе выделялись два ти­па политических систем: буржуазная и социалистическая. Однако в наше время эта типология не объективна.Современные политологи классифицируют политичес­кие системы по различным критериям.

В зависимости от характера и способа взаимоотношений власти, общества и личности, политического режима:1.Демократи­ческие2.Тоталитарные3.Авторитарные

Деление 1:

Традицион­ные (основа - неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей);

Модернизированные (су­ществует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти);

Переходные.

Деление 2:

Консервативные (сохраняющие и поддерживающие установленный порядок);

Трансформирующиеся (проводящие обществен­ные преобразования, ориентирующие на реформы).

Реакционные (ориентирующиеся на прошлое);

Прогрессивные (берущие курс на формирование общес­тва нового типа).

По признаку участия в политическом процессе:

либеральная демократию (высока степень добро­вольного, но пассивного участия);

коммунистическая (высокая степень принудительности);

развивающаяся (с низким участием в политике).

В зависимости от связей с внешней средой и другими странами: 1. открытые; 2. закрытые

Деление 3:

Завершенные;

Незавершенные (особенно в развивающихся странах).

Формационныи (марксис­тский) подход:

Рабовладельческие;

Феодальные;

Капиталистические;

Социалистические.

Такое множество типологий политических систем оп­ределяется сложностью политического мира, многообра­зием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.

 

 

13. Тоталитаризм Режим (от лат. - управление) - совокупность способов осуществления политической и государственной власти. На политический режим влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и полит. партии; степень остроты классовых и межнациональных противоречий; уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе. Характер политического режима определяется рядом критериев: 1) роль и функции главы государства в системе политического руководства; 2) способ и порядок формир-ия представительных учреждений; 3)положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений; 4)правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан; 5) наличие объективных источников информации, гласности.

Политические режимы классифицируются по степени развитости политической демократии и с учетом реального политико-правового статуса личности: тоталитарные, авторитарные и демократические. Между ними отсутствуют жесткие границы, что обуславливает наличие переходных, смешанных форм. Тоталитаризм - от лат. весь, целый, полный. Впервые понятие ввел Б.Муссолини. Характерные черты: в политич. сфере - 1) восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования; 2) монополия одной партии на власть, не ограниченная никаким законом и уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции; 3) объединение партийного и гос. аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть (государство в государстве); 4) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями; 5) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод; 6)наличие системы тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы.

В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государств. аппарата над производством и экономикой в целом. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового "наилучшего" политического и социального порядка и создание нового типа личности. Разновидности тоталитаризма: 1.Казарменно-коммунистическая модель (полное уничтожение частной собственности, абсолютная власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан); 2.Фашизм (радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологич. утопией, установление твердой государственной власти); 3.Национал-социализм (идея социализма, вера в возможность создания общества социальной гармонии, агрессивность национал-социализма направлена против других народов).

 

14.Авторитарный режим по своему характеру близок к тоталитаризму, но отличается от него следующими признаками: 1)авторитаризм не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества; 2) нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. 3) авторитарный режим более гибок, способен к трансформации и модернизации, допускает размежевание различных политических сил и интересов, разрешает в определенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов; 4) тоталитарные режимы опираются прежде всего на массовые движения, партии, а авторитарные всегда пользуются поддержкой армии, бюрократии, церкви. Черты: 1.Носителем власти выступает один человек или группа лиц;2.Ограничение выборности государственных органов, отказ от концепции разделения властей; 3.Опора на силу. 4.Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. 5.Отказ от тотального контроля над обществом. Учитывая эти признаки, авторитаризм можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во в неполитических сферах.

Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти. Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», пришедший к власти с помощью государственного переворота.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.007 с.)